УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как провожают ветеранов из племени Зиданов

Как провожают ветеранов из племени Зиданов

Последние официальные мероприятия в рамках ЧМ лишены чрезмерного ажиотажа. Вылет своих заставил немцев свернуть флаги, покинуть улицы и площади, ограничить массовые посиделки в пивных у телевизоров. Знаменитая футбольная миля болельщиков на берлинской улице 17 июня заполнена в большинстве своем иностранцами. Ее собирались срочно расширять, чтобы справиться с наплывом зрителей в воскресенье: магнитом притягивали четыре огромных телеэкрана, один из которых, площадью в 60 квадратных метров, - натянут поперек Бранденбургских ворот. Но теперь аншлага не будет. Разве что накануне – во время поединка за третье место Германия – Португалия.

Организаторы вспомнили, наконец, и об аккредитованных журналистах, пригласив их в субботу на фуршет с просмотром матча за третье место (бедняги заранее не подозревали, что лицезреть доведется сражение собственных любимцев с неуступчивыми португальцами). В приглашении выражалась благодарность за плодотворное сотрудничество, и предлагалось обсудить предварительные итоги чемпионата – пробить, образно выражаясь послематчевые пенальти. Я не думаю, что каждому из шести тысяч приглашенных будет предоставлено слово. Посему спешу поделиться впечатлениями печатно.

1. При всей своей непредсказуемости и сенсационности отдельных результатов футбол на высшем мировом уровне консервативен. Он остается уделом семи, а если забыть об успехах уругвайцев на заре ЧМ, то всего шести сборных – Бразилии, Италии, Германии, Аргентины, Англии и Франции. Попробуйте обнаружить на планете более закрытый и еще более крохотный клуб, пропуск в который нельзя получить ни за какие деньги и рекомендации! Причем наблюдается стойкая тенденция к дальнейшему ограничению числа реальных соискателей Кубка мира. Если за бронзовые ступеньки еще могут зацепиться случайные жаждущие, то в финале им места нет. За последние четыре чемпионата за "золото" трижды сражалась Бразилия, однажды Германия и по два раза Франция с Италией. Все! Аргентинцы, если турниры не проводятся в Южной Америке и Мексике, отдыхают. Об англичанах и упоминать неприлично.

2. Футбол все больше скупится на голы. Силы большинства участников финальной стадии выровнялись. Защита явно превосходит нападение. И когда турнир входит в высшие, самые плотные слои атмосферы, все решает зачастую один гол. Минимум половина сих мячей забивается после розыгрыша стандартных положений. И стоило, например, Адриано и Рональдиньо потерять прицел, как бразильцы лишились грозного оружия, способного выручить в условиях жесточайшей опеки.

3. Футбол превратился в театр, где главными действующими лицами стали тренеры-режиссеры, а самые блистательные исполнители лишь четко придерживаются избранной тренером модели игры, расцвечивая, естественно, заученные схемы и сцены своим самобытным мастерством. Недаром гонорары тренеров сборных возросли за последние годы во много раз и стали сопоставимы с зарплатами тех, кому они отдают приказы.

4. Существующая система судейства себя изжила. Даже самые опытные и незаангажированные арбитры не поспевают за ходом действия на поле, не в силах при современных футбольных скоростях мгновенно разобраться в сути спорных моментов. Радиофикация, на которую, наконец, осмелился судейский комитет ФИФА, крохотный шажок вперед, а нужен прорыв. Необходимо вводить систему видеоповторов, как в хоккее с шайбой. Возражения Зеппа Блаттера на сей счет смехотворны. Президент ФИФА считает, будто просмотр спорных моментов судьями на видеомагнитофоне замедлит игру. А я утверждаю, что эта полезная процедура займет не больше времени, нежели многочисленные остановки матча из-за картинных падений футболистов, которые теперь могут отлеживаться на поле, согласно новому дурацкому положению фейр-плей: притворяется упавший - не притворяется, игру надобно остановить, чем вовсю притворщики и пользовались, сбивая темп и раздражая зрителя.

