УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Женская линия курительных трубок

2,2 т.
Женская линия курительных трубок

Когда говорят о трубочном мастере, чаще всего представляется бородатый прокуренный мужчина в толстом свитере. Однако история доказывает нам, что мастером может быть изящная, элегантная дама, способная держать в своих нежных, но крепких руках не только инструменты, но и целые предприятия.

Мэри Линкман (США)

Рассказывая историю трубок Dr.Grabow, невольно натыкаешься на факты, подлинность которых не установлена. Кое-кто вообще считает все это вымыслом. Доподлинно известно лишь то, что Луис Линкман решил наладить производство курительных трубок и в 1898 году сформировал компанию M. Linkman & Co. в Чикаго. С этого момента и начинаются мифы. Почему M. Linkman? Есть мнение, что M. Linkman – это Мэри Линкман. Существует и другое: M. Linkman – это всего лишь мистер Линкман. Так или иначе, но историками признано, что именно Мэри Линкман является первой в мире женщиной – владелицей трубочной фабрики.

Трубки Dr.Grabow прославились тем, что уже в процессе производства предварительно обкуривались табаком. Для этого была изобретена специальная установка, и в 1933 году первая такая трубка сошла с поточных линий фабрики. Предварительно обкуренные трубки Dr.Grabow производились до 1955 года.

Трубки, произведенные на фабрике Мэри Линкман, маркировались Linkman’s Grabow.

Сама Мэри Линкман приложила руку к трубкам, которые выпускались на той же фабрике под маркой MLC. Это были трубки выверенных классических форм. Большое внимание Мэри уделяла эстетической части изготовления трубок: великолепная полировка, отличный баланс трубочных форм, специальные футляры. Мэри также интересовалась альтернативными материалами для изготовления курительных трубок. Одним из таких материалов стал бакелит (bakelite). Бакелитовые чаши трубок были либо цельными, либо со вставками из пенки. Отличительной чертой этих трубок были также бакелитовые мундштуки и серебряные кольца. На внутренней части футляров к трубкам MLC имелась соответствующая маркировка – Genuine French Briar.

Трубки MLC всегда шли в ногу с английской модой, так что неискушенному трубочнику сложно будет опознать в ней именно «американку». Маркировка выполнена просто тремя буквами, без изысков, просто и четко. Но, присмотревшись повнимательнее, понимаешь, что формы этих трубок немного утонченнее, чем английских. Может быть, именно в этом проявилась уникальность трубок MLC? Конечно, и в этом, и в применении элегантных украшений, и в ярких бакелитовых мундштуках. Стремление женщины к вершинам красоты и определило внешний облик трубок MLC.

Энн Джули Расмуссен (Дания)

Энн Джули – вдова одного из величайших датских мастеров Поля Расмуссена, умершего в 1967 году. Когда муж умер, она собиралась продать оборудование из его мастерской. По образованию художник, Энн занималась живописью и не собиралась бросать свое занятие. Но встреча с трубочным мастером Гансом (Формером) Нильсеном заставила ее пересмотреть свои убеждения и изменить намерения.

Формеру, ученику Поля Расмуссена, было больно осознавать, что дело его учителя может остановиться навсегда. Он убедил Энн Джули не распродавать оборудование для производства трубок, а, наоборот, обучиться этому искусству и далее создавать трубки самой. Эта встреча стала для Энн точкой отсчета в ее становлении как мастера-трубочника. Сам Формер помогал ей освоить азы ремесла: учил работать с бриаром, инструментами, преподал основы трубочных форм. В 70-х годах XX века Энн Джули сотрудничала с фабрикой Stanwell, разрабатывала для них дизайн различных моделей трубок.

В лимитированных сериях трубок Stanwell 50th Anniversary и Paul Stanwell Collection, посвященных юбилейным датам фабрики, есть трубки, разработанные такими мастерами, как Сикстен Иварссон, Том Элтанг и других. Каждая трубка в этой серии отражает характерные особенности своего мастера. Есть там и знаменитая модель № 35, созданная Энн Джули Расмуссен в 1975 году.

Не менее известна «цветочная» линия трубок: тюльпаны, лилии и другие цветы были воплощены в бриаре. Мастерица считает, что именно в этой теме вдохновение можно черпать бесконечно. При создании этих трубок особое внимание уделялось форме и художественности создаваемого образа.

