УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Мордобой в Президентском полку

Мордобой в Президентском полку

Тренировка до седьмого пота

На строевом плацу в Президентском полку бьют барабаны. Словно по ниточке маршируют, оттачивая мастерство, бойцы. Пашут до кровавых мозолей. И тому есть причина – грядет День независимости Украины. Значит, состоятся торжественые мероприятия, в ходе которых президентским солдатушкам никак нельзя ударить лицом в грязь. Они в тысячный раз должны продемонстрировать, что являются лучшими – элитой Вооруженных Сил, что не зря Родина доверила им служить в суперподразделении – в Отдельном Новороссийско – Киевском, ордена Красного Знамени полку Президента Украины.

В комнате для посетителей Президентского полка

С командиром полка Игорем Плахутой мы сидим в курилке и беседуем о жизни, точнее о том, как докатился до такой криминальной жизни его подчиненный – капитан Павлов (учитывая, что приговор в отношении этого человека еще не оглашен, в тексте мы изменили его фамилию). Игорю Викторовичу, как мне показалось, неприятен этот розговор, но что поделать, если пришел журналист и рвет душу, изматывает своими вопросами о дедовщине, рукоприкладстве, офицерской чести.

Полковник затягивается сигаретой и говорит, как будто чеканит каждое слово. Наверное, не привык прятаться за частоколом фраз типа "не знаю", "не комментирую". Комполка за все в ответе. И обязан знать, кто распускает руки.

Это о капитане Павлове разговор. Он избил двух солдат: одному бойцу зарядил в ухо, а другому – в глаз. Ротному, видите ли, не понравилось, что его подчиненные в книге о смене наряда не сделали соответствующие записи. Придя в ярость, Павлов тут же продемонстрировал свои боксерские способности. Озверел ротный, озверел…

– Позорный случай, позорный, – дает жесткую оценку своему подчиненному Игорь Плахута. – Ведь провинился офицер, командир роты, который сам в первую очередь должен пресекать подобные безобразия и показывать образцовое отношение к службе. А он набросился на солдат, которые, к тому же, характеризуются положительно, словом, все у них нормально.

Побои у ребят обнаружили утром, в ходе осмотра. Санинструктор сразу поняла, что такие синяки не появляются после "внезапного падения" в темном корридоре. И ударила в колокола. По горячим следам было проведено дознание, и вскоре все стало ясно. Синяки – результат кулачной работы капитана Павлова.

Чеканят шаг бойцы Президентского полка

Вероятно, плохой новостью комполка Плахута был весьма огорчен. Да и как тут не прийти в ужас от содеянного?! Рядом с ним служит мучитель солдат. И служит не где-нибудь на хуторе Козюльки, а в столице, в Президентском полку, который дислоцируется в километре от Генштаба. Именно этот полк представляет "лицо" Вооруженных Сил – его рота почетного караула является гвоздем пограммы, то бишь торжественных мероприятий с участием Президента страны, глав иностранных государств.

Впрочем, дедовщина, и особенно издевательства офицеров над солдатами, в воинских коллективах приобрела угрожающий характер. Вот уже в течение многих лет с этим позорным явлением никак не могут справиться. И генералы об этом прекрасно осведомлены.

Здесь размещается элитный полк

Недавно первый заместитель начальника Генштаба ВС Украины Николай Цицюрский отмечал на совещании, что проблема обеспечения воинской дисциплины и правопорядка остается острой. На четыре процента возросло количество нарушений уставных правил взаимоотношений. В связи с этим военное руководство вынуждено принимать дополнительные меры для радикального улучшения дисциплины, обеспечения жизни и здоровья людей.

Но помогут ли эти меры, если во многих частях (и об этом говорил в беседе с корреспондентом "Обозревателя" военный прокурор Киевского гарнизона Николай Лысый) скрывают факты рукоприкладства?

В то же время командир Президентского полка Плахута не стал замалчивать факт издевательства, а распорядился оформить представление в военную прокуратуру о возбуждении уголовного дела в отношении Павлова. Так ротный пошел "под трибунал". Скоро – суд.

Подготовка к празднованию Дня независимости Украины

А через некоторое время сослуживцы вызвали Павлова на совет офицеров полка. Это был своего рода "суд офицерской чести", где изверга в погонах, как молвится, хорошо пропесочили. Было принято решение обратиться к министру обороны с ходатайством о лишении Павлова офицерского звания.

– Дурак он этот Павлов, дурак, – откровенно высказывается командир батальона почетного караула майор Сергей Клявлин. – Разве можно наказывать солдат при помощи крика, мата, рукоприкладства? Если офицер что-то упустил в воспитательной работе, где-то недоработал, то при чем здесь солдаты? Они же исправно несут службу! В общем, брать в руки кнут – крайне недальновидно.

Правильные слова говорит майор. Принципиальные. К сожалению, павловых еще много в наших полках и батальонах. И это большая беда. В связи с этим не могу не привести комментарий одного из читателей к предыдущей статье "Обозревателя" о дедовщине:

– На самом деле у нас – не армия, а жалкая пародия на нее, сборище бесплатной рабочей силы… А причина дедовщины элементарно проста – виной всему офицеры: тупые мужички-неудачники, неспособные относиться к своей профессии с интересом…

Еще комментарий из этой же серии:

– Понятие "офицер" окончательно "опущено" и требует коренного переосмысления.

