УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Владимир Лапа: Сговор или засуха?

Владимир Лапа: Сговор или засуха?

Если вы, уважаемые читатели, хотите знать в принципе: будут ли далее дорожать продукты питания, это интервью можно не читать. Эксперты едины в прогнозе: да, будут, это мировая тенденция.

Если хотите понять: что происходит и почему - сначала цитата из сообщения «Интефакс-Украина»: «По данным Госкомстата, на потребительском рынке в ноябре цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 0,1%. Больше всего (на 5,1-2,2%) подорожали маргарин, молоко, сыры и подсолнечное масло. На 1,7-0,6% выросли цены на масло, кисломолочную продукцию, макаронные изделия, хлеб и сахар.

За январь-ноябрь (к декабрю -2009) продукты питания и безалкогольные напитки подорожали на 9,5%; По данным Госкомстата, в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий продукция подорожала на 1,6%, в том числе в производстве растительных и животных жиров - на 10,2%, сахара - на 3,7%, переработке и консервировании овощей - на 2,3%, мукомольно-крупяных продуктов - на 2,1%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 1,3%.»

Почему так стремительно выросли цены на продукты питания? Почему килограмм сыра в нашей стране стоит дороже килограмма мяса, и что мы вообще будем есть в следующем году? «Обозреватель» предложил ответить на эти вопросы генеральному директору Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» ВЛАДИМИРУ ЛАПЕ.

Владимир, почему цены на большинство продуктов питания во всем мире значительно выросли?

Есть долгосрочные и краткосрочные факторы ценообразования. Среди долгосрочных – глобальное потепление, которое приводит к большим изменениям в температуре и осадках, что ведет к засухам в одних регионах, наводнениям в других, и сильным морозам в третьих. Но я бы не рассматривал этот фактор, как первостепенный, он проявится в более длительной перспективе, в 2050- 2070 годы, и вот тогда будет фактором номер один. Сегодня сам термин «глобальное потепление» несет, скорее, негативную психологическую нагрузку. И утверждать, что в последние два года погода существенно изменилась в худшую сторону по сравнению , к примеру, с 2003 годом, нельзя. Украина находится на границе климатических изменений: часть регионов выиграет, часть проиграет, зона сельскохозяйственного производства сдвинется на север, и, скорее всего, условия на юге станут более жесткими. Но по сравнению с прогнозом для других стран Украина находится все-таки в более благоприятной ситуации, поскольку есть регионы, где сельскохозяйственное производство может вообще прекратится.

Увеличению цен способствует фактор роста населения земли, который происходит быстрее, чем рост урожайности культур, а общая площадь под сельскохозяйственными землями в мире остается стабильной, и даже снизилась за последние 20 лет. Но в большей степени на ценообразование влияет не столько динамика роста населения, сколько его платежеспособность. Это касается, прежде всего, стран Азии, в то же время потенциал потребления в развитых странах практически исчерпан, а население почти не растет. Украину тоже можно отнести к развивающимся странам, т.к. по основным продуктам питания реальные нормы потребления в несколько раз меньше физиологических норм. Во время кризиса платежеспособность снизилась, но я не говорил бы о критической утрате платежеспособности (это произошло в середине 90-х годов), сегодня, скорее, можно говорить о приостановке роста платежеспособности населения.

И третий, серьезный фактор, который влияет на потребление продуктов – использование сельскохозяйственных культур в виде альтернативных источников энергии. В США перерабатывают кукурузу в биоэтанол, в ЕС – растительные масла в биодизель, в Бразилии перерабатывают сахарный тростник. И эти альтернативные источники энергии оттягивают с рынка существенную часть сельхозпродукции от продовольственного потребления населением. Ожидается, что через пять – семь лет будет переход на энергетические культуры второго поколения, это быстрорастущая масса деревьев: верба, тополь и другие. Сегодня технологии не позволяют стать ей более экономически привлекательной, чем классические энергетические культуры , как кукуруза, рапс и пр. Сейчас мы наблюдаем просто конкуренцию между продуктовым и не продуктовым использованием классических видов сельхозкультур.