Некоторое время Энн использовала блоки корсиканского бриара, оставшиеся после смерти мужа. Лучшие из них были отобраны и оставлены на долгие годы для выдержки. Из них были изготовлены эксклюзивные трубки, например, такие как Virgin Iceland, отличающиеся не только великолепным дизайном, искусной работой, но и специальным оформлением коробки для трубки.

Сосредоточенность Энн на форме трубки, а не на качестве бриара принесла ей успех. Коллекционеры лишь утвердили Энн в правильности выбранного пути: ее трубки всегда хорошо раскупаются несмотря на высокие цены.

Совсем недавно к процессу изготовления курительных трубок присоединился и ее сын Бернард Гаарн. Но это уже другая, мужская история.

Маркировка трубок: на чубуке – Anne Julie/Denmark, на мундштуке – круг (одна половина красная, другая белая).

Розита Андерсон (США)

Примерно в то же время, в середине 60-х годов, на трубочном горизонте появляется имя Розиты Андерсон. Она работает в мастерской американского магазина Pipes and Pleasures. Магазин объединяет в себе трубочно-табачную лавку и мастерскую по ремонту и изготовлению трубок. В этой мастерской и трудилась Розита. Начало ее работы было связано с изготовлением чаш бриаровых трубок классических моделей. Основное в ее работе – правильно и гармонично выдержать форму трубки. Много трубок прошло через руки Розиты, обретая элегантные классические формы.

Получив классическое образование по изготовлению трубок, Розита переключилась на изготовление трубок свободных форм, чем занимается до сих пор. Глядя на ее трубки, сложно понять, кто их сделал, мужчина или женщина, но сразу угадывается плавность линий, добротность и теплота, вложенная в них мастерицей.

Нанна Иварссон (Дания)

Говоря о женщинах в трубочном бизнесе, нельзя не упомянуть имя Нанны Иварссон. Нанна – дочь мастера высшего уровня Ларса Иварссона и внучка великого Сикстена Иварссона, который в свое время перевернул представление об изготовлении курительных трубок, показав высочайший уровень их качества и великолепие форм. Нанна начала освоение науки о курительных трубках сразу с высочайшего уровня и получила уроки одновременно от деда, Сикстена, и от отца, Ларса. Таким образом, Нанна, не выходя из «школы», получила «университетское» образование по классу изготовления курительных трубок. Такой уровень преподавания требует от ученика дисциплины, точности и собранности.

В последние годы жизни Сикстен Иварссон плохо видел и большую часть не только грубой работы, но и работы по выведению формы трубки поручал Нанне. Внучка прониклась дедовыми наставлениями, впитала в себя эту науку, и в дизайне ее трубок видна школа великого деда. Ее трубки великолепно сбалансированы по форме: они, например, могут быть массивными и одновременно элегантными, удобными в руке и приятными глазу.

Однажды Нанне поступило предложение на разработку мебели для курильщика трубки. Они с отцом с радостью приняли такое предложение – идея им понравилась. Нанна и Ларс в первую очередь сконцентрировались на работе по проектированию стула для курильщика трубки. Они решили, что такой стул вместе с аксессуарами должен создать целый мир для трубокура, быть столь же прост и изящен, как трубка, и, конечно, максимально комфортен. Основываясь на этой концепции, Нанна принялась за работу. Она превысила все ожидания заказчика и создала изящный и удобный стул. А потом в дополнение к стулу – скамеечку для ног. Позднее были созданы замечательные аксессуары, шкафы и стойки для трубок. Сэмюэл Голдбергер согласился финансировать развитие и изготовление подобных изделий и взял на себя ответственность за продажи и маркетинг.

Сегодня Нанна Иварссон не только известный мастер-трубочник, но и один из лучших датских дизайнеров мебели (например, в компании ИКЕА она работала в фирме Арне Якобсона).

Маркировка трубок: Ivarsson Product – в круге на чубуке; дополнительные инициалы – N.I.

Мандуэла (Дания)

Еще одна датчанка приложила свою женственную ручку к изготовлению курительных трубок. Ее зовут Мандуэла (полное имя – Manduela Riger-Kusk). Будучи совсем молодой, она начала курить трубки из початка кукурузы. Эти трубки невелики, легки и недороги. Конечно, тяга к хорошей бриаровой трубке у нее была, но Мандуэла считала, что для нее, молоденькой девушки, они слишком массивны.