Нельзя не согласиться с этим. Один мой знакомый говорит, что все эти годы наша страна, то бишь ее руководящая "верхушка" с завидной настойчивостью из года в год "опускала" офицерский корпус. Под предлогом реформирования ВС защитников Отечества изгоняли из военных городков, их приучали к длительному ожиданию в квартирных очередях, из-за дефицита топлива у них отнимали право совершенствовать свои навыки в ходе тренировок и учений. А еще им платили скудное жалование. В отношении их "верхи" не были щедры ни с наградами, ни со званиями (чего не скажешь о генералах).

В то же вермя верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Виктор Ющенко говорит, что воины для страны – "символ национального достоинства, дисциплины и благородства".

Простите, это капитан Павлов из Президентского полка – "символ национального достоинства, дисциплины и благородства"? Неужто такими садистами должна гордиться страна?

Еще в 2004 году, во время президентской предвыборной гонки Виктор Ющенко уверял всех, что будущие реформы в армии коснутся главного: "Військовослужбовці мають не жнивувати чи прибирати дороги, а професійно захищати національні інтереси".

Да лучше уж улицы подметать, чем быть "боксерской грушой" для садистов в погонах. Впрочем, кто искоренит дедовщину? Кто наберется смелости избавить армию от насильников, в том числе и в офицерских погонах? Верховный главнокомандующий? Да за все время своего президенства Виктор Андреевич ни разу не соизволил приехать в СВОЙ полк! Не поговорил здесь с офицерами о житье-бытье. Не зашел в солдатскую казарму. А зачем? Легче в окружении "любих друзів" и заискивающих персон взобраться на Говерлу.

Ющенко только в ходе торжественных церемоний наблюдает, как красиво чеканят шаг воины роты почетного караула. ЕГО воины. Все высокие, как на подбор (рост не ниже метр восемьдесят). Отличные парни коррумпированной страны.

На строевом плацу

Ежегодно каждая область направляет для прохождения службы в Президентском полку в среднем по 25 лучших призывников. По сути, полк пополняется этаким золотым фондом. Матери отдают в руки командиров (читай: в руки Президента) самое дорогое – детей своих. А здесь их ждет кулачный боец капитан Павлов.

А ведь Павлов – далеко не "тупой мужичок-неудачник". Хотя что о нем известно? Об этом корреспондент "Обозревателя" поинтересовался у заместителя командира полка Андрея Овсянникова. Павлов – армейский профи, кадровый офицер. Окончил Одесский институт сухопутных войск, командовал взводом, потом ему доверили роту. Ходил в караулы, дежурил… Словом, переносил все тяготы и лишения службы. Но не повезло в личной жизни – развелся с женой. Снимал где-то "угол" (Павлов не имеет квартиры). Возможно, этот семейный фактор и отразился на его криминальном поведении в полку. Из-за этого согнал злость на солдатах?

Бьется мысль, что командиру полка Плахуте надо воспитывать не рядовых воинов, а… таких офицеров, как Павлов. Но не смешно ли: рассказывать взрослым дядям в погонах, что такое хорошо, а что – плохо?!

Как ни странно, с командирским пополнением в этой воинской части есть большие проблемы. Некомплект офицерского состава – 35 процентов! Полностью заполнены все вакансии только в батальоне почетного караула. А остальным подразделениям – требуются, требуются…

Бронетехника Президентского полка

Причина нехватки кадров одна – на службу в столицу запрещено переводить офицеров, которые не имеют здесь жилья. А что касается киевлян, то они не очень охотно изъявляют желание стать в армейский строй.

И сколько бы ни рассуждал Ющенко о "символе национального достоинства, дисциплины и благородства", факт остается фактом: страна не способна укомплектовать даже свой первейший полк – Президентский. А моральное самочувствие этого "символа" (воина) оставляет желать лучшего.

Мне рассказывали, в какую жуткую ситуацию попал один из офицеров полка, майор. Его семью нагло выселяют из гражданского общежития. У майора –дочка-первоклассница, жена ждет второго ребенка. И куда податься служивому, которого призывают "професійно захищати національні інтереси"? Не устраивать же пикет на Банковой, возле дворца верховного главнокомандующего.

Хотя, может быть, и стоит отважиться на такой неординарный поступок.

Узнав об этой неприятности, комполка Плахута приказал сделать перегородку в одной из комнат общежития, что на территории воинской части. И здесь предложил поселиться (пока временно) семье майора. Иного выхода у командира не было. Возможно, ему придется ставить такие же хилые стеночки еще и в других комнатушках. Стало известно, что из общежитий гражданские организации выселяют еще девятерых офицеров. Вот вам еще одно подтверждение того, как у нас умеют "опускать" офицерский корпус.

Наверное, тяжело полковнику Плахуте говорить с подчиненными на тему обеспечения жильем. Но еще тяжелее, видать, объяснять солдатским матерям причины неуставных взаимоотношений, заверять, что впредь никто из командиров не поднимет руку на солдата.

Погодите. А почему бы верховному главнокомандующему Виктору Ющенко не попросить извинений у солдатских матерей за этот садизм? Ведь это же в ЕГО полку двое солдат превратились в мальчиков для битья.

Если у Виктора Андреевича не хватит духу отважиться на такой шаг, то пусть поручит это сделать министру обороны.

Леонид ФРОСЕВИЧ, фото Артур Бондарь/ОБОЗ

Первую часть статьи «В Киевском гарнизоне орудуют садисты» читайте здесь