УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Опасная сенсация

Опасная сенсация

От сенсаций в последнее время не протолкнуться. Оно и понятно – лучшей рекламы для произведенного продукта не придумаешь. А иначе – как «отбить» вложенные в открытие денежки? Даже если открытие – и не совсем открытие.

К примеру, совсем недавно мир был оповещен о появлении «революционной» зубной щетки, позволяющей чистить зубы без пасты. Отзывы специалистов, кстати, о ней доброжелательно-нейтральные: «Звезд с неба не хватает, но свою работу выполняет добросовестно». За такое можно простить даже то, что «новейшему изобретению», как минимум, несколько лет. Правда, прежние модели, выпускаемые другими фирмами, работали на простых батарейках, а нынешняя – на солнечных. Ну и еще несколько таких же «косметических» моментов. Но ведь и они обошлись в определенные деньги – вот и стараются возместить их побыстрее, создав в СМИ восторженную шумиху.

Но чистка зубов, в конце концов, процедурой жизненной важности, все-таки не является. Многие их вообще не чистят – обходясь «подручными средствами», вроде ежедневно поедаемых яблок. Эффект практически тот же, только достигается намного приятнее, чем ежедневное трехразовое стояние перед зеркалом в умывальнике. Да и под страхом смерти никто «ионные» щетки покупать не заставляет – можно вполне обойтись обычными, гораздо более дешевыми. Впрочем, и самому хроническому лентяю, не желающими ухаживать за своей ротовой полостью в принципе, проблемы будут грозить минимум через много лет.

А вот другие органы нередко требуют гораздо большего внимания.

Потому как в противном случае грозят куда более быстрым «ответом», чреватым серьезными последствиями, вплоть до опасности для жизни. Одним из них, несомненно, является голова. «Предмет темный и исследованию не подлежащий», - по словам ироничного доктора из «Формулы любви» в блистательном исполнении Леонида Броневого. Но тем не менее, чрезвычайно важный для человека. Во всяком случае, именно «смерть мозга», а не сердца или других органов считается финалом человеческого существования – после чего медицина говорит уже не о «больном», а о «трупе».

Одна из, хоть и не самых распространенных, но самых опасных болезней мозга – менингит. Воспаление оболочек мозга. Есть такой черный анекдот. Преподаватель в мединституте, желая сразу напугать студентов, чтобы те не расслаблялись, рассказывает на лекции: «От менингита либо умирают – либо становятся дураками. Мы с братом в детстве заболели оба. Мой брат умер…» К счастью, при современном уровне развития медицины есть гораздо большая вероятность, чем прежде, избежать обоих исходов. И, все-таки, смертность даже при условии адекватного лечения при отдельных формах достигает 20-30% - с таким же процентом тяжелых поражений нервной системы у выживших.

Тем интереснее было узнать, что ученые предложили новое подспорье в борьбе с грозной болезнью. Речь идет об «экспресс-диагностике» менингита, ускоряющей время установки диагноза с привычных 1-2 суток до всего лишь одного часа. Настораживало лишь одно – налет громкой сенсационности тиражируемого в СМИ сообщения. С целью разрешения сомнений автор статьи обратился за комментарием к знакомым невропатологам. Без ученых степеней, правда – зато с многолетним практическим опытом. Следующий раздел будет представлен их мнениями с минимальной журналисткой обработкой.

«Неплохое подспорье – но в руках профессионалов»

Во-первых, сам заголовок статьи «Как быстро обнаружить менингит?» изначально неверен. Правда, в самом тексте специалист может увидеть определенные моменты реального отражения ситуации (например, мельком упоминается о вирусных менингитах) – но в целом сообщение может очень серьезно ввести в заблуждение. Потому что менингококк вызывает лишь один из типов указанного заболевания. А воспаление оболочек мозга может индуцироваться и пневмококком (при котором, кстати, самая большая смертность), и криптококком, и туберкулезной палочкой, вирусами гриппа и герпеса… В принципе – почти любой бактерией и вирусом, на фоне сильного снижения защитных сил организма. При простуде, стрессе, «синдроме приобретенного иммунидефицита», в просторечье – СПИДе.

Теперь представим, что к невропатологу привозят больного с подозрением на менингит. Сильная головная боль, усиливающая при взгляде на яркий свет и при поколачивании по скуловой кости; тошнота, рвота; напряжение мышц затылка, не дающее притронуться подбородком к грудине; несколько других симптомов, описываемых во врачебных руководствах. Пациент вообще может быть без сознания.

И вот ему делают разрекламированный анализ на наличие менингококка. Допустим, злосчастный микроб обнаруживается. И что же? Да ведь этот возбудитель может находиться в дремлющем состоянии на слизистой оболочке носа и глотки у многих вполне здоровых людей. Или же проявляться довольно безобидным по течению «менингококковым назофарингитом», воспалением носоглотки - тем же «острым респираторным заболеванием», которое может пройти даже без специфического лечения за несколько дней. (Правда – может и не пройти, если больной вместо питья горячего чая и постельного режима будет в ненастье ходить на работу и сидеть там полный день. В этом случае микроб вполне способен проникнуть в полость черепа, вызвав самый настоящий менингит.)

