УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кулуарная сейсмология

Кулуарная сейсмология

В интервью Контрактам Анатолий Толстоухов рассказал о том, что:

1) Азаров и Клюев поделили сферы влияния

2) регионалы ждут ответа от НУ—НС

3) политика — это лечебная грязь

4) работал на глубине 110 метров во время оранжевой революции

Заместитель председателя президентского Секретариата Виктор Бондарь утверждает, что правительство блокирует процедуру назначения губернаторов. Зачем вы это делаете?

— Раньше правительство обвиняли в «гражданской войне», сейчас, слава Богу, мы лишь затягиваем рассмотрение кандидатур... На самом деле проблема заключается в том, что в государстве вообще нет кадровой политики, фактически она сводится к параллельным назначениям. Президентский Секретариат решает свои задачи, а правительство — свои. Мы принимаем решения коллегиально, на Банковой правила другие. Как бы там ни было, но за последние три месяца принято немало кадровых решений... Процедура четко регламентирована: кандидатуру губернатора рассматривает Кабмин, президентский Секретариат высказывает свое мнение, правительство утверждает кандидата на своем заседании и президент ставит последнюю точку — автограф под соответствующим назначением.

Кто следит за соблюдением процедур принятия и подготовки экономических решений правительства?

— Профильное министерство готовит решение, потом согласовывает его с заинтересованными ведомствами, получает заключения Минэкономики, Минфина, Минюста, после чего проект решения рассматривает правительственный комитет, а потом — Кабмин на своем заседании.

Как разделены сферы ответственности между Николаем Азаровым и Андреем Клюевым?

— Клюев курирует топливно-энергетический блок, а Азаров — финансово-экономический. Однако проекты постановлений обязательно обсуждают на заседаниях правительства. Позиции профильных вице-премьеров определяют содержание проектов распоряжений... Конечно, иногда случаются внештатные ситуации: стихийные бедствия, срочные визиты руководства государства и т. д. В таких случаях правительство может принять решение по результатам опроса соответствующих министров, но оно обязательно подтверждается на следующем заседании Кабмина.

фото Дима Богданов/ОБОЗ

Недавно Минтранс инициировал восстановление ГП «Укрморпорт» (которое во времена Кирпы аккумулировало отчисления портов на госзакупки), а Кабмин решил подчинить это предприятие себе. Кто получил контроль над финансовыми потоками?

— Я не готов комментировать данные, полученные на ступеньках в Минтрансе. Это несерьезно.

Источники информации об Укрморпорте — Виктор Бондарь и Николай Рудьковский, в интервью Контрактам они не отрицали, что правительство восстановило старые теневые схемы.

фото Дима Богданов/ОБОЗ— Укрморпорт создают не впервые, вокруг этого ГП всегда были проблемы. Чтобы не наступать на одни и те же грабли, правительство приняло решение, которое вызывает возражения со стороны министра транспорта Рудьковского. Отсюда и напряженность.

«Укрзалізниця» тоже напрямую подчинена Кабмину, который не спешит реформировать непрозрачную систему предоставления скидок экспедиторам. Не является ли лишение Рудьковского реальных властных рычагов признаком политической дискриминации?

— Компании уровня "Нефтегаза", "Укрнефти", «Укрзалізниці», отдельные порты, действительно, утверждают свои финпланы на правительственных заседаниях. Вполне естественно, что этот процесс курирует первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров и профильные вице-премьеры.

Какие схемы лоббизма приемлемы для аппарата Кабмина?

— Денег я не беру, моя фамилия не фигурировала ни в одном скандале... Вообще, я не очень люблю абстрактные разговоры. Как-то на заседании Кабмина, по результатам проверок КРУ и прокуратуры, называли конкретные фамилии и цифры, но почему-то ни одно из обвинений не превратилось в уголовные дело. Что конкретно вас интересует?

Почему громкие изобличения злоупотреблений Гриценко, Луценко и Ивченко, сделанные Партией регионов, не подтвердились?

— Об этом нужно спросить в других кабинетах.

А в каком кабинете вы получили указание не пускать министра иностранных дел Бориса Тарасюка на заседание Кабмина?

— Верховная Рада отправила Тарасюка в отставку, а лица, не являющиеся членами правительства, не должны принимать участия в заседаниях, на которых, среди прочего, рассматривают вопросы, представляющие государственную тайну. Кстати, сам Борис Иванович вел себя не как министр иностранных дел коалиционного правительства, а как представитель президента, политический лидер и горячий сторонник одного из направлений внешнеполитического развития страны. На определенном этапе министр начал хитрить в отношениях с премьером, тормозить организацию зарубежных визитов, откровенно подставлять Виктора Федоровича. Это было ненормально.

Арсений Яценюк толерантнее к Януковичу, чем Тарасюк?

— Яценюк адекватнее, кстати, в списке НУ—НС он выше своего предшественника.

На какие уступки пошел президент, чтобы получить согласие ПР на досрочные выборы в ВР?

— Наверное, согласился перенести выборы на 30 сентября.

фото Дима Богданов/ОБОЗ

Действительно ли регионалы и НУ—НС договорились о создании коалиции?

— Я двумя руками за широкую коалицию. Будет ли она после выборов? — Вопрос к НУ—НС. Сейчас Кириленко отрицает возможность такого союза. Нас обвиняют в том, что мы — неукраинское правительство, принимающее решения в ручном режиме... Но кто же тогда, извините, принял регламент деятельности Кабмина, разработал инструкцию делопроизводства, которая заменила советскую? Какое правительство открыло архивные материалы и издает книги об истории исполнительной власти страны с 1917 года? Мы — украинское правительство, которое не проводит люстраций и не собирает компромат на оппонентов...

