Украина на Сиаме

936
Украина на Сиаме

Таиланд стоит перед лицом глубочайшего политического кризиса, какого не было со времен Второй мировой войны. Недавний захват сторонниками оппозиции международного аэропорта и дома правительства в Бангкоке приковали к Таиланду внимание мирового сообщества. Многие задаются вопросами, что же случилось в этой стране, которая в последнее время казалась вполне мирной и куда ехали туристы со всего мира, влекомые пагодами, синим морем, белым песком и отелями высшего класса?

Революция: тайский стиль

Протестующие заявляют, что происходящее — революция, мотором которой является гражданское неповиновение. Своей целью они ставят искоренение в Таиланде коррупции, семейственности, фаворитизма и одновременно — защиту монархии. Их лозунг — Таиланду нужна «новая политика», что бы ни значило это словосочетание. Народный союз за демократию (на самом деле - консервативно-монархическая партия, символ — желтый цвет, цвет короля. Лидер — медиамагнат Сондхи Лимтхонгкул), под знаменами которого объединились различные протестные группы, с августа проводит свои почти не прекращающиеся митинги и требует отставки правительства. И вполне успешно. За год сменились уже два кабинета: сначала премьер-министра Самака Сунтаравета (премьер-министр Таиланда с 29 января по 9 сентября 2008-го, лидер Партии таиландского народа), потом — Сомчайя Вонгсавата (со 2 сентября 2008 года исполнял обязанности премьер-министра Таиланда, 18 сентября 2008-го был назначен премьер-министром, покинул пост 2 декабря 2008-го, заместитель лидера Партии таиландского народа). Оба были отстранены от власти по постановлению Конституционного суда. Но несмотря на отставки, политическая ситуация остается очень зыбкой: оппозиционная Демократическая партия и партия Pheu Thai (реинкарнация Партии таиландского народа) бьются за право сформировать следующее коалиционное правительство. На этой неделе пост премьера может получить Абхисит Ветчачива — 45-летний лидер Демпартии и выпускник Оксфордского университета, который считается выразителем интересов бангкокского среднего класса. На момент подписания номера в печать Ветчачиве удалось заручиться поддержкой большинства членов парламента. Но ситуация может поменяться и за сутки до голосования.

Яблоко раздора

Истоки нынешнего политического кризиса лежат в событиях 2006 года, когда тогдашний премьер-министр Таксин Чинават (премьер-министр Таиланда с февраля 2001-го по сентябрь 2006-го) в результате военного переворота потерял власть. Таксин был изгнан из Таиланда и позже заочно приговорен к двум годам тюрьмы за злоупотребление служебным положением при заключении земельной сделки (28 февраля 2008 года Таксин Чинават вернулся в Таиланд, где ему и было предъявлено обвинение в коррупции и злоупотреблении властью. Он был выпущен под залог. Недавно его виза была аннулирована Великобританией). Оппозиция считает, что оба отправленных в этом году в отставку правительства на самом деле так или иначе представляли интересы Таксина и свергнутый премьер сделает все возможное, чтобы вернуться на политическую арену. И вот этого оппозиция категорически не хочет допустить. При этом за опальным премьером — немалая народная поддержка. «14 млн тайцев поддерживают Таксина, примерно 12 млн — против него. Страна практически раскололась», — говорит доктор Правез Вази, известный таиландский общественный деятель.

Север против юга

Противники Таксина, то есть те 12 млн, что в свое время голосовали против него, это преимущественно жители юга страны, где больше всего приверженцев оппозиционной Демократической партии, плюс столичный средний класс и городские жители. А 14 млн его сторонников проживают в основном в сельской местности на севере и северо-востоке Таиланда.

Таксин весьма преуспел, следуя принципу «разделяй и властвуй» во время пребывания на посту премьер-министра. И он остается весьма влиятельной фигурой тайской политической сцены: сохранил рычаги влияния и управления, даже находясь за пределами Таиланда.

Противники Таксина говорят, что его политика основана на умении манипулировать толпой. В тайском политическом словаре есть термин «тайская политика, какой мы ее знаем». В переводе — коррумпированная политика, основанная на том, что в ходе выборов голоса избирателей попросту покупаются, а «купцы» потом входят в правительство, которое используют для распределения богатств между собой и ближайшим окружением, в то время как народу остаются лишь обглоданные кости. Придя на плечах толпы к власти, политики становятся абсолютно неподотчетны народу с того момента, как занимают свои кабинеты.

Тирания толпы

«Демократия по-тайски» — это бесконечный порочный круг, который состоит из выборов, коррупции, военного переворота, затем принятия новой Конституции и потом — все по новой. И так с 1932 года. В основе этой политики — апелляция к необразованной и легко покупаемой толпе, в политической науке это получило название «тирания большинства».