После случайного посещения мастерской великолепного мастера Пола Илстеда в 1990 году она решила обучаться у него искусству изготовления трубки. Учеба проходила очень успешно. Уже на первом году обучения она разработала собст­венные формы трубок: неожиданные, броские (даже эпатажные) и одновременно элегантные. Ее старания были вознаграждены – появились первые заказы. С 1992 года мастерица решила работать самостоятельно.

В дизайне Мандуэлы без труда прослеживается школа Пола Илстеда – это и грани, и форма трубок. Но легкая рука Мандуэлы придает вроде бы уже известному дизайну Пола утонченность и легкость. Основные заказы на изготовление трубок поступают к ней из США.

Обзаведясь собственной мастерской, Мандуэла освоила также резьбу по камню. И эта работа настолько ее увлекла, что трубками она стала заниматься все меньше, а поделками из камня – все больше. На некоторое время трубки производства Мандуэлы вовсе исчезли из продажи. Однако в настоящее время ее трубки снова радуют глаз курильщиков и коллекционеров.

Мариса Гаспарини (Италия)

В 1977 году владелицей трубочной фабрики Gasparini стала Мариса Гаспарини. С 1948 года дела фабрики вел ее отец Марио Гаспарини (Mario Gasparini Milano – MGM), который и создал это предприятие вместе с женой Идой. В 1977 году отец передает фабрику в руки дочери.

И хотя главным мастером фабрики на протяжении сорока лет был мужчина – Джованни Крепальди, многие другие работы (сортировка, оценка качества и другие) традиционно выполняли женщины.

На сегодняшний день в производстве задействовано девять человек. Фабрика выпускает восемьдесят-сто тысяч трубок в год. Для них используется бриар из Калабрии, Тосканы и Греции. В основном это курительные трубки, доступные по цене. Но есть и трубки ручного производства, и специальные модели Private Collection. Некоторые трубки из раздела «Частной Коллекции» находятся непосред­ственно у Марисы Гаспарини.

Терри Вэйст (Канада)

Билл и Терри Вэйст создают очень интересные трубки под одним именем начиная с середины 2000 года. Когда их спрашивают, как их трубки получили такое необычное название – Cats Pow («Кошачья Лапка»), Терри говорит: «Если вы когда-нибудь видели хитрого кота, крадущего ершик для чистки трубки, то, возможно, вы поймете источник моего вдохновения».

В их семействе проживают пять кошек и котов. Терри ведет домашнее хозяйство и занимается трубками все свободное время. Она делает около сотни трубок в год. Ее муж Билл работает полный рабочий день в телефонной компании и делает лишь пятнадцать-тридцать трубок в год. В 2000 году, сделав несколько трубок из любительских заготовок, они решили дооборудовать гараж для мастерской, в которой будут создаваться трубки. Гараж утеплен, прекрасно освещен, и в нем есть специальное место для мастерской, в которой можно, удобно расположившись, творить, выверять линии, работать над дизайном.

Дизайн у всех трубок разный – это трубки свободных форм (freehand). Основные дизайнерские решения, считает Терри, повлиявшие на их трубки, – это великолепные находки скандинавских мастеров, таких как Том Элтанг, Кент Расмуссен, Бу Норд и других.

Бывает, идею трубки супруги разрабатывают сообща, но воплощает замысел каждый самостоятельно, выражая свою индивидуальность. Тем более что Терри и Билл по-разному подходят к осмыслению формы трубки. Билл почти всегда заранее знает, как должна выглядеть трубка, продумывает возможные вариации формы в зависимости от рисунка и качества блока бриара. Терри, наоборот, лишь получив заготовку в руки, начинает рисовать трубку, советуется с Биллом. Биллу нравится работать над формами трубок «Топор» (Axe) и «Слоновья нога» (Elephant Foot). Формы же, разрабатываемые Терри, зачастую сложно классифицировать: даже классические формы трубок она воплощает по-своему. Ей нравится работать с экзотическими породами древесины (для вставок на мундштуке или на чубуке), с акрилом.

Супруги прикладывают немало сил и терпения, чтобы их трубки подолгу служили своим хозяевам, нравились им и устанавливали незримый контакт между ними, мастерами, и курильщиками трубки. Иногда заказчики удивляются, когда узнают, что трубку, которую они держат в руках, вырезала женщина.