5. Во главе ФИФА должен находиться футбольный специалист, а не хитро сделанный чиновник, разносивший двадцать лет подносы с медалями и окучивающий спонсоров, и привыкший работать, прежде всего, на карман ФИФА, а потом уже на футбол. Фигуры, способные сбросить с зеленого поля эдакого Черненко времен Политбюро ЦК КПСС, превратившего федерацию в отстойник для бездарных чиновников, есть. Это и Франц Беккенбауэр, и Мишель Платини, и Пеле, наконец.

6. Нынешний чемпионат стал лебединой песней для чудесных сборных, возникших и прославившихся еще в конце девяностых. Имею в виду вице-чемпионов Европы 1996 года чехов (до свидания, Павел Недвед, Карел Поборски, Вратислав Локвенц, Владимир Шмицер, Ян Коллер !), бразильцев из тех, кто за восемь лет дважды проиграл сборной Франции, - Роберто Карлоса, Кафу, Роналдо, и, конечно, самих французов. Оппоненты не горячитесь! При любом исходе финала эра больших мастеров Фабьена Бартеза, Лилиана Тюрама, Патрика Виейра, Зинедина Зидана закончилась.

7. Поводы для разочарования. Африканские сборные застыли в своем развитии и топчутся на месте, несмотря на благотворное влияние европейских тренеров. При огромном техническом и физическом потенциале африканцам не хватает игровой мудрости, тактической сметки. Самый яркий пример – команда Ганы, которая стреляла из пушки по воробьям и не реализовала и толики своих огромных, судя по матчу с чехами, возможностей. Разочаровали азиатские сборные. Они были явно чужими на нынешнем фестивале мастерства. А предыдущий их относительный успех 2002 года следует отнести исключительно за счет несчастных случаев, дарованных жребием и некомпетентными судьями. При нынешней диктатуре информации чемпионат не назвал ни одного хотя бы относительно нового громкого имени. Смешно считать открытием игру португальца Криштиану Роналду лишь потому, что этому нападающему едва перевалило за двадцать, и он умеет на скорости перебирать ногами вокруг мяча как его бразильский тезка. По-моему, наоборот, Роналду, этот плаксивый симулянт с лицом вечно обиженного малыша, стал антигероем турнира, где тон задавали все-таки опытные, закаленные в битвах бойцы.

И в заключение – о самом-самом из них. О Зинедине Зидане. Именно итальянцы наградили француза прозвищем Зизу, что означает "белая кошка". Только Зизу в состоянии вопреки огромному количеству статистических выкладок, остановить итальянцев и дать взгромоздиться на высшую ступень пьедестала французским "пенсионерам". Зидан загадал свое триумфальное завершение футбольной карьеры, сбив с толку, как в хорошем детективе, ложным преждевременным уходом со сцены. Он не побоялся во всеуслышание объявить о намерении снова стать чемпионом мира. И я буду болеть за него.

Ну, а победят …итальянцы. Как и ровно семьдесят лет назад на этом же стадионе во время олимпийских Игр-1936. Да, французы усилиями Жюля Риме придумали эти футболные праздники. Да, немцы посчитали, что раз так все прекрасно организовали, то заслуживают в качестве награды и сам Кубок мира. Но все приметы нынче за итальянцев, включая и тот бесспорный факт, что они положили немцев в полуфинале на две лопатки, и то, что главный трофей придумал миланец Сильвио Гаццаниги: во сне ему привиделись две фигуры со вскинутыми руками, обнимающими земной шар. Плюс, прикормленный "Скуадрой адзуррой" Год собаки. Плюс просто лучше сбалансированная и непробиваемая в защите дружина Марчелло Липпи, дополнительно взвинченная тем, что дома многих из ее участников ждут допросы и судебные разбирательства.

Но вот я сижу на пустынной пока арене берлинского олимпийского стадиона и наяву вижу сцену, описанную Зинедином Зиданом, которого неблагодарные земляки в пору разочарований дразнят "черной кошкой": "Представьте, мы играем в финале чемпионата мира, и на 90-й минуте при счете 0:0 мяч оказывается передо мной. Я падаю, но все же бью по нему, и он попадает в ворота.… Это чудесно! Но вряд ли осуществимо".

Неправда, Зизу! Ты ведь уже изготовился к решающему прыжку-удару?