Общество родом из детства

Общество родом из детства

Ходунки, манежи, велосипеды с ручками, и даже коляски, если их использовать тогда, когда ребенок уже вполне умело бегает, – словом, весь огромный ассортимент приспособлений для удерживания ребенка в поле зрения, который индустрия предлагает родителям, – могут сослужить и плохую службу. Будучи "привязанным", малыш приучается к тому, что его обязаны и будут развлекать, и теряет интерес к деятельному и подвижному самостоятельному познанию мира.

Стремление родителей усадить малыша (чтобы обезопасить, самим передохнуть от беготни или попросту не напрягаться) – лишь одно из проявлений гиперопеки и гиперконтроля, направленных на обездвиживание, консервацию потенциала ребенка. Осаживая таким образом, мы убиваем в нем интерес к миру, задор, удовольствие от того, чтобы самому находить ответы на свои вопросы, добиваться поставленных целей и преодолевать трудности. И этот интерес уже не возрождается в будущем. Если кипящие в ребенке энергия и потенциал не использовались с младенчества, то потом взрослому человеку и в голову не придет прилагать к чему-либо усилия, стремиться и достигать. Ведь он не будет даже догадываться, что на что-то способен.

Мода на гиперопеку сегодня распространена среди родителей едва ли не шире, чем мода на ранее развитие. Жизнь не стала страшнее, но вследствие информационной спекуляции на родительской любви взрослые намного активнее стремятся защитить своего ребенка, навязывая свое заступничество и сопровождение даже там, где ребенок в нем совсем не нуждается. Недавно услышала от одной женщины фразу: "Мы поступили в первый класс. Я ушла с работы и проводила в школе все то время, пока дочь сидела за партой". Она отождествляет себя с ребенком, не живет собственной жизнью и нивелирует его самостоятельность. А ведь взращенная с детства самостоятельность обязательно проявится в человеке во взрослой жизни – в его успехах и достижениях, умении выбрать свой путь и самореализовываться. Если бы родители задумывались о последствиях своих действий – они делали бы другие, хоть и более трудные, выборы для своих детей.

Позднее к делу гиперопеки подключается государство. Например, выдав паспорт в 16 лет, оно позволяет голосовать лишь с 18: дав право, не дает его реализовать. Продление сроков обучения в школе также не способствует воспитанию самостоятельного мышления. Так из затянувшегося детства вырастают инфантильные, послушные, но мало к чему способные граждане. Они ждут от государства заботы и в большинстве случаев этим же государством и недовольны, потому что не хотят и не приучены самостоятельно работать. А кроме того, утратили еще в детстве способность получать удовольствие – от собственных действий и результатов. Вследствие гиперопеки в детстве в дальнейшем в обществе будет увеличиваться диспропорция между нытиками и активными самостоятельными людьми (не в пользу последних).

Перенимая мировой опыт гиперопеки в воспитании дошкольников, растянутости школьного образования, мы не задумываемся о последствиях этих изменений. А между тем, сегодня европейские и американские педагоги обсуждают как раз печальные плоды такого подхода – инфантильность, памперсы, используемые в школьном возрасте, и неспособность детей к самым простым интеллектуальным и физическим действиям. К сожалению, у нас крайне редко говорят об этом, хотя стоило бы поучиться на чужих ошибках.

Марина Романенко, психолог, автор и ведущая "Школы профессиональных родителей"