Голос Лучано Паваротти - «самый рыночный голос в мире»

Дважды Паваротти попадал в Книгу рекордов Гиннесса — за наибольшее количество вызовов на «бис» — 165 раз, и за самый продаваемый классический альбом «Концерт трех теноров», успех которого он, естественно, делит с тремя собратьями по цеху. Общее количество всех распроданных копий — 100 млн., чего не достиг никто из классических музыкантов. Лучано Паваротти для миллионов людей стал воплощением оперного искусства, синонимом оперы. Никакого другого имени не назовут, а Паваротти знают. Певец имеет множество почетных международных наград, в том числе за благотворительную деятельность и содействие гуманитарным программам ООН. Тенор номер один руководит мастер-классами во многих консерваториях во всем мире.
И вот, согласно многократным заявлениям, 12 октября 2005 года, в день своего 70-летия, оперная мегазвезда собирался прекратить сольную деятельность. Перед этим состоялось прощальное мировое турне, в ходе которого певец должен был дать 40 концертов в самых разных уголках нашей планеты, в том числе и в Киеве.
Как всегда в случаях такой супермассовой популярности, суть не только и не столько в самом искусстве и мастерстве. Хотя мастерство Паваротти не ставилось под сомнение никогда и никем, начиная с его юношеских хоровых упражнений в родной Модене. В том самом городе, где он регулярно устраивал благотворительные концерты «Паваротти и друзья», выходя к микрофону вместе с Элтоном Джоном, Эриком Клэптоном, Боно, Селин Дион, Андреа Бочелли. Со многими из них его связывает многолетняя дружба, они делают совместные записи. Так, с известной американской актрисой Лайзой Минелли Лучано исполнил хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а вместе с Элтоном Джоном — «Живи как лошадь». Любит Паваротти выступать со Стингом.
Разгадка той легкости, с которой Паваротти вывел консервативный оперный жанр на планетарный уровень, — в том, что певец воспринимается как воплощение радости жизни. Лучезарная улыбка, сияющие глаза и редкостный голос производят на публику неотразимое впечатление. У певца чистый, проникновенный голос, сочетающий металлический блеск и трепетную красоту тембра, широту диапазона и плавность переходов от одного регистра к другому — окраска этого голоса настолько индивидуальна, что его можно узнать даже из голосов великолепной троицы. Природная музыкальность дополняется вкусом и чувством ансамбля, необыкновенным трудолюбием.
Родился знаменитый певец в 1935 году в семье пекаря. Любовь к пению проявилась весьма рано. Однажды, поставив себе маленький стульчик во дворе многоквартирного дома, Лучано взял в руки маленькую мандолину и стал распевать во все горло серенады для пасущихся гусей. Умиленные соседи в знак одобрения закидали его конфетами и орехами. Угадайте, сколько лет было будущей звезде? Пять.
Его отец, как истинный итальянец, тоже любил пение — собирал пластинки оперных знаменитостей и выступал в местном хоре, куда привел и сына. После окончания школы Лучано занимался вокалом в Мантуе. В 12 лет он был среди поклонников знаменитого Джильи и однажды с трепетом в душе зашел к нему после спектакля в гримерку, чтобы задать лишь один вопрос: «Маэстро, как долго вы учились?» «Я прервал обучение три минуты назад, — ответил ему Джильи. — Я всегда учусь».
В 1955 году моденский хор, в котором пел Паваротти, победил на престижном конкурсе в Уэльсе. С этого момента началось восхождение молодого тенора. В 1961-м он с успехом дебютировал на профессиональной сцене — в опере «Богема» Джакомо Пуччини. Международный дебют Паваротти состоялся в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене». Затем он работал в оперной труппе, созданной австралийской певицей Джоан Сазерленд. С 1965-го — солист труппы миланского театра «Ла Скала». Тогда же впервые спел в США. Но оглушительный успех пришел к Паваротти в 1972 году, после того как на сцене «Метрополитен Опера» в «Дочке полка» Доницетти он непринужденно спел положенные девять «до» в знаменитой арии Тонио. После этого его с нетерпением ожидали практически во всех знаменитых театрах и концертных залах мира, а со временем прибавились многотысячные стадионы, городские площади и многомиллиардная телевизионная аудитория. В репертуаре Паваротти — десятки заглавных ролей в операх Беллини, Россини, Верди, Доницетти. А кроме того, всякая «вечнозеленая» мелочевка — упоительные неаполитанские песни, дуэты с эстрадными звездами и прочее, и прочее...
Событием в 1990 году стало совместное выступление трех знаменитых теноров — Доминго, Каррераса и Паваротти. Эта оригинальная идея создала новый жанр и породила последователей — тенора стали собираться по трое, даже у нас. Мысль устроить концерт в Риме во время чемпионата мира по футболу пришла импресарио Марио Дради и режиссеру Фердинандо Пинто. Концерт был подготовлен очень быстро. Все утверждали, что певцов будет невозможно собрать, ведь они очень заняты. Но организаторы очень постарались, и все получилось. «Выступать трем тенорам — дело совершенно новое, — вспоминал Паваротти. — Я восхищался и Пласидо, и Хосе. Но мы никогда не пели вместе ни в опере, ни даже в концерте. Составление программы прошло гладко. Однако было бы странно участвовать в одном концерте и не спеть вместе. Но что? В музыкальной литературе нет ничего написанного сразу для трех теноров. Мы были вынуждены заказать попурри специально для себя. Публика с восторгом восприняла наш неожиданный эксперимент». Успех концерта в Термах Каракаллы был невероятным, видеозапись его до сих пор хорошо раскупается. С той поры знаменитое трио выступило вместе еще не раз, в том числе — на трех чемпионатах мира по футболу.