Стефания Томбари (Италия)

Некоторые именитые мастера с удовольствием принимают помощь от своих жен и дочерей. Так, Стефания Томбари помогает своему мужу, разрабатывая дизайн для трубок, которые он создает, – это трубки Le Nuvole («Облака»). Облака дыма и легкость: такое поэтическое сравнение, глядя на эти трубки, само просится на язык. Маурицио Томбари долгое время работал на фабрике Mastro de Paja, Ser Jacopo и в 1996 году решил начать свою линию курительных трубок. Процесс изготовления этих трубок длинен, трудоемок и поэтому ограничен двухсотпятьюдесятью – двухсотшестьюдесятью трубками в год. Маурицио выбрал Интернет как средство маркетинга и продажи своих трубок, потому что он дает курильщикам и коллекционерам возможность постоянного контакта с мастером.

Казалось бы, Маурицио делает всю основную работу по созданию трубок, но этой работы могло бы не существовать, если бы не его жена Стефания. Именно ее дизайн придает трубкам Le Nuvole элегантность, привлекательность, желание взять их в руки. Выбор трубки всегда начинается с визуальной оценки. Интеллигентность и скромность внешнего вида трубок Le Nuvole не позволят спутать их с какими-либо другими. Именно простота, изящность линий отличают их. Старания Стефании как дизайнера направлены не только на внешний вид. Ее дизайн – это работа по сопряжению правильной конструкции и внешнего вида трубки, работа инженера-конструктора.

Сидя в удобном кресле, попыхивая ароматным табачком из трубочки Le Nuvole, можно не сомневаться, что эта трубка, воплощение замысла Стефании, сделана именно для вас!

Семейный подряд

Но ведь это не единственный пример в мировом трубкопроизводстве, когда вкус и чувство прекрасного жены удачно дополняют мастерство мужа. Все знают трубки Bently, которые делает непревзойденный Ганс Нильсен, известный всему трубочному миру как Формер. Однако не все знают, что финишная обработка этих трубок делается его женой Даниэлой Нильсен.

Знаменитый американский мастер, живущий ныне во Франции, Тревер Тальберт также гордится своей женой и помощницей Эмилией Тальберт. Правда, ее помощь касается бизнеса, а не самого ремесла. Но Эмилия уже сделала самостоятельно пару трубок. Треверу трубки очень понравились, и он ожидает от жены новых работ.

Жены Бруто Сордини и Клаудио Кавиччи, Розария Сордини и Даниэла Кавиччи, тоже помогают своим мужьям вести бизнес. Однако их нежные и ласковые руки быстро освоили сугубо мужские орудия труда, и их участие стало незаменимо в финишной обработке, рустировании трубок.

Линия трубок Sara Etlang всемирно известного мастера Тома Этланга

Имя Тома Элтанга известно курильщикам трубки всего мира! Том все свое время проводит за работой и «потянул» за собой всю семью. Будучи учеником Энн Джули, то есть имея пример для подражания, Том продолжает линию наследственности трубочного бизнеса и постепенно вовлекает в него жену и дочь.

Женщины из семьи Элтанг пока не заняты в разработке дизайна для трубок Тома, но кто знает, как могут обернуться события. Его жена Пиа Элтанг занимается вопросами реализации трубок, которые производятся под патронатом Тома, а именем дочери Сары названа линия трубок Sara Eltang. Даже название веб-сайта, который предназначен для продажи трубок Nimbus, Sara Eltang Том посвятил своей жене Пиа – Pia Pipes.

А гениальный японский мастер Хироюки Токутоми на Чикагском пайп-шоу-2006 уже представил свою дочь Юки Токутоми как начинающую мастерицу. Потенциал девятнадцатилетней девушки в данном ремесле очень и очень высок! В ее трубках без труда угадывается школа, но также видны, ставшие классикой, датские и английские формы.

Пройдя сквозь время и расстояния, побывав в руках мастериц, когда-то начатый набросок трубки обретает законченную форму. Отточенность трубочных линий Мэри Линкман, нордический характер творчества Энн Джули, элегантный дизайн Терри Вейст, великолепные решения Нанны Иварссон и другие находки мастериц сливаются в одну законченную «женскую линию» курительных трубок. Их неповторимые и оригинальные формы притягивают взгляд всего трубочного мира.

Немного женщин творило на радость курильщикам и коллекционерам. Но трубки, сделанные женскими руками, всегда приятны для мужчины: и как вещь, специально для него сделанная, и как незримая связь между двумя противоположностями. Элегантность, интрига, игривый ветерок – вот она, женская линия!