УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Министр культуры Игорь Лиховой: "Я отказываю разным политическим командам — и помаранчевым тоже..."

Министр культуры Игорь Лиховой: 'Я отказываю разным политическим командам — и помаранчевым тоже...'

Министр культуры и туризма Игорь Лиховой, сменивший на этом посту популярную певицу Оксану Билозир, активно включился в работу. В перерыве президентских слушаний в Украинском доме министр охотно давал ответы на все интересующие корреспондента «СН»вопросы...

На президентских слуша­ниях высказывалось мнение, что украинская культура находится на грани катастрофы. Действительно ли это так?

— Я бы не сказал, что украин­ская культура находится в упадке. Хотя на данном этапе развития об­щества она должна была бы разви­ваться значительно интенсивнее. Украинская культура, как извест­но, насчитывает 1,5-тысячелетнюю историю. Культуру с таким багажом не так-то легко привести к катастрофе. Но без проблем не обходится. А собственно проблема состоит в том, что культурные мероприятия, учреждения и собственно само Ми­нистерство культуры и туризма — порождение прошлого режима, ре­жима СССР. В то же время сегодня созданы как нельзя более благопри­ятные условия для сохранения на­шего культурного наследия, для приближения его непосредственно к украинскому гражданину, к за­рубежному потребителю. Украин­ские музеи имеют уникальные кол­лекции. Но, к сожалению, их ник­то не видел, о них никто не знает. Состояние украинских музеев за­стыло на уровне начала XX столе­тия. В те времена очень много для их развития сделали видные кол­лекционеры, такие как Тарнавс-кий, семья Терещенко, Ханенко,

Шептицкий и другие. Но на этом развитие художественных музеев было искусственно заморожено.

Сейчас разработаны несколько проектов, направленных на воз­рождение музейного наследства. Один из них — «Арсенал искусст­ва». Идея в том, чтобы музейными средствами представить развитие украинской культуры, украинской цивилизации от древнейших вре­мен до нынешних дней. Чтобы по­сетитель смог почувствовать свою причастность кэтим процессам. Президент очень часто в своих вы­ступлениях обращается к своим корням, упоминает свое село, пред­ков. Его история — неотъемлемая часть общей истории страны. Мы хотим, чтобы и каждый пришед­ший в музей смог увидел в нем об­разцы духовной, материальной культуры своего региона. Мы дол­жны добиться, чтобы власти, обще­ство, граждане осознавали свою от­ветственность за состояние дел в го­сударстве, регионе, профессиональной отрасли. Хватит винить кого-то в том, что мы так живем. Каждый должен нести ответствен­ность за это.

Что знаменательного в украин­ской культуре вы можете отметить за последний год?

— Вчисле позитивных сдвигов в украинской культуре я бы упомянул возвращение украинских деятелей искусства на родину. В их числе Владимир Гришко, Виктория Лукь-янец, Иван Марчук. Владимир Гришко выступил в Риме со своим детским хором. Это было действи­тельно, открытие украинской куль­туры. Нашего деятеля искусства принял лично Папа Римский.

После обретения независимости у наших людей появилась возмож­ность воочию увидеть разнообразие мировой культуры. Возросли кон­такты наших мастеров искусств с зарубежными коллегами. Все это работает на потенциал нашей куль­туры, долгие годы не имевшей воз­можности раскрыться в полную мощь. Уже сейчас можно говорить о существовании качественного культурного продукта в нашей стра­не. Правда, очень часто его произ­водители не имеют средств и уме­ния его продать, преподнести.

Можно ли говорить о том, что творчество групп «Гринджолы», «Океан Эльзы» можно считать на­циональным достоянием, свидетель­ством развития нашей культуры?

— Ябыл во Франции и мог оце­нить действительную популярность этих групп. Я считаю их творчество качественным продуктом.

А что не так в сфере культуры, деятельности министерства за ми­нувший год?

— Не стану комментировать де­ятельность моей предшественни цы, но знаю, что многое сделал бы по-другому, чему бы уделил боль­ше внимания. Это, в первую оче­редь, налаживание контакта пра­вительства, которое я представляю, с творческими союзами, с деятеля­ми искусства. До сегодняшнего дня в этом вопросе не все было гладко. Но, кажется, сейчас мы вышли в поле диалога. Нам есть что предло­жить друг другу. Политика в отрас­ли культуры должна быть понятной и прозрачной.

Вы считаете себя членом «по-маранчевой команды»? Принадлежи­те ли к какой-нибудь партструктуре?

— Я— министр, не член партии и не капиталист. Хотя были от партий предложения войти в со­став руководящих органов. Но пока что я не примкнул ни к од­ной партструктуре. Отказываюсь входить в руководящие органы всех партий, отказываю разным партиям - и помаранчевым тоже... Думаю, на данном этапе министр культуры должен оставаться вне­партийным.

То есть как политик в выборах вы не будете принимать участия?

— Как политик - нет. Как граж­данин — обязательно! Идеалы по-маранчевой революции, главный из которых — отстаивание достоинства человека, мне близки. Тогда мы все вышли на Майдан за себя.

Вы тоже стояли на Майдане?

— Да, меня тогда уволили с рабо­ты в Каневе, я устроился работать научным сотрудником в Институт истории, который находится неда­леко от Майдана. И по дороге на работу я заходил туда.

Ваш прогноз на предстоящие выборы: победит ли помаранчевая команда и смогут ли представители нынешнего правительства удержать свои кресла?

— Мне нравится работать с боль­шинством моих коллег они не выстра­ивают каких-то сложных схем, чтобы при любых условиях, любой ценой ос­таться при власти. Свою же задачу я вижу в сохранении приоритетных на­правлений деятельности отрасли, в обеспечении действенной заботы о людях искусства. Вот что меня волнует.

Какое у вас хобби?

— Люблю читать, люблю жить...

Владимир КАЦМАН, Наталья МЕЛЕЩУК, «Столичные Новости»

http://cn.com.ua