«Одна из самых приятных вещей на свете — время от времени прекратить делать то, чем в данный момент занят, и переключиться на еду», — высказался как-то этот не только великий певец, но и великий гедонист. О его любви к еде ходят легенды и анекдоты. Зачастую в гастрольные поездки он берет с собой личного повара и запасы мяса, чтобы не создавались заминки в удовлетворении голода. Как результат — его фигура достигла масштабов «мужчины в меру упитанного в полном расцвете сил». Рассказывают, однажды Паваротти зашел в один из лондонских универмагов и поинтересовался у продавца: «Нет ли у вас чего-нибудь на меня?» Тот окинул взглядом его не мелкую фигуру и ответил: «Разве что носовой платок». Впрочем, Лучано неравнодушен не только к еде, но и к прекрасному полу. Как-то на телевидении у него брала интервью Пиа Линдстрем (дочь знаменитой Ингрид Бергман). Она позволила себе процитировать чье-то высказывание, что Бог поцеловал Паваротти в голосовые связки. На что знаменитый дамский угодник ответил: «А вас он поцеловал во все места, наверное», — заметив, что женщина весьма хороша собой.
Однако годы неумолимо берут свое. И доселе безупречное творческое реноме певца все чаще стало получать болезненные уколы. Грандиозным скандалом закончился срыв спектаклей на сцене «Метрополитен Опера» в 2003 году. Тогда цена билетов в партер доходила до 1800 долларов. За 50 минут до начала спектакля Паваротти заявил, ссылаясь на грипп, что не может петь. Журналисты не упустили возможности «подколоть» знаменитость, и газеты вышли с заголовками «Толстяк больше не поет». Дирекция театра пришла к выводу, что пора прощаться со стареющей звездой.
Аплодисменты, предназначенные Паваротти в «Тоске», достались 33-летнему итальянскому тенору Сальваторе Личитра (запомним это имя). По отзывам местной прессы, тот злосчастный для Лучано день может обернуться взлетом карьеры для Личитра. Ситуация, впрочем, — знаковая для большинства артистов, начинающих свою карьеру. Были также случаи отмены концертов Паваротти из-за плохой раскупаемости билетов.
Однако великий певец не унывает — конец профессиональной карьеры он решил компенсировать подъемом в личной жизни: у него молодая жена и малютка дочь. В январе 2003 года подруга Лучано родила двойню. К несчастью, жизнь мальчика спасти не удалось, живой осталась девочка.
Свадьба Паваротти с его бывшей секретаршей Николеттой Мантовани (любовные отношения с которой разбили его предыдущий 35-летний брак) состоялась в декабре 2003 года. Церемония проходила в Муниципальном театре Модены, родного города Паваротти. Недолгая гражданская церемония, проведенная мэром города Джулиано Барболини, была относительно скромной: на сцене стоял стол для мэра и стулья для новобрачных и двоих свидетелей с каждой стороны. На хорах театра разместились музыканты, исполнявшие духовную музыку, а камерный оркестр — сочинения Моцарта и Чайковского. Неожиданным завершением церемонии оказался дуэт рок-певцов Боно и Дзуккеро, исполнивших на пару хит Stand By Me. А обмен кольцами совершился под музыку знаменитой молитвы Ave Maria Франца Шуберта в исполнении Андреа Бочелли. Среди почетных гостей и на постцеремониальном банкете присутствовали Боно (U2), Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучо Далла, Тони Ренис, Андреа Бочелли, Дзуккеро, Стинг, Донателла Версаче, Доминико Дольче и Стефано Габбана, Джина Лоллобриджида, принц Чарльз, Кофи Аннан и другие. Все они получили открытки с надписями: «Папа Лучано и мама Николетта ждут вас на свадьбе». Объясняя свое решение зарегистрировать брак в Муниципальном театре, Паваротти заявил, что «театр — как церковь для артистов». От первого брака у Паваротти есть три дочери — Лоренца, Джулиана и Кристина, которых на церемонии не было. В 2002 году тенор стал дедушкой, когда Кристина родила малышку Катерину.
Правда, бракоразводный процесс с экс-супругой обошелся Паваротти недешево. Адуя умудрилась отсудить у него 100 миллионов долларов и еще рассказала правоохранительным органам, что Лучано укрыл от налогообложения 10 миллионов. У певца возникли серьезные проблемы с властью. Вся Италия осуждала его, газеты писали о связях артиста с мафией, даже служащие в отелях, где он останавливался, не упускали случая поиздеваться над ним.
Новая чета собирается жить в Пезаро, на вилле у моря, среди дорогих сердцу Лучано вещей и воспоминаний, вдали от любопытных взглядов. О ближайших планах Паваротти его молодая жена заявила: «Лучано должен сбросить вес и подумать о втором ребенке».
«Я пою уже 44 года, мне скоро 70 лет, — поделился на одной из недавних пресс-конференций с журналистами артист. — Я хочу того же, чего хотят другие в моем возрасте, — уйти на пенсию. Тем более что у меня есть маленькая дочь, которой так необходима моя забота. Конечно, и после 2005 года я не перестану петь — я всегда буду выступать для детей и людей, прошедших войну, но с большими концертами будет покончено. Музыкальную карьеру подхватит моя дочь Аличе — она уже сейчас демонстрирует явные музыкальные способности. После окончания певческой карьеры я надеюсь стать одним из тех сумасшедших туристов, которые вечно путешествуют. У меня никогда не было в гастрольных турах времени на осмотр достопримечательностей, и я надеюсь наверстать упущенное».
Наталья КУЛЯЕВА, "Киевские Ведомости"










