УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Цена прогресса

672
Цена прогресса

Еще в раннем детстве непонятно откуда у меня появилась дикая и вредная, хотя и счастливая привычка — думать.

О том, какая эта роскошь, я узнал сравнительно поздно, уже в юности: одна чудесная девушка в минуту, когда все животные, согласно Аристотелю, печальны, озадачила меня нокаутирующим вопросом: «Неужели ты все время думаешь?»

Уже из самой этой фразы следовало, что, оказывается, некоторые люди ворочают мозгами периодически, от случая к случаю. (Впоследствии таким же потрясшим меня открытием стало то, что люди преимущественно видят черно-белые, а не цветные сны, которые делают прекрасными мои ночи все с того же пеленочного детства.) Рассказываю я об этом не для того, чтобы похвалиться (ведь и мысли у меня, как правило, рождаются куцые и хроменькие, и пользы от них часто – с гулькин нос), а как раз наоборот – наглядно объяснить, как под колесами цивилизации гибнет свободное раздумье. Последнее время какие-то праздно возникающие у меня в голове идеи тут же опрометью удирают. Виной тому, увы, не только вечная задерганность, хронически нездоровый образ жизни, да и просто уже немолодые годы. Все – проще и злее. Хороший русский писатель Михаил Пришвин как-то метко заметил, что пешеход творит пространство, а машина его пожирает. То есть решить какие-то практичные делишки можно и на бегу, а толковая и важная мысль требует заботы и покоя. К ней буквально идешь пешком. Прогулочным шагом. Даже по камням или асфальту. Я, признаюсь, уйму добрых и полезных идей именно выходил. Или выгулял? Неспешно шагая по когда-то созданным для пешеходов киевским улицам. А теперь единственное, чем я на них в постоянно занят, – это слаломом между автомобилями и бегством от их маневров на тротуарах.

Кто будет спорить: машины, безусловно, достижение прогресса, а их неимоверное количество – свидетельство приобщенности к этому прогрессу новых тысяч торопящихся от него не отстать граждан. Они, однако, очевидно жертвуют пространством ради возможности побыстрее его пересечь. Ну и снести и раздавить по дороге мою ковыляющую, как ребенок, мысль. Чем я плачу за ее потерю? Все той же причастностью к прогрессу. Комфортом и разнообразными возможностями, которые дарит мне столица, пусть и не самого богатого и удобного для жизни, но все же европейского государства. Здесь не рискуешь оказаться в кромешной темноте, здесь легче заработать денег. Чтобы приобрести какие-нибудь прогрессивные цацки. Жалеть ли тут о какой-то мыслишке?

Кстати, привычка думать прогуливаясь, можно сказать, тоже подарена мне удобствами цивилизации. Родившись в центре старого и большого города – Харькова, я пешком ходил и в школу, и на тренировки в бассейн через прекрасный парк, и в кино после уроков. По дороге в школу, между прочим, была библиотека, где однажды меня, подкупив возможностью брать домой книжки из читального зала, укоськали участвовать в нравоучительных драматических сценках. В одной из них я изображал прогрессивного мальчика, демонстрирующего торжество разума над невежеством, олицетворяемым его забубенной бабушкой. Это был тогда, в годы научно-технического прогресса, очень популярный для насмешек персонаж. Бабули никак не желали радоваться тому, что вслед за несчастными собаками и мартышками в космос стали запускать и героических пилотов. Этим отсталым бабулям вообще не нравились покорители надземных пространств. Они говорили, что самолеты, ракеты и спутники «дырявят небо». А советские школьники и прочие «Крокодилы», хохоча, развенчивали глупость и мракобесие этих старушек. Те несознательные бабушки, наверное, давно умерли, возможно и от онкологических заболеваний, лидерство которых, к слову говоря, – тоже прямое следствие технического прогресса.

А то бы они порадовались, что у нас теперь, как пел популярный в те годы артист, «вечная весна». То есть постоянное межсезонье, когда, к недоумению наших организмов, в течение суток можно побывать сразу в зиме и лете. Вследствие, как поясняют ученые, всемирного потепления. Причиной коему – не только газы, которыми щедро удобряют небо заводы, заваливающие нас новыми вещами, но и «дыры в небе». Пока мы торопимся реактивно проскочить пространство, озоновый слой вокруг планеты стремительно худеет. Мы платим за прогресс одышкой, астмой, аллергией. В Японии, в крупных городах, несколько лет назад начали устанавливать автоматы «свежего воздуха». От смога горожанам нечем дышать. А ведь всего за один час полета самолет сжигает в атмосфере столько кислорода, сколько могло бы хватить для дыхания городу Нью-Йорку в течение суток.

