УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кормление удава. Эффективность антиинфляционных действий правительства в значительной мере определит итоги выборов 2006 года

879
Кормление удава. Эффективность антиинфляционных действий правительства в значительной мере определит итоги выборов 2006 года

Андрей Блинов, Виталий Лукович, "Эксперт"

Правительство сделало выбор в пользу инфляционной модели развития. Окончательно это решение закреплено изменениями в бюджет, предполагающими резкий рост социальных выплат, и также увеличением железнодорожных тарифов.

Обещания новой власти о значительном повышении доходов наиболее бедных слоев населения подкорректирует инфляция. По итогам текущего года уже очевидно, что индекс потребительских цен после прошлогодних 12,3% не вернется в зону одноразрядных чисел, как это предполагает правительство (9,8%). По данным Госкомстата, за первый квартал потребительские цены выросли на 4,4%. С учетом ежемесячных темпов инфляции за последние двенадцать месяцев это может дать 14,7% годовых.

И, похоже, это далеко не предел. Апрельские социальные выплаты подхлестнут рост цен, который окажется выше прошлогодних 0,7%, и к лету может подойти вплотную к годичной оценке, заложенной в бюджет.

Обещания новой власти поставили ее в такое положение, которое практически исключает пространство для маневра. При составлении прогноза это значительно сужает необходимый для анализа набор возможных сценариев. Поэтому разброс экспертных прогнозов роста потребительских цен в этом и в следующем годах не очень велик (см. табл. 1).

Почему они растут

Самый стремительный рост цен в этом году наблюдается в продуктовом сегменте (мясо, овощи, фрукты) и в сфере услуг. И если скачок цен на фрукты является сезонным и в целом вписывается в обычную зимне-весеннюю динамику, то причину повышения стоимости мяса и овощей стоит рассмотреть особо.

Новой власти от предшественников в наследство достался подогретый потребительский спрос, стимулированный дополнительными социальными выплатами в размере около 4,5 млрд грн, произведенными преимущественно в последнем квартале ушедшего года. Такая денежная интервенция способствовала росту потребления наиболее бедных групп населения. По данным Госкомстата, при резком увеличении реальных доходов (а они выросли на 16,8% в 2004 году и на 25,1% в январе-феврале 2005-го) потребление мяса также резко возрастает. Самая бедная по доходам категория населения употребляет его в 2,5 раза меньше чем, среднестатистическая, третья группа. В итоге среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов выросло, по нашим оценкам, с 2,8 кг/месяц в 2001 году до 4 кг/месяц в 2004-м.

Кроме того, значительная часть спроса в конце минувшего года была «съедена» валютным рынком, куда по привычке понесли свои сбережения граждане, обеспокоенные политической нестабильностью. Но с марта население продает валюты больше, чем покупает. Это позволяет говорить об отложенном монетарном давлении на потребительский рынок дополнительных выплат последнего квартала ушедшего года. И нет никаких перспектив возобновления откачки избыточной гривневой ликвидности валютным рынком — там царят ревальвация и призывы властей к гражданам продавать валюту.

С апреля монетарное давление на потребительский рынок резко усилилось: уже начали выплачивать повышенные пенсии, зарплаты и социальную помощь. И речь идет о гораздо больших суммах — до 32,5 млрд грн. Причем если выплаты имени Януковича были откровенно одноразовыми (увеличение тех же пенсий оформлялось как временная доплата), то новая власть, стремящаяся выполнить «майданные» обещания, придала таким выплатам не просто многоразовый, а регулярный характер.

Спору нет — население Украины преимущественно бедно и нуждается в росте социальных минимумов. Да и требования Конституции о соответствии доходов человека прожиточному минимуму не только необходимо выполнять, но и наказывать тех, кто этого ранее не делал. Однако с точки зрения макроэкономики время для таких масштабных выплат выбрано крайне неудачно.

Во-первых, правительство Тимошенко унаследовало весьма высокую инфляцию, вызванную, в частности, предвыборными выплатами предшественников. Кроме общего роста социальных выплат, Кабинет Януковича вел очень неправильную, с точки зрения экономической справедливости, политику — она еще больше снивелировала уровень зарплат (и особенно — пенсий) различных категорий населения. Теперь с последствиями такой «уравниловки», весьма болезненно воспринимаемой в обществе, необходимо бороться.

