УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Прощание с Ираком. Укрбат уходит из горячей точки

Прощание с Ираком. Укрбат уходит из горячей точки

(Продолжение. Начало читайте на страничке https://www.obozrevatel.com/news/2005/12/1/66839.htm )

Ввод бригады на территорию Ирака осуществлялся при помощи военнослужащих американского контингента. Они оказали содействие на начальном этапе пребывания наших войск: охраняли и сопровождали колонны бригады, передавали боевой опыт с учетом местных особенностей.

Бригада вошла в состав многонациональной дивизии «Центр-Юг» Коалиционных сил в Ираке под командованием польского генерала. Среди его заместителей — генерал от украинской стороны. Первыми задачами бригады были: урегулирование ситуации в зоне ответственности, обеспечение безопасности и стабильности, создание условий для функционирования местного правительства, восстановления экономики, социальной инфраструктуры, оказание помощи местному населению. В обязанности подразделений входили: охрана наиболее важных объектов, патрулирование, сбор разведданных об обстановке в провинции, набор и подготовка личного состава иракских подразделений территориальной обороны и пограничной полиции, разминирование местности, несение службы на блок-постах.

Основную угрозу для украинских военных изначально несла деятельность в провинции бывших членов партии Баас, «Федаинов Саддама», военнослужащих регулярной армии, представителей спецслужб Ирака, которые организовывались в вооруженные отряды, а также наиболее радикальная исламская организация — движение Аль-Садр и ее военизированное крыло «Армия Магди». Возросла активность спецслужб соседнего Ирана. Цель их деятельности была понятна — дестабилизация обстановки в стране и отвлечение внимания США от Ирана.

Надежды на спокойную обстановку в провинции Вассит оказались напрасными. Для примера, только в сентябре — декабре 2003 года в зоне ответственности 52-го отдельного механизированного батальона было обнаружено 10 взрывных устройств, совершено три вооруженных нападения на патруль и конвои батальона. 28 октября 2003 года группа украинских военнослужащих из 14 человек на двух бронетранспортерах БТР-80 во время патрулирования попала в засаду. Под БТРами были подорваны три фугаса, после чего нападавшие открыли огонь из четырех РПГ и стрелкового оружия. В результате семь военнослужащих получили ранения, оба бронетранспортера повреждены.

Чуть позже украинский контингент принимал участие в противостоянии с местными жителями, которые организовали массовые беспорядки в городе Эль-Кут. 12 января 2004 года около тысячи местных граждан, в основном безработных, приняли участие в манифестации с требованием создать рабочие места и повысить зарплату. Манифестанты были крайне агрессивны: после выкриков и угроз в иракских полицейских и украинских миротворцев полетели камни, а потом - ручная граната. Ранения получили несколько человек, включая иракских полицейских. Полицейские открыли ответный огонь. В результате трехдневных волнений погибли 3 человека, 3 иракцев были ранены, а 19 — задержаны. Пятеро иракских полицейских тоже получили ранения. В указанных событиях приняли участие подразделение военной полиции и другие подразделения украинского контингента. Специальные средства, в частности, слезоточивый газ, солдаты не применяли.

«Проамериканский город в Ираке взбунтовался», — так прокомментировала тогдашние события американская газета «Christian Science Monitor». Подобные инциденты сопровождали практически весь период нахождения украинцев в Ираке.

Специфика пребывания в Ираке выявила ряд особенностей в действиях войск. Так, например, во избежание попадания в засаду необходимо было совершать марш подразделений на максимально возможной скорости — 75—80 км/ч. Американские конвои передвигаются еще быстрее. Большинство задач, которые необходимо было выполнять ночью, потребовали современной техники, особенно наличия приборов ночного видения и ночных прицелов, осветительных устройств. Сильное влияние оказывает жара — поверхность асфальтовых дорог нагревается до 90 градусов.

Естественно, что возникают повышенные эргономические требования к технике и ее способности работать без перегрева. А факты попаданий наших подразделений в засады, из которых огонь велся с очень близкого расстояния, обострил вопросы надежности техники и защиты личного состава.

