Трубный глас для Украины

Трубный глас для Украины

Сегодня легко задаться вопросом: «Почему же газовый кризис подкрался незаметно?» Однако стоит припомнить, что столь энергично вопрос о цене поставляемого газа «Газпром» начал поднимать только в ноябре 2005-го. До этого переговоры на российско-украинском участке были вялотекущими. Стороны скорее обменивались превентивными ударами – российская сторона попыталась максимально монополизировать пути транзита туркменского газа, а «Нефтегаз» изо всех сил уламывал неуступчивого Туркменбаши быть лояльнее в отношениях с Киевом. Господин Ниязов предпочитает маневрировать между двумя центрами влияния на постсовестком пространстве, прекрасно понимая, что в этом маневрировании и заключается одна из надежных опор его суверенитета.

Стремление «нефтегазовца» Алексея Ивченко «газпромовцам» понятно, вот только его желание активно оппонировать российскому давлению оказалось несколько непривычным. Ивченко начали увольнять с должности еще с марта 2005 года, практически сразу после назначения, но в середине осени слухи о его неминуемой отставке настолько заполонили украинские коридоры власти, что в них поверили буквально все. Похоже, поверили и в Москве, несколько ослабив давление на Киев. Безусловно, не стоит идеализировать Ивченко – работа главы Конгресса украинских националистов на «трубе» неизменно вызывала раздражение российских партнеров. Однако можно отметить следующее – Ивченко удалось несколько изменить формат диалога между энергетическими гигантами Украины и России. Теперь в Киеве не только принимают поставленные условия, как это было при Кучме, но и заставляют с собой считаться.

Беспрецедентное давление на Украину, оказанное россиянами по всем направлениям в первой декаде декабря, - лишнее подтверждение изменения формата отношений. Российская сторона наглядно продемонстрировала существование тонких, но крепких нитей между «Газпромом» и Кремлем. Сначала из российского «карандаша» прямо и без обиняков предупредили, что заставят покупать газ по еще более высокой цене, если Киев не согласится на 160 долларов за тысячу кубов, потом Владимир Путин уверенно предположил, что Киеву вполне по силам платить запрашиваемую «Газпромом» цену. Телефонный разговор украинского и российского президентов, похоже, усугубил ситуацию – ВВП, как оказалось, разбалован легкими «газовыми» победами прошлых лет. При этом не стоит забывать, что до последнего времени «Газпром» довольно жестко диктовал свои условия. Правда, и «Нефтегаз» оказался не лыком шит, и успел обусловить выгодные (по 50 долларов за тысячу кубов) условия поставки газа. Интересно, рискнет ли российская сторона в случае сохранения украинского упрямства отстаивать свои интересы в международном суде? Или же отдаст предпочтение тактике усиления давления. Похоже, в Москве испытывают легкое головокружение от успехов, связанное с началом строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ), забывая, что продавать энергоресуры необходимо сейчас – предсказать конъюнктуру топливного рынка через 5 лет никто не рискнет.

Громоотводом для путинского гнева (Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав, говорили древние) вынужденно стал Владимир Литвин. Владимира Михайловича можно понять – он до последнего времени был практически единственным высокопоставленным украинским государственным деятелем, которого без проблем принимали в Кремле и Совете Федерации. Однако на этот раз спикер Верховной Рады попал под горячую руку и был вынужден принимать удар на себя. Именно ему Владимир Путин высказал свои претензии по поводу «года потерянных возможностей» в отношениях с Украиной. Стремясь сгладить негативный эффект, Литвин показательно осудил идеи экспорта революции, витающие в некоторых горячих головах, и пообещал развивать отношения в рамках Единого экономического пространства. Правда, ситуацию это кардинально не изменило – наступательная риторика Кремля остается неизменной. Да и «Газпром» постоянно дает понять, что его главным акционером де-факто является Владимир Владимирович. В понедельник, 12 декабря, на переговоры в Москву отправится министр топлива и энергетики Иван Плачков. Интересно, что накануне переговоров был обнародован указ об отставке мозолящего глаза россиянам Алексея Ивченко с поста замминистра ТЭК и главы НАК «Нефтегаз Украины». Очевидно, о том, какую должность он сохранит в итоге, станет известно уже после поездки Плачкова в Москву.

Интересно отметить, что как-то ненавязчиво всплыла тема газового консорциума. Идея, рожденная на закате эпохи Леонида Кучмы, продукт многочисленных политических уступок, не дает кремлевским обитателям спокойно наслаждаться своим влиянием. 80% российского газа идет по трубам, проложенным на территории Украины, оттого контроль над ними становится еще более политическим вопросом. Похоже, российские стратеги достаточно четко просчитали последствия вступления в силу политической реформы в нынешней обстановке. Весьма вероятно, что Верховная Рада пятого созыва будет враждебна Ющенко, а потому сформированное этим составом парламента правительство на Россию будет смотреть, как минимум, с симпатией. Поэтому сегодня главное – зацепиться за переговорный процесс по консорциуму, а сделать это легче всего путем взвинчивания цен на российский газ.

В итоге мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией – Украина и Россия крайне заинтересованы в энергетическом сотрудничестве, однако сегодня «старший брат» предпочитает язык ультиматумов. Одна из причин выбора такой тональности – отсутствие понимания со стороны Европейского Союза – европейцы не торопятся давить на Украину. Кстати, в ходе переговоров с ЕС о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой, наши дипломаты пытались говорить и о сотрудничестве в энергетической сфере, однако раздавать авансы расположенному на границах государству Евросоюза его чиновники не торопятся. Впрочем, наученная горьким опытом «бензинового кризиса» после войны Йом-Кипур в 1973 году Западная Европа постарается обеспечить бесперебойность поставок топлива.

Очевидно, что ключевое слово остается за руководством Украины. Пока Виктор Ющенко и Юрий Ехануров сохраняют спокойствие, хотя наша страна оказалась перед непростым выбором. Россияне действуют в присущей известному немецкому канцлеру Бисмарку манере – их железная перчатка, обернутая бархаткой возможных дивидендов, энергично и требовательно постукивает по столу переговоров. Президенту и премьеру Украины предстоит отыскать формулу компромисса. Если они ее найдут, то Ющенко в перспективе сможет справиться и с некоторым изменением формата полномочий главы государства после вступления в силу политической реформы, а шансы Еханурова сохранить премьерский статус весной 2006 года резко вырастут. Главное для обоих в данной ситуации – действовать, а не пытаться тянуть с ответом на предложения, от которых, по идее, невозможно отказаться.

Евгений МАГДА, www.daily.com.ua