УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кивалов повышенной непотопляемости

675
Кивалов повышенной непотопляемости

Именно этот гражданин, изгнанный с поста главы украинской ЦИК, подготовил свой персональный "ковчег" - Одесскую Юридическую Академию.

Удивительно, до чего же непотопляем экс-председатель Центральной избирательной комиссии Сергей Васильевич Кивалов. Казалось бы, человек, о котором было сказано столько негатива во время избирательной кампании, которого не раз обвиняли в содействии фальсификациям, после своей отставки по логике должен был бы уйти в политическое небытие. Или хотя бы затаиться на некоторое время, переждать бури революции. Но нет. Еще даже не успел состояться третий тур выборов, на который пришлось, благодаря Сергею Васильевичу со товарищи дополнительно истратить десятки миллионов гривен, как его, снятого с ЦИКовского поста, коллектив Одесской национальной юридической академии избирает своим ректором. На первый взгляд, такое решение выглядит абсурдным: ведь не мог же коллектив не знать о том, что имя кандидата в ректоры юридического вуза связано с вопиющими злоупотреблениями, официально признанными Верховным Судом? Все они знали, но при этом отдали 146 голосов (против всего восьми) «за» утверждение этой кандидатуры. Вам не интересно, почему такое возможно в сегодняшней Украине?

Преподаватели нового типа

Одесская национальная юридическая академия – это типичный украинский коммерческий вуз, может быть, лишь в силу обстоятельств более популярный, чем другие. Но характерен он тем же, чем и иные: мраком, которым окутана реальная история его происхождения, далеко не полным соответствием между названием и сущностью, а также патерналистскими отношениями между руководством и преподавателями. На примере ОНЮА мы можем постараться понять, что лежит в основе создания преподавательских кадров «нового типа». Это проходило параллельно с формированием нового вуза. И, кстати, во многом повторяло те процессы, которые шли в других коммерческих вузах Украины.

Итак, Юридическая академия создавалась вполне традиционным путем. При престижном юридическом факультете Одесского государственного университета вначале был создан Юридический институт, который возглавил Сергей Кивалов. (Откуда взялся в Одессе Сергей Васильевич – разговор отдельный). По большому счету, автономия Юридического института была достаточной, чтобы со временем он смог превратиться в самостоятельный вуз. Но Сергей Васильевич ждать не стал. В декабре 1997 года, при Пустовойтенко, в Кабинете Министров было подписано постановление о создании на базе Юридического института при ОГУ нового самостоятельного вуза – Юридической академии во главе все с тем же Сергеем Киваловым.

Все было бы хорошо, если бы не одно «но»... Насколько можно судить, самого ректора Одесского университета Смынтыну это решение об «отчуждении» самого престижного института застало врасплох. Как оказалось, письмо от имени ОГУ, на основании которого Минобразования и Кабинет Министров приняли решение о создании нового вуза, подписывал не ректор! На нем стояла подпись заместителя Смынтыны Анатолия Панькова. В результате конфликта Панькову приходится уйти со своей должности в ОГУ. Впрочем, Анатолий Иванович вряд ли расстроился: ему, филологу по образованию, сразу же предложили работу в новосозданной Юридической академии на должности проректора по научно-методической работе, заведующего кафедрой правовой педагогики и психологии. Собственно говоря, отсюда и начинается дарвиновский, но не естественный, а противоестественный отбор преподавательского состава новой Юридической академии. Люди, оставшиеся работать здесь, были уже как бы обязаны Сергею Васильевичу.

Виртуальное правление, виртуальные дипломы, «крутые» выпускники

Альтернативность выборов в Одесской национальной юридической академии чем-то очень напоминала отечественные президентские выборы, в которых участвовал один «единый» кандидат и один «технический». Соперник нынешнего ректора, человек вполне достойный, но абсолютно непроходной из-за своего преклонного возраста, вполне добровольно согласился поиграть в «альтернативу». И трудовой коллектив не нашел в этом ничего сверхъестественного. Так что на формально честных выборах отдал за Кивалова 146 голосов против восьми.

Кстати, в Одесской национальной юридической академии вполне можно было бы обойтись и без выборов. Еще будучи народным депутатом, Сергей Васильевич продемонстрировал чудеса «виртуального управления» своим вузом. Официально уволившись с должности, он в то же время умудрялся ставить свои подписи на дипломах выпускников, из-за чего у многих после возникли проблемы – до этого времени непонятно, можно ли такие документы считать действительными? Впрочем, на такую мелочь никто из Минобразования тогда так и не обратил внимания: ведь на Академию возлагалось важнейшее задание – дать положительную экспертную оценку по поводу возможности для Кучмы баллотироваться на третий срок...

Юридическая академия со временем превратилась в самую настоящую кузницу кадров для высшего руководящего звена государства, силовиков и народных депутатов. Причем депутатов из самых разных фракций – от социал-демократа Антона Киссе и до нынешнего секретаря СНБО Петра Порошенко, защищавшего в академии кандидатскую диссертацию. Опять-таки, где можно было найти таких высокопоставленных слушателей, если б не Кивалов? Что вообще было бы тогда с этим вузом? Приблизительно так думает преподаватель ОНЮА, и рука его тянется и тянется голосовать «за». И это не вина его, а беда. Когда-то мы рассчитывали, что коммерческие вузы благодаря конкуренции поднимут выше свой уровень, а преподавательский состав будет самым лучшим, из самых высокооплачиваемых профессионалов. Увы. На практике оказалось, что зачастую эти вузы просто торгуют дипломами. А преподаватели в них отбираются по принципу не столько профессионализма, сколько лояльности. Мало того, они еще и завязли по уши в политике. Ни для кого не секрет, что в округе, где избирали Кивалова, в большинстве комиссий секретарями и председателями работали именно сотрудники Юридической академии. Не так давно на тех же принципах работала вся наша государственная машина. Правда, с уходом Кучмы в государстве наметились изменения к лучшему. А в Одесской национальной юридической академии, кажется, все остается по-старому.

Николай Полищук, "Газета по-киевски"