Знаете ли вы, о чем сейчас мечтают будущие абитуриенты? Корпя над кипой учебников, они спят и видят, как бы хоть краешком глаза заглянуть в тетрадки с заданиями. Не тут-то было! Оказывается, изготавливают их за семью печатями — на предприятии, местонахождение которого держат в строгом секрете. Но нам таки удалось подсмотреть, как же делают тетрадки для внешнего независимого оценивания-2010.
Секрет… в спортзале
Не ожидала, что секретная типография — единственная в Украине — поместилась в здании бывшего учебного заведения. Но теперь это здание превратилось чуть ли не в режимный объект с суперсистемой защиты, кучей видеокамер как по периметру, так и на крыше, да еще и с бронированными окнами! Посторонним сюда вход заказан: войти в огромную дверь может лишь дюжина сотрудников — именно столько людей печатают тесты для всей страны.
Чтобы попасть туда, пришлось пройти серьезную проверку. Главным пропуском стал паспорт, в котором не оказалось отметки о детях-выпускниках — вход на предприятие родственникам потенциальных участников тестирования этого года строго воспрещен. К слову, люди, которые здесь работают, тоже не должны иметь заинтересованных родных, а еще подписать документ о неразглашении информации. Меня тут же предупредили, что имена и фамилии их держат в тайне. Интересно, а как же мы будем общаться?
Единственная публичная личность в типографии — первый замдиректора Украинского центра оценивания качества образования Вадим Карандий, который и курирует печать тестов. Вадим Анатольевич одну за другой открывает тяжелые двери своей электронной карточкой (компьютер фиксирует все передвижения человека), пока мы не оказываемся в просторной комнате, своими размерами напоминающей школьный спортзал. Там шумно — работа кипит! «Раньше тут протекала крыша, — показывает на высокий потолок замдиректора. — Но мы все отремонтировали, завезли оборудование, да и за несколько лет накопили полезный опыт, который во многом помог создать всю систему печати до мельчайших нюансов».
Ну хоть одним глазком!
Да простят меня сотрудники типографии, до этого я не могла понять: как можно печатать тесты, не заглянув в них — ну не общество же слепых их делает? Оказывается, еще как можно! Большой печатный комплекс весом в 6 тонн, который состоит из двух принтеров — они и выполняют работу за огромную типографию: печатают, раскладывают листы, формируя отдельные тетради, скрепляют их степлером, фальцуют и складывают в комплекты. И как же я удивилась, когда вместо движущихся листов с тестовыми заданиями увидела, что из двух машин на ленту-транспортир выпадают уже не то что готовые тетради, а целая стопка из 15 аккуратно сложенных книжечек. На верхней странице можно рассмотреть лишь пустую страницу для черновика. Даже одним глазком ничего не подсмотришь! Вот это техника!
«Для типографии это довольно сложная задача, но комплекс дает возможность осуществить ее всего на шести погонных метрах, — поясняет Вадим Анатольевич. — Если бы все это делалось по принципу обычной офсетной схемы, площадь была бы неимоверно большой». И добавляет, что техника обладает «интеллектом» — способна самостоятельно диагностировать не только свои «сдвиги», но и проблемы, которые могут возникнуть со стороны оператора. Машина периодически проходит техобслуживание, а если возникают какие-то дефекты, сама их фиксирует и ликвидирует. Поэтому вторжение сервисного персонала сведено к минимуму — за печатью наблюдает всего пара человек.
«А сейчас мы загрузим новую партию тетрадей — следующий вариант по украинскому языку и литературе, — подводит меня к огромному принтеру г-н Карандий. — Макет любой тестовой тетради есть в электронном виде. В печать его запускаем с центрального компьютера — для этого нужно из сейфа достать диск с информацией, вставить в дисковод и подтвердить вход индивидуальным электронным ключом. Но система защиты не дает оператору рассмотреть внутренний состав макета — он видит только объект, который нужно распечатать. Причем проверить качество печати можно и «вслепую»: распечатать серый и белый листы бумаги — на белом не должно быть серого и наоборот».
За 1 секунду машина выдает 4 страницы тестовой тетради,а за одну смену печатаются 10—11 тыс тетрадей.