Конкретизируйте, пожалуйста, свой ответ.

— Сейчас мяч на половине поля оранжевых.

Являются ли досрочные выборы выходом из политического кризиса?

— Если президент руководствуется собственными целями, Кабмин — своими, и они не совпадают, то противостояние неизбежно. Сейчас все переключилась на выборы и напряженность вроде бы спала, но от этого мало что изменилось. К сожалению, нас ждет еще не один год политических землетрясений.

Что привлекает в политике лично вас?

— Сам процесс. Политика — это хоть и грязь, но лечебная. Другого инструмента решения проблем общества и государства еще не придумали.

фото Дима Богданов/ОБОЗ

По каким принципам вы подбираете подчиненных?

— Стараюсь всесторонне изучить людей, с которыми планирую работать. Система работы аппарата должна быть такой, чтобы негатив проявлялся как можно скорее, это позволяет своевременно решать проблемы. Также всегда предупреждаю людей о том, что требования к ним будут весьма жесткими. Дальше нужно быть принципиальным: не справился — до свидания.

Кто устроил Юрия Луценко помощником премьера Валерия Пустовойтенко, с которым в свое время вы тесно сотрудничали?

— К Валерию Павловичу обратился отец Юрия, бывший первый секретарь обкома КПУ. Кстати, на 10-й годовщине Конституционного Суда Юрий Витальевич рассказывал Виктору Федоровичу о своей готовности работать в коалиционном правительстве, несмотря на то что ему выкручивают руки в Секретариате президента... Луценко — боец только на публике.

Как вам удалось остаться на плаву после провала НДП?

— Я младше Валерия Павловича, который отошел от дел. У меня есть перспектива роста, а он уже был премьером. На Олимпе удержаться всегда тяжело.

Что вы чувствовали, когда осенью 2004-го митингующие окружили Кабмин?

— В здании было до 500 бойцов Беркута. Я не верил в то, что они удержат здание, в котором не было ни одного министра, кроме меня. Но было интересно наблюдать за событиями. Со мной была группа людей, тоже не покидавших рабочих помещений. Кое-кто вечером шел домой, а утром возвращался. Секретариат Кабмина работал, ведь технических сотрудников митингующие не трогали. Под реальной угрозой штурма (об этом мне докладывали дважды) мы оставляли кабинеты и ныряли на глубину 110 м и работали там. МВД запретило использовать против демонстрантов даже резиновые дубинки.

Вы работали в двух правительствах Януковича. Какие выводы Виктор Федорович сделал после оранжевой революции?

— Он стал значительно глубже и как личность, и как руководитель. Сейчас он оценивает перспективы Украины не с точки зрения выходца из Донбасса, а как государственный деятель. Он прошел и огонь, и воду, и медные трубы. Революция и определенное время пребывания в оппозиции пошли Виктору Федоровичу на пользу.

Почему вы согласились сотрудничать с Виктором Януковичем, но не баллотировались в парламент по списку ПР в 2006 году?

— Мне предлагали место в списке, но тогда я не представлял, как объяснить свое согласие в НДП, которую тогда возглавлял.

Вы профинансировали издание полного сборника Стуса и вместе с тем тесно связаны с ПР, призывавшей восточные регионы Украины к сепаратизму. Сколько у вас мировоззрений?

— Сборник нужен независимой Украине, Василий Стус — знаковая фигура, в отличие от Владимира Яворивского, не заливался соловьем, восхваляя КПСС, а был и остался самим собой... А призывы регионалов к сепаратизму не доказаны! Это факт.

Деловой еженедельник «Контракты» №36 от 3.09.07

Кулуарная сейсмология

Министр Кабинета министров Анатолий Толстоухов прогнозирует, что Украину ожидают несколько лет политических землетрясений

В интервью Контрактам Анатолий Толстоухов рассказал о том, что:

1) Азаров и Клюев поделили сферы влияния

2) регионалы ждут ответа от НУ—НС

3) политика — это лечебная грязь

4) работал на глубине 110 метров во время оранжевой революции

Бюрократия бессмертна

Партия регионов – политическая сила, пользующаяся, согласно данным ведущих социологических центров страны, наибольшей электоральной поддержкой. Экспертный совет Контрактов оценил эффективность деятельности фракции Партии регионов в ВР пятого созыва.

Санитар бизнеса

В июне в рамках спецпроекта «Неизвестная Украина» Контракты начали знакомить читателей со второй лигой украинских бизнесменов. Вадим Гриб –представитель новой для украинской экономики отрасли – инвестиционного бизнеса. Как бизнесмен без высшего образования создал компанию стоимостью $160 млн, читайте в Контрактах.

Общество книголюбов

В 2005 году украинские книгопродавцы выручили $290 млн. В 2006 году продажи увеличились на 20-25%. Однако при этом украинцы не стали больше читать, рынок растет за счет подорожания книг. О том, кто, какую литературу и на каком языке предпочитает читать, а также где покупают книги украинцы – читайте в деловом еженедельнике Контракты.

Пришел, увидел, настучал

Руководители отечественных предприятий, услышав слово «донос» приходят в замешательство, хотя каждый руководитель хочет знать о личных слабостях подчиненных. Страстью к информированию может заразиться любой сотрудник, не сумевший проявить себя в профессии.

Каждый донос с целью манипулирования руководителем провоцирует не менее двух новых докладов от других манипуляторов.

О том, как использовать доносы сотрудников и не стать жертвой доносчика-манипулятора – читайте в деловом еженедельнике Контракты.