УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На скользком грунте. Олигархи напомнили Ющенко, кто он такой

На  скользком грунте. Олигархи напомнили Ющенко, кто он такой

Участники диалога на Банковой отмечали, что ждали возможности пообщаться с Виктором Андреевичем еще с января-февраля. Но тогда новая власть предпочитала жонглировать цифрами предприятий, подлежащих приватизации, и говорить о необходимости равноудаления бизнеса от власти. В итоге преференции получил только «Индустриальный союз Донбасса», сумевший и додавить не без президентской помощи акцию по покупке меткомбината в Гуте Ченстоховой, и услышать президентскую похвалу за модернизацию Алчевского металлургического комбината. Остальные богатые и влиятельные с разной степенью интенсивности искали ходы на Банковую. Сегодня модно обвинять президентское окружение в блокировании информационных потоков и доступов к президентскому телу, но в первую очередь воля должна была исходить от главы государства. До 14 октября добрая воля заключалась разве что в совместной поездке олигархов в гетьманскую столицу Батурин в одном общем автобусе да проведении мини-Давоса в Киеве, который, заметим, не оправдал надежд западных инвесторов и самих олигархов отечественного разлива.

Долгое время казалось, что Виктора Андреевича интересует только степень участия украинских бизнесменов в разнообразных спонсорско-меценатских проектах. Признаем, что это не совсем президентский масштаб. Власть то ли стеснялась, то ли не решалась четко сформулировать условия, при которых она готова гарантировать незыблемость права собственности даже на проблемные объекты. Повторная продажа «Криворожстали» - скорее исключение, вызванное политической предвыборной конъюнктурой и определенным революционным запалом. Здесь же следует отметить, что действия реформаторского на словах, но исповедующего тактику вмешательства государства в экономику по сути, правительства Тимошенко не нашли поддержки среди представителей влиятельного бизнеса. Скорее, наоборот, напугали его представителей. Даже неоднократно разрекламированный союз Юлии Владимировны с группой «Приват» был скорее ситуативно направленным против Виктора Пинчука, чем стратегически оправданным.

Возможно, Виктор Андреевич должен быть даже благодарен Юлии Владимировне за то, что своими действиями она создала предпосылки для диалога обладателя верховной власти в стране с представителями крупного и очень крупного капитала. Однако есть и другие, не менее очевидные причины президентского «прозрения». По итогам сентябрьского политического кризиса гаранту Конституции приходится искать союзников для решения политических задач 2006 года. В понятном Виктору Андреевичу раскладе политического сальдо плюсов куда меньше, чем минусов. Пропрезидентского большинства в парламенте нет и не предвидится, создать предвыборный провластный блок на собственных условиях нереально, гипотетическая первая пятерка НСНУ получила несколько чувствительных имиджевых ударов. Собственно, и данные социологических опросов оставляют все меньше поводов для оптимизма. Хотя Виктор Андреевич заверил корреспондентов Financial Times в победе НСНУ на парламентских выборах, реалистичность и оправданность этого прогноза вызывает все больше сомнений.

Очевидно, следует признать, что диалог с представителями крупного бизнеса – шаг, как минимум, неоднозначный. Социологи еще не успели зафиксировать реакцию электората на подписание меморандума о взаимопонимании между властью и оппозицией, как глава государства говорит об условиях обеспечения неприкосновенности бизнеса с предпринимателями, половина из которых финансировала его политического противника. Собственно, и на парламентских выборах многие участники диалога будут спонсировать отнюдь не НСНУ – у них есть куда более социально близкие предвыборные проекты. Очевидно, определенная поспешность имеет свои причины и предпосылки.

Во-первых, в ходе диалога с представителями крупного бизнеса Виктору Ющенко удалось вернуть себе подзабытый имидж политика либеральных взглядов. Сегодня кажется, что времена популярности «самого успешного банкира Восточной Европы» далеко, они смазались за другими событиями. Но Ющенко не начал мыслить категориями государственного капитализма, что подтверждают и участники встречи с ним. Во-вторых, в Украине заметно ухудшился инвестиционный климат, фактически полученный после оранжевой революции шанс заполучить инвестиционный поток оказался безнадежно упущенным. В этих условиях не остается ничего иного, как привечать внутреннего инвестора, порой закрывая глаза на существующие политические разногласия. Тезис о необходимости детенизации бизнеса можно расценивать как скрытый призыв помочь с наполнением бюджета, обреченного в 2005 и 2006 годах быть донельзя социальным. В-третьих, Виктор Андреевич объективно заинтересован не допустить полного перетекания представителей крупного бизнеса под знамена его политических конкурентов. Очевидно, с этой целью создан и Политический совет при главе государства. Судя по всему, Банковая постепенно готовится к жизни в послереформенной Украине, где главе государства предстоит использовать искусство компромисса для продвижения своих инициатив, а центры власти в значительной степени будут уравновешены.

Однако сегодня никто не может гарантировать, что публично амнистированный большой бизнес (обещания Виктора Андреевича «не мучить проверками» и отказ от реприватизации стали рефреном комментариев участников встречи) станет послушным и управляемым. Политическая реформа предоставляет олигархическим группировкам возможность активнее влиять на ситуацию в стране посредством собственных парламентских представительств. Оранжевую революцию называли «революцией миллионеров против миллиардеров». Это практически верное утверждение. Но не менее верно и то, что малый и средний бизнес пока допущен до общения с премьер-министром, а не главой государства. Насколько это правильно – решать могут только на Банковой. НСНУ, как представляется, должен опираться больше на предпринимателей средней руки, чем олигархов. С ними, по крайней мере, реже случаются громкие коррупционные скандалы.

Вместе с этим следует отметить – интенсивный диалог с крупным бизнесом требует от власти не только наличия плана действий, но и решительных шагов по его воплощению. Банковая, по сути, сознательно ставит себе очень высокую планку эффективности действий. Если бизнесу на Покрову обещания не будут реализованы, то этот диалог превратится в вальс на банананой кожуре, чрезвычайно опасный для президента своими непредсказуемыми последствиями.

Евгений МАГДА, DailyUA, специально для «Обозревателя»