УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Смерть под колесами: кто виноват?

Смерть под колесами: кто виноват?

Ситуация на дорогах — зеркало равнодушия государства к «маленькому человеку» — как нельзя лучше отражает неумение облеченных властью сдерживать негативные процессы.

Говорят, статистика знает все. Статистика дорожно-транспортных происшествий твердит: улицы Киева становятся зонами повышенно опасности. В прошлом году под колесами погиб 371 человек. Это почти на треть больше, чем в позапрошлом. За шесть месяцев нынешнего года печальный список нелепо ушедших их жизни пополнили еще 180 человек, а количество травмированных превышает уже семь сотен.

Приведенные цифры — горький результат того, что самым распространенным видом дорожных происшествий в столице остаются наезды на пешеходов. И, что парадоксально, более половины инцидентов случается по вине самих пешеходов.

Если следовать статистике, складывается впечатление, будто пешеходы сами стремятся под колеса. Анализ же причин большинства автопроисшествий свидетельствует о глубоких социально-экономических и правовых корнях этого общественного явления. Да и сами работники Управления ГАИ в столице Украины почти уверены в том, что главной причиной резкого ухудшения поведения на улицах и гибели людей является невнимание государства к проблемам безопасности движения.

Почему-то у нас привыкли, что безопасность движения — чисто милицейская проблема, а количество происшествий и дисциплинированность пешеходов стали чуть ли не главными критериями оценки деятельности автоинспекции. Забывают, что Украина принадлежит к числу тех немногих государств, которые приняли Закон «О дорожном движении». Этим, как считают юристы, подготовлена современная правовая база для защиты интересов участников движения, проведения профилактических мер, создания условий для формирования в обществе культуры поведения на дорогах. Но, создав хороший закон, у нас, как это часто случается, забыли о главном: чтобы закон заработал, нужно его исполнять.

Не хотелось бы повторять прописные истины, но нелишне напомнить: утратив контроль за исполнением законов, государство тем самым усугубляет беззаконие. Установив смешные санкции за неисполнение им же принятых норм, приучает граждан к наплевательскому отношению к общественным интересам.

К примеру, как стимулирует законопослушание штраф в размере одного процента от минимальной зарплаты (6 тысяч крб.) за переход улицы в неустановленном месте? Результат налицо: по вине таких горе-пешеходов и случается большинство аварий. А почему-то водители-нарушители несут наказание в десятки раз большее. Не потому ли, что за неисполнение Закона о дорожном движении для руководителей предприятий и организаций установлено наказание в размере 60 тысяч карбованцев, почти 90 процентов коллективов годами не реагируют на прокурорские замечания.

Естественно, одними санкциями против нарушителей закона снизить уровень аварийности и уменьшить количество трагедий на улицах невозможно. Ситуацию нужно менять кардинально. По подсчетам специалистов, более качественная организация движения могла бы уже сегодня наполовину уменьшить количество проблем. На это требуются значительные капиталовложения, не говоря уже и о желании властей сделать киевские дороги безопасными. Многое зависит от состояния самих дорог, а их качество пока только ухудшается. Парадоксально, но факт — в столице большого европейского государства почти не осталось скоростных дорог. Многие улицы годами требуют текущих и капитальных ремонтов. Только в центральной части города в связи с реконструкциями для транспорта и пешеходов закрыты 28 улиц, что создает большие нагрузки для движения на других участках.

Улучшение организации движения невозможно без повышения ответственности водителей. Их поведение иногда не выдерживает никакой критики. Кстати, немалая вина в этом и нашего государства. По закону, если на протяжении года водитель дважды пребывал за рулем в нетрезвом состоянии, суд может в качестве наказания конфисковать у него

автотранспорт. В прошлом году работниками Управления ГАИ Киева было направлено в суд около сотни таких дел. Но ни один водитель не был наказан. Большинство отделалось легким испугом, и лишь некоторые были предупреждены. А ведь речь идет о людях, которые являются источником повышенной опасности на дорогах. К слову, каждый пятый, оказавшись под колесами в прошлом году, тоже был «под хмельком».

По мнению многих, рост недисциплинированности и беспечности среди участников движения во многом вызван в последние годы отказом от «традиционных» профилактических мер, когда в борьбе с нарушителями были активно задействованы профсоюзы, трудовые коллективы, общественные организации, депутатский корпус. Виновные лишались премий, им переносили очередь на жилье, отпуска на неудобное время. Сейчас в коллективах о нарушителях Правил дорожного движения вообще не вспоминают, не говоря уже о воспитательных мерах.

Если учесть, что в разного рода криминальных разборках жертвой становится где-то восьмая часть от числа погибших под колесами, и для борьбы с организованной преступностью созданы координационные советы на всех уровнях власти, начиная с районного, то ситуация на дорогах должна вызывать не меньшую озабоченность.

Особенно в связи с резким возрастанием количества детей, ставших заложниками своей беспечности. В прошлом году 368 подростков получили увечья разной степени, а в этом — уже почти 100. Самое страшное, что в 80 процентах случаев дети оказываются под колесами из-за незнания или нежелания выполнять Правила дорожного движения.

Мне как киевлянину непонятно благодушие, с каким власти столицы воспринимают горькую статистику аварийности. А иногда и сами способствуют ее росту. Достаточно вспомнить пресловутое решение об экономии электроэнергии, когда из-за уменьшения уличного освещения количество столкновений возросло на 30 процентов. Печально, что нелепые трагедии списывают на банальные причины.

Так стоит ли удивляться тому беспределу, что твориться на дорогах столицы? Смерть под колесами из разряда нелепости становится немым вызовом обществу, теряющему способность защищать своих граждан.

Михаил Бродский. Киевские ведомости. 18 июля 1995 года.