Сельские жители севера и северо-востока страны - главная база поддержки Таксина, - вероятно, искренне верят, что изгнанный премьер и его люди являлись апологетами демократии. И действительно: за его партию проголосовало большинство. А кроме того, Таксин ввел общедоступное здравоохранение и систему дешевых кредитов. Сельские жители считают, что все правительства коррумпированны, и правительство Таксина не исключение. Но по меньшей мере, полагают они, от правительства Таксина избиратели получали хоть какую-то помощь, в то время как другие просто-напросто игнорируют их бедственное положение: в традициях тайских политиков — ориентироваться прежде всего на тех, кто проживает в Бангкоке, как-будто остальной страны нет.

Забавно, что этот любимец бедняков — самый богатый человек в Таиланде, его состояние оценивается почти в $2 млрд, которые сейчас хранятся в банках: после военного переворота его счета были заморожены. Другими словами, свергнутый премьер Таксин прекрасно знает, как использовать существующую в Таиланде политическую систему.

Взгляд со стороны

Для тех, кто наблюдает за происходящим со стороны, например для зарубежной прессы, все выглядит так, будто военные, элита, истеблишмент и бангкокский средний класс — это антидемократы, которые всеми силами стараются свергнуть демократически избранное правительство народной власти, чтобы защитить свои «интересы и привилегии». Таксин и его сельские избиратели — это люди, по-настоящему «влюбленные в демократию». А оппозиционная Демократическая партия чаще всего изображается как кучка не умеющих проигрывать неудачников.

А тут еще футболки: оппозиция носит желтые (цвет короля), а сторонники Таксина — красные, что лишь добавляет путаницу и провоцирует вопрос: на чьей стороне король?

Монархия меж двух огней

Тайская монархия традиционно стоит вне политики. Интересы монархии — политическая стабильность и соблюдение закона. Если есть политическая стабильность, то институт монархии от этого только выигрывает. Если же обстановка нестабильна, в стране беспорядки, то страдает и королевская династия.

Король не может открыто благоволить какой-либо политической партии, потому что в этом случае он теряет свою непредвзятость. В 2006-м к нему уже обращались с просьбой назначить премьер-министра, что является нарушением Конституции. Но и сейчас все стороны конфликта обращаются к королю.

Недавно в зарубежной прессе появился ряд статей, в которых утверждается, что король тайно поддерживает оппозицию в ее попытках свергнуть правительство. Это не так.

Его Величество чтит традиции и Конституцию. Несколько раз он призывал тайцев к объединению, призывал проявить мудрость и предотвратить катастрофу. Король несколько раз повторил слово «катастрофа», но, кажется, мало кто услышал его.

Выбор генералов

Самый влиятельный человек сегодня в Таиланде — генерал Анупонг Паочинда (командующий королевской армией Таиланда), в его руках оружие и танки. Последнее время генерал стремится вести «мягкую игру». Он настаивает на том, что не позволит совершиться новому военному перевороту: ведь военный переворот 2006 года, который декларировал своей целью установление новых правил в политике, по большому счету, провалился и объявленной цели не достиг. В 2006 году были столкновения между «желтыми» и «красными», и сейчас все повторилось опять. Правила игры остались прежними. И потому военные, как они утверждают, не будут открыто вмешиваться в политику, если только в стране не начнется гражданская война.

Конечно, сегодня генерал Анупонг обладает значительной властью: когда политики слабы, роль военных растет пропорционально их слабости. Именно так традиционно строится соотношение сил в тайской политике. Но надо отдать должное генералу: он всячески сдерживает своих людей, надеясь, что политики между собой разберутся и достигнут компромисса.

Когда ситуация в Таиланде наконец успокоится? Вряд ли скоро. Смута и раздор будут продолжаться до тех пор, пока Таиланд не сможет найти способ справиться с влиянием изгнанного премьера Таксина. Но главная проблема в том, что политическая система предельно коррумпированна, и внутри страны нет лидера, способного объединить людей, дать им перспективу и действительно изменить принципы тайской политики — такой, какой мы ее знаем последние 76 лет.

Наше досье:

Таиланд — конституционная монархия с парламентской формой правления. Население — 65,5 млн человек. Основная религия — буддизм, ее исповедуют 95% тайцев. В 1932 году на смену абсолютной монархии пришла конституционная. Однако политическая система характеризуется крайней нестабильностью: с 1932 года в стране произошло 19 государственных переворотов и принято 17 конституций и хартий. Последний военный переворот произошел 19 сентября 2006 года. Король Таиланда Пумпион Адульядет взошел на трон в 1946 году, принадлежит к династии Чакри (также известен как Рама IX). Король считается символом единства страны и Верховным главнокомандующим. Премьер-министр де-юре назначается королем, но де-факто им становится лидер большинства в парламенте. День рождения короля и королевы являются национальными праздниками.

The Nation — одна из двух выходящих в Таиланде ежедневных газет на английском языке (другая — Bangkok Post). Основана в 1971 году, принадлежит Национальной мультимедийной группе. Считается, что англоязычные газеты в Таиланде более свободны от государственного контроля, чем те, что выходят на тайском языке. Тем не менее ни одно СМИ в Таиланде не позволяет себе критиковать короля, поскольку он приравнивается к полубожественной персоне.