Это три основных фактора, которые уже влияют и будут влиять на потребление продуктов и цены на них. Также часто проблемой называют ограничение использования сельскохозяйственных земель. Хотя, скорее всего, в перспективе основным неблагоприятным фактором будет ограничение водных ресурсов. (Только на выращивание одной коровы необходимо почти 20 тыс. литров в год!) Естественно, растениеводство также требует водных ресурсов, а устойчивое земледелие без искусственного полива в ряде регионов сложно представить. В контексте изменений климата, эта проблема для всех стран скоро станет значительной, и Украина здесь не исключение.

Наверное, есть и специфические, «свои», причины роста цен на продукты Украине?

Неблагоприятные погодные условия снизили прогнозы урожаев по зерну и сахару в России, Индии и Бразилии, что подстегнуло мировые цены. Здесь также включилась спекулятивная составляющая, поскольку масштаб повышение цен на зерно был слишком большим по сравнению с балансовыми проблемами мирового рынка.

Все эти причины справедливы и для Украины. Следует упомянуть и о взаимодействии цен на продовольствие и нефть, которое еще до кризиса было очень жестким. Поэтому на фоне растущих цен на нефть стоимость продуктов также будет расти. Мировая экономика выходит из кризиса, цены на сырьевые товары растут, нефть уже не 40, а 85 долларов за баррель, пшеница стоит уже не 60 долларов а 250 - 300. Общие тенденции таковы, что мировые цены на продовольствие будут повышаться.

Рост цен переживает весь мир, но есть и специфические украинские проблемы, и на цены в украинских супермаркетах гораздо большее влияние окажут не мировые тенденции, а Налоговый кодекс.

Одна из самых главных причин повышения цен, о которой сегодня мало кто говорит – это существенная девальвация гривны два года назад. Цена на пшеницу по $ 250 за тонну по курсу пять гривен за доллар - это одна цифра, а по курсу восемь за доллар – совсем другая. Этот фактор себя еще не исчерпал, и если украинские цены подтянутся к мировым, то это будет совсем иной уровень цен: и по макаронам, и по муке, и по хлебу. Очевидно, что правительство в этом случае будет пытаться растянуть инфляционный эффект от девальвации.

Вторая причина роста цен: очень зарегулированная предпринимательская среда. Т.е. ведение бизнеса очень рискованное, тот, кто хочет инвестировать сюда деньги, не видит прибыльности при 5-7-10 процентах. Инвестору нужна прибыль в 30-40-50%, чтобы покрывать всевозможные риски, к тому же, в сельском хозяйстве еще есть и дополнительные риски: погодные, ценовые и пр. Потом, у нас очень высокие кредитные ставки. Что такое аграрное производство? Вы должны сейчас посеять озимые, потом через год собираете и, желательно, продавать не сразу, надо немного подождать. Значит, должен пройти примерно год и семь месяцев, между началом инвестиций и возвратом денег. Например, если вы используете кредиты под 20%, то почти за два года вы заплатите банку 30%, и это ляжет на себестоимость продукции. В сельском хозяйстве очень важна общая стабильная макроэкономическая ситуация. Тут мы проигрываем конкурентам, деньги в Европе дают под 7-8 %, в Украине – 20%, и эти проценты ложатся на потребителя, на нас с вами.

Без стабильной макроэкономической ситуации, стабилизации на финансовых рынках, рассчитывать на то, что украинские продукты будут дешеветь – просто не стоит. Мы в замкнутом круге: высокая инфляция – высокие кредитные ставки – а высокие кредитные ставки повышают цены на продовольствие. Простого выхода из этого круга нет, нужна системная прагматичная политика.

Третий момент - более психологический, потому что много видов продовольствия уже у нас стоят столько сколько в ЕС, а некоторые дороже, но на продовольствие в ЕС потребители тратят 10-15%, а в Украине – более 50% бюджета. При одинаковой динамике роста цен роль этого фактора значительно больше, поэтому более болезненная реакция на одни и те же явления.

Давайте пройдемся по списку основных продуктов: пшеница, мясо, молоко, подсолнечник, сахар. Причины роста цен?

По зерну: мировые цены обновились, украинские пошли за ними, правительство , квотируя экспорт, не позволяет повысить их до мирового уровня. Например, французский фермер получает $ 270 за тонну пшеницы, украинский фермер – $200. Цены выросли, но не так сильно, по сравнению с прошлым годом, и если рассматривать пример с зерновыми культурами, то этот ценовой удар сейчас делят и потребители, и производители.