Для того же, чтобы восстановить количество кислорода, которое сжирает самолет всего за восемь часов, необходимо пять гектаров леса. Того самого, который мы нещадно вырубаем, чтобы чаще менять шкафы и стулья. Или – в более диком, к примеру, украинском варианте – для того, чтобы построить в заповедной зоне особнячок или воткнуть в центре Киева очередной небоскреб, естественно с парковкой, чтобы жители могли увертываться и меньше думать.

Конечно, надо учитывать местную специфику. В середине 60-х годов, еще не подозревающие о глобальном потеплении и парниковом эффекте, но изрядно померзшие в плохо отапливаемых домах советские фантасты и примкнувший к ним уроженец Львова Станислав Лем мечтали о славных временах, когда человек сумеет растопить арктические льды, превратив мир в тропический курорт и вдоволь обеспечив землян пресной водой. Сегодня тающая Антарктида стремительно повышает уровень соленого Мирового океана, угрожая всего через тридцать лет затопить не только давно захлебывающуюся Венецию, но и уже стоящую по колено в воде Голландию. А запасы пресной воды на Земле так мизерны, что одной из главных проблем человечества, по прогнозам футурологов, через полвека станет жажда. Когда, скажем, нынешняя киевская власть создает бесчисленные бюветы, мотивируя это хищничество у природы особой заботой о горожанах, она реально крадет воду уже у наших внуков. У нас есть технические средства добыть эту воду, но неплохо знать, чем мы, потребляя ее даром, на самом деле за нее платим.

Об этом вообще иногда следует задумываться. О том, что, увеличив благодаря достижениям медицины и фармакологии продолжительность жизни, мы, однако, не стали здоровее (уже сегодня почти 70% выпускников украинских школ имеют хронические заболевания, а к 2015 году таких будет 90%). О том, что, превратив мир в грандиозный конвейер по производству вещей, мы платим за них все дороже, ибо снашиваются и выходят из строя они буквально за сезон, а раньше служили нам десятилетиями. О том, что, освободившись от необходимости племенем охотиться на мамонта или совместно защищать крепость, мы стали более одиноки, и никакие э-мейлы, чаты и эсэмэски не делают нас ближе. О том, что, якобы победив голод (кто и какой ценой – тоже еще вопрос: несколько лет назад на проведение конгресса ООН по проблемам голода на уютных берегах Средиземноморья сытые бюрократы потратили средства, равные государственному бюджету Сомали, где в те же дни тысячи детей умирали от недоедания), мы все хуже питаемся, хрустя какими-нибудь чипсами, в которых ничтожный процент составляют натуральные продукты, и запивая их яркими, как палитра, напитками, в которых природные компоненты вообще не предусмотрены. О том, что все безобразнее и неосмотрительнее контролируем свои изобретения, и только эгоистическая беспечность делает наш сон серым и спокойным – ведь даже СПИД и птичий грипп сведущие люди объясняют побочными эффектами лабораторных исследований по созданию биологического оружия.

Иногда думаешь, что недурно было бы притормозить прогресс. Ибо мы слишком дорого за него платим. Потому-то мне вовсе не представляется фантастической и такая картина будущего. Мы поодиночке или в обнимку со своими клонами сидим на пластиковой траве у загнившей лужи, которая раньше называлась Днепром, запиваем колой тонизирующие таблетки, слушаем из динамиков пение птиц, восстановленное по архивным записям, и медитируем на гигантскую статую «Клепаной матери», реставрированную для нас каким-нибудь очередным прогрессивно мыслящим негодяем. А сквозь дыры в небе брезгливо палит равнодушное солнце.

Анонсы Час.ua

Читайте в субботнем выпуске журнала Час.ua:

- Новое эссе великого Алхимика, Паоло Коэльо - « Через пятьдесят лет».

- «Поздравляем, вас прослушивают!»:

…Возвращение в Украину беглого майора Мельниченко актуализировало призабытую тему – прослушивания и информационной безопасности.

- Узаконить лоббизм?

Можно ли узаконить лоббизм, как явление?

- Храните ваши деньги…

Платежная система VISA перестала страховать карты с магнитной лентой, которые до сих пор выпускают украинские банки – участники системы.

Сергей ВАСИЛЬЕВ