Когда компьютер был готов, один из работников нажал на пульте зеленую кнопку «Пуск», и работа закипела — новые стопки тетрадей начали двигаться по транспортиру. Кстати, он находится в зоне, закрытой прозрачным пластиком, поскольку здесь тетради еще не защищены — они по ленте без участия человека двигаются к упаковочной машине. Издалека должно быть видно, совпадает ли «линейка» меток на торце комплекта: если в нем не будет доставать одной тетради, то эта диагональ прервется. Тут же комплект самостоятельно развернулся и поехал на упаковку через термотоннель. И на выходе я смогла взять в руки запечатанную в пленку пачку. После этого ее вместе с бланками ответов, штрихкодами и пакетом для обратной отправки закрывают в секьюр-пак. И уже в таком виде он будет использоваться на одном из пунктов тестирования. «А нельзя ли сделать лишний тираж?» — интересуюсь. «Нет, — заверяет он. — В машине есть счетчик, он фиксирует, сколько ушло бумаги и сколько оттисков страниц сделано за смену».
Грузины печатают тесты в Англии
Раньше тесты печатали в обычной открытой типографии и получали много брака — около 2 тонн! А сейчас бракованными от силы бывают несколько листиков. Прикол еще и в том, что разработчики тестовых тетрадей сами не знают, какой именно вариант попадет на парту абитуриента. «Ответственность за организацию работы возложена на директора УЦОКО — именно он решает, какой вариант идет в печать. Но способ, которым это делается, мы не раскрываем. Знаете, как в Союзе было: каждый делал свою деталь, но даже не представлял, что получится на выходе. Вот так и у нас», — улыбается мой собеседник.
Если сейчас типография работает в две 8-часовые смены, в 2008-м, когда еще не было настолько хорошо налажено производство, трудились круглосуточно. «Тогда не хватало средств, чтобы сразу создать такую мощность печати: одна машина не выключалась пару месяцев подряд, а люди в три смены трудились», — вспоминает г-н Карандий. Сегодня украинские разработчики системы печати тестов имеют солидный опыт. Даже делятся им с иностранными коллегами. «Посмотреть, как у нас печатают тесты, приезжают из Литвы, Грузии и других стран, хотя у них на систему тестирования перешли раньше. Но вот логистики и полиграфии такой нет, — делится замдиректора. — Та же Грузия, с ее 40 тысячами абитуриентов, заказывает печать тестовых тетрадей в Англии. Можете представить, какова их себестоимость!»
Языки в колеса?
Дальше — адресная упаковка. Здесь другие сотрудники за обычными офисными столами раскладывают пакеты с тетрадями в картонные ящики, связывают специальной лентой и ставят пломбы. Комплекты материалов, которые будут использованы на тестировании-2010 (в таком виде они попадают к курьерской службе и дальше — в пункты тестирования), хранятся на складе готовой продукции. В одном углу сложена «История Украины», в другом — один из вариантов «Украинского языка», посрединке — «Математика». И все предметы обозначены разными цветами — так удобнее и для производителей, и для курьеров: можно быстро отыскать нужный предмет, вариант и ничего не перепутать, пишет Новая.
«В этих коробках 1 млн 200 штук тетрадей из необходимых 1 млн 700, — проходит между горами складированных коробок Вадим Анатольевич. — На каждой указан предмет, количество комплектов, дата, когда они будут открыты. Теперь мы имеем точные данные по каждому участнику, а до 20 апреля работали в режиме прогноза, вот и вынуждены начинать печать за полгода наперед». Кстати, видеокамеры есть и здесь. Почему? «В прошлом году во время проведения тестов сказали, что не достает тетради в пакете, — говорит мужчина. — Ситуацию удалось разобрать благодаря видеонаблюдению: мы прокрутили запись и проследили, что тетрадь была вложена в нужный пакет. Оказалось, в аудитории при раздаче тетрадей одна слиплась с другой и попала на стол, где отсутствовал участник. Так что мы можем запросто проследить путь каждой тетради из нескольких сотен тысяч: с момента ее создания — и до выдачи курьерской службе».
Различные нововведения лишь усложняют работу типографии. В этом году разрешили сдавать тесты не только на украинском, но и на венгерском, румынском, молдавском, а по математике даже напечатали одну тетрадь на польском. «Нам пришлось срочно искать переводчиков, а это специфические языки. Тем более что они еще и язык за зубами должны держать. Поэтому им давали переводить отдельные задания, а потом из них формировали тестовые тетради. К тому же, и тираж пришлось печатать больший, иначе мы уже давно закончили бы», — резюмирует г-н Карандий.