Командованием были предприняты необходимые меры по повышению защищенности подразделений в базовых лагерях и во время передвижения. После изучения захваченных образцов радиоуправляемых взрывных устройств из Украины оперативно доставили необходимые станции радиопомех и установили на машинах, которые сопровождали конвои.

Специальные подразделения бригады (отдел гражданско-военного взаимодействия и соответствующие отделения батальонов) восстанавливали школы, детские сады, больницы, другие муниципальные учреждения. Для этого существовал денежный фонд для реконструкции, подъема экономики в зонах ответственности национальных контингентов. Средства доставлялись в распоряжение командира украинского контингента, а он выделял необходимые суммы для того или иного проекта. Указанная деятельность явилась новой для украинской армии, и многому пришлось учиться на месте, используя опыт военных контингентов других стран. Со временем одной из основных задач бригады также стала подготовка подразделений иракских армии и полиции.

Сегодня никто не гарантирует стабильности в Ираке после отстранения от власти Саддама Хусейна, так как любой новый лидер будет считаться «американской марионеткой». Наивно думать, что иракцы смирятся со своим насильственным «освобождением от диктаторского режима» и необходимостью подчиняться новому диктату. Нападения на подразделения американского контингента в Ираке, диверсии и другие силовые акции свидетельствуют, что Америка получила фактически «второй Вьетнам». Следует помнить, что в Ираке реально продолжается повстанческая война. Об этом красноречиво свидетельствуют новые боевые потери американского контингента. Нет повода для эйфории и в отношении украинского миротворческого контингента. Неоднократные факты нападения на наши патрули или базовые лагеря являются хорошим подтверждением сказанного.

И все же можно говорить о положительных аспектах нашего участия в иракских событиях. Никто не в силах отменить неписаное правило: если армия продолжительное время не участвует в военных действиях, то она превращается в обыкновенную бюрократическую машину, оторванную от действительности, погрязшую в потоках бумаг и показухе. Все помнят, какой импульс в развитии получили советские вооруженные силы после ввода войск в Афганистан, где начались боевые действия. Российская армия повысила свой уровень в результате участия в боевых действиях в Чечне. Можно спорить о положительных и отрицательных сторонах участия Украины в иракских событиях, но главная польза для армии — в фактическом выходе из «спячки» и постепенном превращении в инструмент государства, соответствующий требованиям времени.

Также Украина имела полное право заработать на вопросах восстановления разрушенного войной Ирака и получить соответствующие контракты, что изначально декларировалось многими, в том числе и американской стороной. Реальность оказалась более прагматичной, и о крупных контрактах речь не идет, так как их большую часть среди государств, входящих в состав коалиционных сил, получили американцы.

Хотя положительные результаты деятельности украинского военного контингента в Ираке все же позволили привлечь определенное внимание к вооружению и технике украинского производства. В 2004 году Украина выиграла тендер на сумму 78 млн.долл. на переоснащение вновь создаваемой иракской армии.

Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ» совместно со Специализированной внешнеторговой фирмой «Прогресс» в течении двух лет должны поставить в Ирак около 2000 большегрузных автомобилей «КрАЗ», адаптированных под эксплуатационные и климатические условия региона, включая более 1600 единиц базового автомобиля КрАЗ-6322 колесной формулы 6х6, являющегося модернизированной моделью хорошо известного «внедорожника» КрАЗ-260. Контрактом также предусмотрена поставка автомобилей-топливозаправщиков и ремонтно-эвакуационных автомобилей. Об остальных значительных приобретениях для Украины по итогам нашего участия в иракских событиях пока говорить преждевременно.

Министр обороны Украины во время пребывания в Ираке заявил, что флаг Украины останется на территории Ирака и после вывода украинского контингента. "В Ираке будут находиться до 50 специалистов, которые будут работать в штабах, помогать иракским силовым структурам. Это будут офицеры Вооруженных сил Украины, пограничной службы, а также МВД", - отметил министр обороны Украины. Он также выразил уверенность в том, что в ближайшем будущем ситуация в Ираке значительно улучшится…

Редакция «Обозревателя» этой статьей начинает публикацию цикла материалов, посвященных участию Украины в военных конфликтах, происходящих в «горячих точках» земного шара.