Так что, на основании обнаружения менингококка в слюне (как и при посеве в бактериологической лаборатории из мазка со слизистой носоглотки) врач может лишь заподозрить роль этого микроба в наблюдающемся у больного менингите. Потому что грозную болезнь может вызвать и другой возбудитель – а указанная бактерия просто окажется на месте «за компанию». Правда, обнаружение бактерии в крови более специфично, хотя и оно не является абсолютным доказательством исключительно ее роли в развитии болезни. Это при условии, что тест основан на определении наличия именно микроба – а не антител к нему, которые могут быть и у здорового (но переболевшего ранее в стертой форме) человека.

Рассмотрим и другой случай – искомый микроорганизм у больного не находится. Авторы сообщения из «Посольства медицины» утверждают, что такой отрицательный результат может избавить пациента от назначения ненужных ему антибиотиков. Ну да, конечно, если знать точно, что причиной менингита послужила не бактерия, а вирус (на который антибиотики не действуют) – зачем напрасно травить и так истощенный болезнью организм?

Только ж, как говорилось выше, причиной менингита, кроме менингококка, может стать и куча других микробов. К каждому из них экспресс-диагностика еще не изобретена. Ждать результатов посева из лаборатории все равно надо 1-2 суток (в лучшем случае). А за такое время можно и «потерять» пациента. Так что ни один врач в своем уме не станет рисковать по причине появления новомодной методики – а сразу назначит больному менингитом мощные антибиотики широкого спектра действия, обычно – два-три сразу. Потому что печень, которая будет страдать от их появления в организме – орган сравнительно быстро восстанавливающийся, в отличии от мозга.

Кстати, «люмбальная пункция», которую авторы заметки довольно откровенно едва ли не призывают избегать – становится чуть ли не единственным эффективным средством не только диагностики, но и лечения при вирусных менингитах. Мощных универсальных противовирусных препаратов (кроме интерферона) практически нет, их формы для внутримышечно-внутривенного применения – еще в большем дефиците. А в ходе указанной пункции выпускается небольшая часть цереброспинальной жидкости (в которой «плавают» и головной, и спинной мозг) и давление которой при менингитах резко повышается. Уход «лишней» жидкости (напоминающий «кровопускание», которым в Средние Века врачи лечили пациентов от гипертонии) нормализует внутричерепное давление – и порой только этого достаточно, чтобы запустить процессы самовосстановления мозга при менингитах. Во всяком случае, симптомы болезни сразу уменьшаются, прогноз улучшается.

Впрочем, говорить, что экспресс-диагностика менингококка вообще не нужна – неправильно. Во всяком случае, при обнаружении этого микроба врач обязательно назначит антибиотик, действующий на данный возбудитель – даже если менингит и вызван другим микробом или вирусом, на всякий случай. Так что в профессиональной медицине изобретение ирландских ученых может принести определенную пользу. В качестве вспомогательного средства. Главное – чтобы родные больного поменьше читали околомедицинские сайты, и не начинали «давить» на врачей: «Вы же анализ «на менингит» сделали – а люмбальная пункция теперь не нужна, мы вам ее делать не дадим».

Но некоторую боязнь вызывает описываемая простота метода – и возможность появления тестов в открытой продаже. Вроде «тестов на беременность» или даже «на свиной грипп», как это наблюдалось во время последней эпидемии. Малоискушенный в медиине человек, у которого появится хотя бы часть симптомов менингита, описанных выше, либо пойдет к врачу, либо не пойдет (его потом туда привезет «Скорая») – но сам лечиться не будет. Разве что «анальгина» выпьет.

А вот человек на беду себе «более искушенный» вполне может соблазниться разрекламированной простотой «диагностики менингита», понимая под последним практически любую его форму. Хорошо ж, если при действительном наличии болезни патентованный тест даст положительный результат, и больной, испугавшись, обратится в больницу. А если результат будет отрицательным? Тогда головная боль будет «списана» на усталость, обычную простуду и множество других, более безобидных причин. Со всеми вытекающими.

Вообще, постановка диагноза менингита, особенно в его «стертых» формах затруднительна не то, что для врача-неспециалиста – но даже и для опытного невропатолога. При гриппе с температурой под 40, когда голова «раскалывается» и на свет больно смотреть ведь тоже развивается «менингеоподобный» синдром, обычно именуемый «менингизмом» (или менингеальной реакцией на лихорадку). При некоторых других болезнях – тоже. Диагноз в таких случаях и тот выставляется после двух-трех суток – наблюдения и пробного лечения.

А «быстро обнаружить – не обнаружить менингит» с помощью одного лишь простенького теста – это из области фантастики. Чтобы не сказать – шарлатанства…