По мясу: производители попробовали повысить цены, т.к выросли цены на кормовое зерно, но не удалось. По птице и по свинине выросли объемы производства, поголовье растет примерно на 10% в год. Цены реализации свинины летом были 13 грн. за кг живого веса, далее выросли до 15-16 грн/кг, а потом они вынуждены были снова опустить цену. Ситуация на рынках по продаже мяса такая же: подняли до 50 грн. и более, опустили до 40-45 грн. за килограмм.

Что происходит с ростом цен на молоко: на него традиционно вырастают цены к осени- зиме, технологии у нас в стране далеко не современные, поэтому сезонность производства предопределяет значительные ценовые колебания. Но в текущем году процесс повышения цен начался немного раньше, переработчики ожидали уменьшение производства, начали закупать сырье в августе-сентябре, спровоцировали резкое повышение цены раньше, чем это было «по плану». При этом цены, например, на твердые сыры частично сделали продукцию не конкурентоспособной, по сравнению с теми же польскими сырами. Сейчас мы видим в магазинах увеличение импортной продукции, и очевидно, что должно произойти снижение цен на молочные продукты в декабре-январе для восстановления конкурентоспособности по сравнению с импортом. По крайне мере, на рынке сырого молока снижение цен уже состоялось.

Подсолнечник: очень существенно подорожал в этом сезоне, выросла и цена на подсолнечное масло. Но это тенденции не такие угрожающие, на фоне квот по экспорту зерна, подсолнечник - культура, которая позволяет более- менее оптимистично смотреть в будущее сельскохозяйственным производителям, обновлять оборотные средства. В значительной степени, высокие доходы обеспечиваются как раз за счет экспорта.

Сахар: ожидалось, что производство сахара будет на уровне 2-2,3 млн. тонн, потом производство сахарной свеклы существенно снизилось, это было связано с погодными условиями. Ожидаемое понижение цен на оптовые закупки сахара не оправдались. Производство сахара, по оценкам экспертов, будет на уровне 1,55-1,6 млн. тонн, население потребляет примерно 1,8 млн. тонн. Потенциальный дефицит составляет 250 тыс. тонн, и перекрыт он будет за счет импорта.

Килограмм сыра стоит дороже килограмма мяса. Чем обусловлен такой резкий скачок цен на твердые сыры? Что, простой «Украинский» сыр скоро станет для нас «черной икрой»?

Твердые сыры в розничных сетях стремительно подорожали. Основной причиной является дефицит сырья, который обострился ввиду аномально жаркого лета и сезонного снижения производства молока. На сегодня в Украине наблюдается нехватка качественного молока для производства молочных продуктов в целом, во внесезонье – в особенности. К тому же, жаркие и сухие погодные условия, наблюдавшиеся текущим летом в Украине, отрицательно повлияли на надои.

Сезонное снижение предложения молока, которое обычно наблюдается в ноябре-декабре, произошло в этом году раньше. В августе - за счет жары - было нетипичное для этого периода сокращение предложения молока. К тому же, переработчики активно включились в закупки, провоцируя дальнейший рост цен. За месяц цены выросли, в зависимости от качества молока, на уровень до 20%. Средняя закупочная цена выросла:

- на молоко I сорта от сельхозпредприятий на 12%, с 2680 до 3000 грн./тонна;

- II сорта от сельхозпредприятий – на 20%, с 2008 до 2404 грн./тонна;

- II сорта от населения - на 18%, с 1761 до 2082 грн./тонна.

Повышение закупочной цены на молоко в августе со стороны переработчиков, увеличило, соответственно, себестоимость производства молочных продуктов, что уже нашло отражение в розничных ценах. Кроме того, уровень цен на молочные продукты в Украине напрямую зависит от мировых цен, в большей степени от цен на европейском рынке, которые в последние месяцы имеют тенденции к повышению. Но в целом, максимум цен на молочную продукцию в текущем сезоне, скорее всего уже пройден.

