УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Инфляционный «прорыв» правительства Януковича

Инфляционный «прорыв» правительства Януковича

рисунок Игоря ДемиховаВ последний раз летом так сильно росли потребительские цены в 1996 году. Суммарная инфляция за июнь-август тогда равнялась 5,9%, а по году — 39,7%. Сейчас уже трудно припомнить, был ли в том году неурожай. Зато точно известно, что до сентября 1996 года в денежном обращении Украины пребывали карбованцы. На улице повсюду валялись «фантики» в 1 или 2 тыс. крб., за которые ничего нельзя было купить, а зарплаты и пенсии украинцев исчислялись миллионами. Хотя инфляция в 39,7% и являлась очень высокой, но она казалась в 1996 году просто «счастьем» по сравнению с индексами потребительских цен в предыдущие годы (1995 — 281,7%, 1994 — 501,0%, 1993 —

10 256,0%, 1992 — 2 100,0%).

Неурожайные годы случаются время от времени и в Украине, и в других странах мира. Очень маленький объем сбора зерновых был не так давно — в 2003 году. Украинские аграрии выдали тогда нагора лишь 20,2 млн. т. зерна, что в 1,9 раз меньше, чем в 2002 году. И меньше, чем прогнозируется зерновой сбор в нынешнем году.

Однако такой кошмарной инфляции, причем, обусловленной главным образом, ростом цен на овощи, фрукты, мясо, молоко, яйца и другие продукты питания (в последние две недели просто «фантастически» — на 35-45% — повысились цены еще и на подсолнечное масло), не было ни в 2003 году, ни в 2004. Несмотря на то, что зерновые тогда, как известно, сначала были в огромных объемах экспортированы из Украины по невысоким ценам, а затем зерно пришлось импортировать обратно в страну — но уже втридорога. Индекс потребительских цен за три летних месяца в 2003 году составлял 98,3% (дефляция), а в 2004 году — всего100,6%.

Кстати, дефляция или нулевая инфляция в августе, связанная с традиционным удешевлением в этом месяце овощей, фруктов и других продуктов питания, наблюдались на протяжении 6 последних лет. А величина индекса потребительских цен в августе выше нынешнего наблюдалась в последний раз в 1999 году — 101,0%.

Впрочем, правительство считает неурожай в связи с майской и июньской засухой — не единственной и, возможно, даже не главной предпосылкой для стремительного роста цен летом 2007 года. Основными причинами аномально высокой инфляции в июне — июле были засуха и нестабильная политическая ситуация, заявил, в частности, первый вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров журналистам 1 сентября.

фото Дима Богданов/ОБОЗАзаров счел нужным сперва посетовать — никто, мол, не мог предсказать, что Украину постигнет «такое большое несчастье, как засуха». И что к тому же так резко вырастут цены на нефть и металл, являющиеся базовым ценообразующим показателем. А затем сделал следующую оценку: «И самое главное и последнее: когда мы в сентябре и октябре прошлого года, а вернее, в сентябре, в большей степени занимались расчетом инфляции 2007 года, кто мог предположить, что наш уважаемый господин Президент пойдет на такое обострение социально-экономической ситуации и распустит Верховную Раду. Ведь в основе вот этой аномальной для июня, июля инфляции лежат политические решения, политическая ситуация. И когда я в апреле месяце говорил о том, что Украина еще испытает на себе последствия этого политического решения, я имел в виду не апрель и не май, и не июнь, я имел в виду, что мы еще на себе, на своей шкуре, испытаем последствия этого решения в этом году, в следующем, 2009 и 2010 году».

Правда, эти слова первого вице-премьера плохо сочетаются с заявлениями его собственными, министра экономики Кинаха и главы правительства Януковича, озвучиваемыми в мае и июне. Когда уже было всем понятно, что Украине предстоит неурожай, а политический кризис в стране достиг апогея. Напомним, эти высокопоставленные чиновники заверяли тогда народ, что никаких предпосылок для роста цен нет, правительство имеет экономические рычаги для удержания инфляции. А премьер-министр грозился уволить с работы трех-четырех министров, если цены на хлеб, муку и прочее не снизятся до прежних размеров.

Теперь уже очевидно, что правительство не сумело обуздать инфляцию (всем ясно, что реальная инфляция по году будет намного выше плановых 7,5%) и ищет сейчас оправдания. К слову, меры, предпринимаемые Кабмином для преодоления роста цен, ничего общего с экономикой не имеют. Было откровенное давление на производителей и реализаторов с тем, чтобы они сдержали цены до конца сентября.

Нервозность министров можно понять — ведь на носу выборы, а разбушевавшаяся инфляция перечеркивает незначительные социальные прибавки от правительства (летнее повышение зарплат бюджетникам и сентябрьское — пенсионерам). Для Партии же регионов, а заодно и КПУ с СПУ, представленными в правящей парламентской коалиции, оглашенные Госкомстатом показатели августовской и с начала года инфляции будут означать, надо полагать, ощутимое уменьшение электоральной поддержки. К тому же, чуть позднее, но еще до выборов, станут известны и другие статистические данные по августу — в частности, по росту промышленного производства и валового внутреннего продукта — которые наверняка продолжат свое начатое с начала года ухудшение…