УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему нельзя делать из ребенка бога и смысл своей жизни

8,8 т.
Почему нельзя делать из ребенка бога и смысл своей жизни

Где-то пока мы взрослели, отцовство и материнство превратилось во что-то вроде религии.

Как любая другая религия, эта требует бездумной преданности богам. И этими богами сейчас для нас стали дети.

Ничто в жизни не имеет более важного значения, чем дети. Мы никогда не должны говорить о них ничего плохого. Дети всегда на первом месте. Купил айфон себе, а не ребенку? Эгоист и жлоб. Пришел с работы позже обычного? Тебе наплевать на собственных детей!

Дети превыше всего, не так ли? Но то, что сегодня воспринимается как само собой разумеющееся, не всегда было таковым.

В недавно опубликованной книге "Sacred Cows: The Truth About Divorce and Marriage" много говорится о том, какие представления укоренились в нашем обществе относительно браков, разводов, детей. Краткий пересказ: дети — новый культ, и как всякий культ, некоторых он пугает. Даже не некоторых, а многих. Чем крепче мы верим в то, что обязаны будем посвятить свою жизнь детям после их рождения, тем больше у нас нерешительности по части расширения семьи и изменения своего образа жизни.

В 2005 году The New York Times опубликовала эссе Айелет Вальдман, писательницы, которая нашла в себе силы публично признаться: она любит своего мужа больше всех своих четырех детей. Более того, она посчитала это благом: мол, дети, которых родители чрезмерно опекают, вырастают беспомощными и несчастными. Но что началось после этого!..

Вальдман стали называть детоненавистницей и экстремисткой. Тысячи людей стали угрожать ей физической расправой. Миллионы обвинили ее в том, что она плохая мать. Десятки людей стали звонить в службы, занимающиеся защитой детей. Вот вам и гражданское общество, и непредвзятый дискурс. Признаться, что в мире есть что-то, что ты любишь больше детей, — это как признать себя еретиком в Средневековой Италии.

Как так получилось, что материнство стало новой религией, не очень понятно. Возможно, всему виной пропаганда "старых ценностей", которая особенно заметна в последние два десятилетия. Но так или иначе, большинство из нас уверены: как только у нас появятся дети, наша жизнь уже не будет принадлежать нам самим.

"Когда у тебя появляются дети, ты уже ничего не можешь сделать для себя. Даже самоубийства". Робрет Льюис Стивенсон.

В нашей культуре теперь совершенно немыслимо говорить о том, что нам, в общем, не нравится отдавать все свое время своим детям. Мы не можем сказать о них ничего плохого — иначе нас тут же заклюют. Мы не имеем права критиковать детей-подростков: вас обязательно обвинят в том, что вы сами виноваты в их проблемах. Нам разрешают говорить плохие вещи о супругах, родителях, тетушках, дяденьках, но попробуйте сказать что-то вроде этого: "У моего ребенка почти нет друзей, потому что он не привлекателен внешне". И посмотрите, как быстро все станут из-за стола и уйдут не попрощавшись.

Когда люди заводят детей, они, в общем, играют в лотерею. Дети имеют целый диапазон положительных и отрицательных характеристик. Какими они будут, зависит от генетической наследственности и еще миллиона разных факторов. По сути, если вы — гений, а жена — интеллектуал, то шансы, что у вас будет умный ребенок, увеличиваются, но это отнюдь не гарантировано. И так в отношении внешности ребенка. И так — в отношении его характера. Поэтому, во-первых, не стоит ждать от своих детей гениальности или неземной природной красоты. И не стоит верить в миф, будто они будут радовать вас всегда и всю жизнь: всякое будет.

Богохульство госпожи Вальдман заключалось, однако, только в том, что она призналась в любви к мужу. Сектанты-родители убеждены, что после рождения ваших детей обо всем остальном вам придется забыть. И о всех остальных. Общество еще готово терпеть непочтительное отношение к детям со стороны отцов, но никогда — со стороны матерей. Все это, конечно, приводит к тому, что мы не решаемся так круто изменить свою жизнь, как ожидает того социум.

Но есть и другие проблемы. Раз родители не имеют права критиковать своих детей, значит, те почти наверняка вырастут эгоистами, уверенными в том, что они — центр Вселенной. Разумеется, когда они вырастают, то не хотят расставаться с этим статусом. Центром мира должны оставаться они, а не какие-то там новые дети.

Такая философия приводит также к тому, что люди живут вместе исключительно ради детей. И уже не любят друг друга так, как прежде. Я серьезно: чрезмерное внимание, которое вы уделяете детям, может разрушить ваш брак. Так что Вальдман была права.

В XXI веке большинство из нас женится по любви. Мы выбираем партнеров, которые, как нам кажется, останутся нашими единомышленниками до конца жизни. Когда же появляются дети, мы считаем, что можем поставить отношения с супругом "на паузу", потому что наш основной приоритет — родительские обязанности. Именно в тот момент, когда вы принимаете решение на 100% переключиться с партнера на ребенка, вы, по сути, закладываете психологическую бомбу под свою семью.

Основательно занимайтесь воспитанием своих детей. Дайте им все лучшее, что только можете себе позволить. Но не превращайте заботу о них в религию. В конечном итоге, так будет лучше для всех.