Надо сказать, что по большинству товарных позиций цены выросли одновременно. Но если говорить о ноябре, то роста цен уже не наблюдалось. По маслу и сырам цены немного снизились. Однозначно не будет повышения цены в декабре и январе, и скорее всего, до конца сезона. С этими ценами мы войдем в февраль-март, а там уже пойдет увеличение производства молока. Сейчас переработчики стараются снизить цену на сырье, т.к. они, конечно, не заинтересованы в том, чтобы покупатель приходил в магазин, смотрел на витрину и – уходил. Напоминаю, выросли цены потому, что были негативные ожидания по урожаю. Фермеры увидели, что они могут заявить более «приемлемые» цены для себя. В Украине достаточно молока. Переработчики хотели накопить сырье, но потом поняли, что они сами «перегрели» рынок, продавая сырье по завышенным ценам.

Что мы будем есть в следующем году: «ножки Буша», «мясо бразильских буйволов»? Отечественные продукты нам уже не по карману…

На самом деле, у нас нет критической зависимости от импорта, которой мы себя сами почему-то все время пугаем. И когда цены подскакиваю, как, например, по молочной продукции, то они корректируются. Потребитель откорректирует рынок лучше, чем любой закон от ВР. Производители заинтересованы продать, убедить покупателя не подходить к витрине очень просто, значительно труднее заставить его вернуться к своей продукции. Я уверен, что переработчики и производители, которые мыслят рационально, не заинтересованы в том, чтобы цены неконтролируемо росли.

Да, они будут продавать по ценам, которые гарантируют рентабельность, но я бы не драматизировал эту сезонную «волну» повышенных цен, да и цены выросли по все видам продуктов одновременно. Но мы все равно зависим и от погоды, и от ситуации на мировых рынках: в июне пшеница на мировых рынках стоила $160, а через три месяца она стоила уже $ 300. Не забываем о погодном факторе: этим летом стояла жара, а фермеры думают: «ага, солнце печет, засуха, значит картофель, и другие овощи будут дороже». По тем видам продукции, по которым повышение цен было чрезмерным, будем иметь коррекцию в сторону снижения. Потенциал повышения пока исчерпан, кстати, растет производство птицы, свинины, и чтобы продавать – надо находить компромисс с потребителем.

Обнуление ввозных пошлин на молоко, сливочное масло, картофель, рожь и гречку призвано, якобы, снизить цены на эти продукты. Также должно подешеветь мясо, особенно импортное мясо птицы. (Гостаможня и МинАП договорились о совместных действиях для более точного определения таможенной стоимости, от которой напрямую зависит размер таможенного сбора, ввозимых мяса и мясопродуктов.) Возможно, ближайшее время таможенная стоимость мяса курицы снизится с $1,07/кг до $0,8/кг.

Но отечественные производители курятины не понимают, почему власть озаботилась ценами именно на этот вид мяса. В стране нет дефицита курятины, напротив — многие предприятия не могут сбыть свою продукцию. Поэтому еще большее затоваривание рынка вряд ли приведет к существенному снижению цен.

Включение в льготный перечень ржи вызывает еще больше вопросов, несмотря на сокращение урожайности этой культуры, прошлогодних остатков хватит, чтобы удовлетворить внутренний спрос.

По мнению отдельных экспертов, открытие границ для импорта приструнит отечественных производителей и заставит их вспомнить о конкуренции. Но на самом деле стимулирование импорта – не лучший инструмент экономической политики. Оно помогает ограничить цены на 2-3 месяца, но бьет по производителям ближайшие 2-3 года. Предыдущий опыт такого рода шагов является наглядным тому подтверждением. Да и сама конъюнктура на большинстве рынков показывает, что в стимулировании импорта нет потребности.

P.S. Это неофициальное мнение одного из отечественных экспертов (- Ред)

Новый рацион для граждан Украины в 2011 году составит:

Макароны - 7 кг/год

Макароны в форме рыбы - 17 кг/год

Макароны в форме мяса - 30 кг/год

Макароны в форме фруктов - 65 кг/год

Макароны в форме птицы - 27 кг/год

Макароны в форме всего остального - 169 кг/год

Макароны в форме чая (из двух верхних макарон) - 110 заварочных чайников в год.

Вода для варки макарон - 1 кран