Во-вторых, нынешняя «щедрость» разворачивается на фоне последствий аграрного кризиса 2003 года, когда «носителей» мяса нещадно пустили под нож из-за нехватки и дороговизны кормов. По экспертным оценкам, в этом году можно говорить только о стабилизации поголовья крупного рогатого скота (но никак не росте).

С учетом времени, необходимого для восстановления поголовья, и дороговизны кормов, иного пути удовлетворения спроса, кроме насыщения рынка за счет снижения запретительных пошлин на импорт, у правительства нет. Однако такая тактика не добавляет здоровья сельскому хозяйству. Оно, к сожалению, не имеет потенциала для быстрого наращивания производства, чтобы удовлетворить резко возросший спрос. Учитывая довольно сильное аграрное лобби, импорт все же будет ограничиваться. Поэтому в ближайшее время спрос на мясопродукты, очевидно, будет превышать предложение.

Весьма ограничены, с нашей точки зрения, возможности Госрезерва. У него есть только 0,5 млрд грн, которые, помимо прочего, нужно потратить и на стабилизацию ситуации с нефтепродуктами, и на закупку зерна нового урожая.

В-третьих, экономический рост, потенциально способный абсорбировать часть ценового роста, в начале нынешнего года существенно замедлился (5,5% за январь-февраль против 12,1% по итогам 2004 года). Сейчас в банковской системе ощущается избыточная ликвидность, указывающая на «забитость» каналов денежного предложения гривней.

В-четвертых, на повышение внутренних цен продолжает действовать импортированная инфляция. Продолжают расти мировые цены на нефть, химическую продукцию, а также некоторые виды металлопродукции.

В-пятых, именно в этом году складываются все предпосылки для роста цен на услуги, которые занимают около 20% потребительской корзины. Преимущественно это транспортные перевозки и ЖКХ, где тарифы регулируются местными властями. Выборы президента прошли, а до парламентской гонки остается еще достаточно времени. Уже повышены тарифы в ряде крупных городов Украины, неоднократно о таком намерении говорила и Киевская горадминистрация. Минтранс Украины отменил государственное регулирование стоимости перевозки пассажиров и багажа в автобусах междугородних и межобластных маршрутов, теперь цены будут устанавливаться исключительно заказчиками перевозок.

Ожидаемое весенне-летнее повышение тарифов ЖКХ и транспорта в 2005 году добавит к индексу потребительских цен не менее 2%. А пресловутое увеличение стоимости железнодорожных перевозок приведет к дополнительному росту индекса цен производителей как минимум на 3%. Что через некоторое время скажется и на потребительской инфляции.

Инфляционные ожидания

Но это еще не все. Сегодня в обществе очень высоки инфляционные ожидания. Одно дело, когда доходы населения растут, а оно не ждет роста цен и преспокойно направляет дополнительные доходы на сбережения/инвестиции. Что, прежде всего, и сдерживает инфляцию. И совсем другое, когда почти все украинцы, судя по социологическим опросам, ожидают скачка цен, что руководит их потребительским поведением. Так, по данным Международного центра перспективных исследований и компании GfK-USM, уже около года 18 из 20 украинцев ожидают в ближайшие месяц-два роста цен на основные потребительские товары и услуги.

Очень сильно на них будет давить и рост цен производителей. Исследования показывают достаточно тесную связь между ними. Динамика отпускных цен предприятий влияет на розничные с лагом в среднем восемь месяцев. В 2004 году цены промышленных производителей росли вдвое быстрее розничных, а в этом идут нога в ногу. И если скоро уже можно будет говорить о некотором торможении роста первых (прежде всего, из-за ожидаемого охлаждения мировых товарных рынков), то розницу это затронет не ранее 2006 года.

Тут возникает одно «но». Если социальные выплаты так растут в «невыборный» год, то что будет в 2006-м? Очевидно, что в начале его произойдет новый виток роста социальных выплат. Таким образом, весьма рискованная экономическая политика будет вестись уже третий год подряд.

