УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Ярослав Дубневич: "Укрзалізниця" с 1 января рискует столкнутся с новыми проблемами

6,8 т.
Ярослав Дубневич

Транспортный комитет Верховной Рады рекомендует  Министерству инфраструктуры как можно скорее доработать новый механизм оценки соответствия продукции железнодорожного назначения – внедрение которого в рамках евроассоциации запланировано с начала 2018 года – и критикует документ, подготовленный Министерством

Товары украинских предприятий получают хорошие шансы выйти на международный рынок на равных условиях. Один из шагов – новый для нас, но давно принятый в европейском сообществе формат подхода к качеству и безрпасности продукции и услуг.

Читайте: "Должен быть уволен": Омелян разгромил работу Балчуна в "Укрзалізниці"

С  первого января будущего года государственную систему сертификации УкрСЕПРО в сфере железнодорожного транспорта изменят на систему оценки соотвествия продукции и услуг  в соответствии с Законом о технических регламентах и оценке сооветствия. Это система европейского типа, основанная на оценке соответствия продукции и услуг требованиям технических регламентов  безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава и предоставления  услуг по перевозке пассажиров и грузов. Это один из шагов по имплементаци Директиви ЕС об оперативной совместимости железнодорожных систем № 2008/57.

Правда, беда в том, что осталось всего полгода – а разработка самого механизма оценки соответствия не завершена, тем более, невозможно говорить о его внедрении. Это грозит тем, что с 1 января будущего года УЗ просто не сможет приобрести продукцию для собственных нужд или воспользоваться услугами партнеров. То есть, новые рельсы, вагоны, возможно даже строительство или ремонт вокзалов будут невозможны, пока не заработает новый механизм оценки соответствия по Закону о техничном регламенте, вместо уже проверенной системы УкрСЕПРО, которая с будущего года утратит силу.  

Читайте: С Балчуна спросят: бизнес и Кабмин всерьез возьмутся за "Укрзалізницю"

При этом Мининфраструктуры приготовил поставщикам "Укрзалізниці" еще один сюрприз – количество товаров и услуг, поставляемых для УЗ и подлежащий оценке, может возрасти в сотни раз. По крайней мере, так случится, если в конечном счете Кабмин утвердит именно тот вариант процедуры оценки соответствия , который предлагает это ведомство. "Экстренная оценка", которую одновременно попытаются пройти десятки тысяч предприятий – а именно такой порядок чисел называют разработчики проекта - сама по себе может вызвать коллапс железнодорожной отрасли.

Эти вопросы 14 июля в Транспортном комитете Верховной Рады обсуждала рабочая группа – народные депутаты, представители офиса Кабинета министров по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, Министерства инфраструктуры, Министерства экономического развития и торговли, Государственной регуляторной службы, Госслужбы по безопасности на транспорте, Нацагенства по аккредитации Украины, руководителей органов оцен6ки соответствия продукции и услуг железнодорожного транспорта, представителей науки.

"С 1 января УЗ не сможет пользоваться продукцией и услугами, пока их конечный производитель не получит документ о соответствии,  - поясняет Ярослав Дубневич, глава Транспортного комитета ВР. – А производитель не сможет этого сделать, потому что нет перечня продукции, подлежащей оценке соответствия. Также нет требований, на соответствие которым надо проверять, нет национальных стандартов, которые должно было подготовить отраслевое министерство. Это все надо утвердить на уровне Кабмина".

Читайте: Дубневич опроверг уход Балчуна из "Укрзалізниці"

Из истории вопроса: Евросоюз ожидает от нашей страны, что в будущем железнодорожные перевозки в Украине станут осуществляться по тем же правилам и с соответствием тех же требований, что и в ЕС. Проще говоря, любая железнодорожная компания, отправившая свой состав на территорию Украины или транзитом, должна быть уверена, что он пройдет по точно таким же правилам и с соблюдением тех же инструкций, что и в странах Евросоюза. Стандартов безопасности это касается в первую очередь.

При этом в ЕС понимают, что все это – процесс долгий и затратный. Недостаточно принять нужные законы, нужно досконально разработать механизм их внедрения – и, собственно, внедрить. Поэтому от Украины подвиги не требуются, пока что речь идет всего лишь об имплементации нескольких директив ЕС в сфере безопасности транспорта, в частности, уже упомянутой директивы 2008/57, предусматривающей европейский подход к оценке соответствия продукции и услуг железнодорожного назначения.