Прогнозисты надеются, что следующее повышение будет умеренным, поскольку станет очевидным макрофинансовый дисбаланс, сохранившийся по итогам 2005 года. Его уже нельзя будет списать на предыдущее правительство. Да и выборы на этот раз будут весной. Именно такие допущения многие аналитические центры сейчас закладывают в прогнозы на следующий год. Как сообщили «Эксперту» в представительстве МВФ, «необходимым условием низкой инфляции в 2006 году будет возврат к сбалансированной фискальной политике, которая должна сопровождаться разумной монетарной политикой. Если эти условия будут выполнены, Украина получит возможность в среднесрочной перспективе снизить темпы инфляции до приемлемых пределов — 4–5%».

Интересно, что многие не предполагают ускорения экономического роста в следующем году. Инвестиционная составляющая роста угнетена: частные компании не уверены в правильности своих вложений при постоянной угрозе пересмотра прав собственности, законодательства и иных правил работы на рынке. Государство же сейчас работает на потребление (достаточно сказать, что более 80% в росте расходов бюджета — социальные выплаты).

Ограниченный набор инструментов

Что сегодня можно предложить в качестве антиинфляционной пилюли? Не так уж и много.

Во-первых, не столько стерилизацию денежной массы, сколько стимулирование спроса на деньги. Обеспечить это могут более высокие процентные ставки по депозитам, а также активизация рынка внутренних заимствований. Причем, по нашему мнению, покупка ОГВЗ должна стать прерогативой внутреннего инвестора, поскольку нерезиденты, активно скупающие облигации в последние месяцы, не откачают средства с рынка, зато, вводя спекулятивный капитал, уже сейчас ощутимо повышают риски.

Во-вторых, снижение инфляционных ожиданий в обществе — для этого достаточно прекратить шокирующие заявления высших чиновников, а также четко исполнять уже провозглашенные планы.

В-третьих, это товарные интервенции. Но если силы Госрезерва просто невелики, то роль импорта правительство может недооценить. Растущая инфляция и укрепляющаяся национальная валюта — достаточно частые спутники экономик, находящихся на излете высоких темпов роста. Там быстрый рост доходов населения — тоже нередкое явление. Но надо помнить, что рост доходов населения, как правило, активизирует импорт. Содействие импорту должно быть крайне аккуратным, чтобы не подорвать основы экономического роста в последующие годы. Судя по нынешнему активному диалогу Кабмина и крупных птицеводческих предприятий, в правительстве это понимают.

Даже если предположить, что оно очень постарается погасить инфляционную динамику, инфляционная модель развития в 2004–2005 годах скажется на украинской экономике. Весьма вероятно некоторое торможение экономического роста за счет импорта и не столь быстрого, как можно было ожидать, прироста инвестиций.

Нынешняя ценовая динамика скажется на уровне процентных ставок в экономике. Вкладчики потребуют от банков роста ставок по депозитам, поскольку хотели бы иметь положительную реальную доходность по своим вкладам (обычно имеющим срочность около полугода). В свою очередь, банки, у которых подорожают пассивы, предложат более высокие ставки по кредитам. Причем, по украинской традиции, в наибольшей степени вырастут кредиты для тех прямых заемщиков, которые не аффилированы с тем или иным банком.

Наконец, стоит помнить о том, что инфляция способствует вымыванию оборотных средств предприятий и сбережений наиболее незащищенных слоев населения — бюджетников.

Система государственных финансов имеет потенциальный дефицит, значительно превышающий задекларированный на этот год Кабмином (1,5% ВВП). По нашим расчетам, он составляет порядка 4% ВВП. Впрочем, эта повышенная инфляция облегчит Минфину задачу выполнения главного финансового документа года.

Таким образом, можно предположить, что заимствования правительства окажутся значительно выше запланированных. И очевидно, что для «затыкания» бюджетной дырки (ре)приватизационных поступлений не хватит. В такой ситуации акцентированное внимание к рынку внутренних заимствований может не только гарантировать выполнение повышенных социальных обязательств, но и стать эффективным элементом антиинфляционной политики.

Если бюджетный дефицит вскоре вернется в разумные рамки, то сравнения нынешней ситуации с предкризисным 1997 годом окажутся бессмысленными. Хотя бы потому, что от того времени украинскую экономику сегодня отличает, по меньшей мере, приличный экономический рост. Однако уроки экономической истории помнить никогда не мешает. Даже если учишься на своих собственных ошибках.