База для этого перехода сформирована частично. В 2015-м году принят названный выше Закон о технических регламентах и оценке соответствия, а Кабмин утвердил три технических регламента в сфере железнодорожного транспорта - по безопасности инфраструктуры (1), по безопасности подвижного состава (2) и по процессам перевозки пассажиров (3).

Читайте: З вітерцем: до Одеси чи Львова "Укрзалізниця" може домчати за дві години

"На данный момент эти регламенты не могут начать работу, поскольку требуют ряда уточнений, в частности, это касается перечня продукции и требований к ней. Вызывает вопрос и степень готовности нормативной базы, - уточняет нашему изданию Ярослав Дубневич. – В июне 2017 года Мининфраструктуры выложило на своем сайте проект постановления Кабмина, которое – в теории – должно предусматривать ответы на все эти вопросы. Тем не менее, целый ряд вопросов все равно остался – об этом собственно мы и говорили в рамках рабочей группы. Все они требуют безотлагательного решения. Иначе железнодорожную отрасль уже через несколько месяцев может ожидать коллапс. Что же касается законопроекта № 4593 "О железнодорожном транспорте" - он подавался на рассмотрение Верховной Рады еще в прошлом году и был возвращен на доработку его инициатору, то есть Кабинету министров. Но правительство так и не внесло необходимых изменений, поэтому закон и не может быть принят. Сейчас все участники рынка заинтересованы в том, чтобы в самые короткие сроки увидеть новую, доработанную редакцию этого законопроекта и понятную систему оценки соотвестствия безопасности". 

Из сказанного на рабочей группе ясно, какие вопросы вызывают наиболее острые споры. Так, Мининфраструктуры механизм оценки соответствия разрабатывать самостоятельно не стало - поручило это группе специалистов под руководством Виктора Соколова, исполняющего обязанности руководителя Харьковского органа сертификации. А руководство Укрзализныци, которое должно было, по идее, стать инициатором или по крайней мере активным участником процесса подготовки всех требуемых нормативных документов, от их разработки устранилось. "Мининфраструктуры к нам не обращалось", - заявил представитель УЗ. В итоге, Виктор Соколов действовал по собственному усмотрению: результаты получились неоднозначными.

Читайте: Повышение тарифов "Укрзалізниці" грозит увольнением тысяч людей - СМИ

"С теоретической точки зрения работа Соколова достойна уважения. Более того, она опережает время, включает требования новой Директивы 2016/797/ ЕС, нормы которой еще даже на европейских железных дорогах не внедрены. Но для украинской экономики реализация этого замысла на данный момент проблематична, в первую очередь потому что на порядок расширяется перечень товаров и услуг, подлежащих оценке соответствия. Фактически речь о тысячах наименований и десятках тысяч производителей, которые эту процедуру должны пройти. Экономике страны это будет сложно осуществить, кроме того производители, попавшие под процедуру оценки своих товаров, заложат ее – а это процесс недешевый -  в себестоимость, как следствие, цена продукции, в приобретении которой нуждается УЗ, автоматически вырастет. То есть, это будет тяжелый и сложный процесс. При этом подобный "всеобъемлющий подход" не содержится среди требований директивы ЕС 2008/57, которую как раз Украина обязалась – в соответствии с Угодой про Ассоциацию -- имплементировать. То есть, на данный момент Директива 2016/797/ ЕС не нужна. В будущем – может быть, но не сейчас. Позиция Транспортного комитета в том, чтобы расширять перечень товаров и услуг поступательно, идти от малого к большему. На первом этапе стоило бы ограничиться тем перечнем, который был обязателен для сертификациив УкрСЕПРО", - отметил на заседании рабочей группы представитель секретариата Транспортного комитета ВР Николай Горбаха.  

Второй спорный момент – какой орган наделен полномочиями устанавливать этот перечень товаров и услуг, подлежащих оценке соответствия. По существующему законодательству, как отмечали выступавшие во время заседания рабочей группы, этот должно быть  постановление Кабмина. Одним словом, осталось очень много спорных моментов, которые будет необходимо уточнять.

Читайте: Балчун не выполнил ни одной задачи для реформирования "Укрзалізниці" - экспертиза ФРУ

"Работы так много, что есть риск опоздать", - говорят в секретариате Транспортного комитета. Лишь председатель комитета сохраняет оптимизм:

- Рада ушла на каникулы, но наш Комитет продолжает работать, - говорит Ярослав Дубневич. – Уверен, что мы найдем согласованные пути решения, а депутаты после возвращения с каникул в самые краткие сроки рассмотрят весь подготовленный нами  пакет транспортных законопроектов, которые менее универсальны, чем пенсионная и медицинская реформа, но для экономики государства также чрезвычайно важны.