УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Куча кризисов и никаких решений. Мясо-молочная война грозит геноцидом для украинских коров

954
Куча кризисов и никаких решений. Мясо-молочная война грозит геноцидом для украинских коров

Судя по политике России в прошлом да и в этом году, россиянам стало не по вкусу украинские мясо, молоко, сыр, водка, кондитерка… В прошлом году Россия ввела спецпошлины на ввоз украинской карамели, новые акцизные марки на ликеро-водочную продукцию… теперь решили запретить ввоз продукции мясо-молочной группы из Украины.

Пятничные телефонные переговоры между Президентами Украины и России Виктором Ющенко и Владимиром Путиным пока не привели к какому-то конкретному результату – было лишь отдано очередное поручение Министерствам аграрной политики Украины и сельского хозяйства России, а также ветеринарным службам стран провести переговоры и найти компромисс относительно запрета на импорт украинской животноводческой продукции.

Еще две недели назад 23 января, сразу же после введения запрета на ввоз украинской сельскохозяйственной продукции в Россию, Ющенко и Путин уже договаривались активизировать переговоры правительств Украины и России по торговле мясо-молочными продуктами и искать взаимовыгодные решения. С того времени ничего с места так и не сдвинулось.

По мнению политиков, ситуация не изменилась, поскольку Президенты обеих стран до сих пор не решили этот вопрос на своем уровне, а перепоручение решения вопроса министерствам и ведомствам, (за чем страна наблюдает с 20 января - момента запрета на ввоз в Россию украинской мясо-молочной продукции) не дает результатов. "Без взаимных договоренностей между двумя Президентами дело с места не сдвинуть. После решения вопроса на высшем уровне, переговоры немедленно должны начать министерства аграрной политики Украины и сельского хозяйства России", - говорит один из лидеров блока Народно-демократических партий, председатель Христианско-демократической партии Украины Виталий Журавский.

В результате, каким бы привлекательным и заманчивым ни был для Украины необъятный российский рынок (в частности, относительно экспорта в Россию украинских продуктов), непрогнозированность действий российского правительства говорит о том, что в данном случае надо серьезно разобраться в причинах такого поведения стратегически важного северного соседа.

Возможно, не удается построить конструктивный диалог, либо на правительственном уровне вообще отсутствуют перспективы для решения конфликта. Или же украинская мясо-молочная отрасль должна немедленно изменить стратегию и избавиться наконец от зависимости от российского рынка сбыта. Подобным образом уже начали делать предприятия кондитерской и ликеро-водочной отраслей Украины, покупая в России заводы, и тем самым минимизируя свои риски в случае изменения российской политики относительно ввоза на ее территорию украинской продукции.

Запрет за ввоз мясо-молочной продукции, в частности молочной группы (к которой у ветеринарных служб России нет никаких претензий), по мнению экспертов, имеет политический подтекст. «Это - чисто политическое решение. Без сомнения, оно является продолжением игры, которая сегодня происходит на газовом рынке. К сожалению, с нашей делегацией, как мы знаем, никто не хочет разговаривать, не хотят там видеть и министра аграрной политики Александра Баранивского», - говорит один из лидеров блока НДП Виталий Журавский.

Переговоры с Министерством сельского хозяйства России откладываются, а ситуация, особенно на молочных предприятиях Украины, складывается совсем нешуточная.

Запрет на ввоз мяса в Россию в принципе ни коим образом не отразится на отечественных мясопроизводителях. Ведь Украина не является экспортером данной продукции в Россию: при ежегодной потребности в мясе и мясных изделиях в 1 млн. тонн, недопроизводство в Украине составляет около 300-400 тыс. тонн, которые импортируются из Бразилии, США, Аргентины, Польши и других стран.

А вот запрет на ввоз молочной продукции только за две прошедшие недели уже существенно ударил по экономике украинских молочных предприятий.

"Под запрет ввоза в Россию попали все группы товаров отечественного животноводства, молочная продукция и даже мед. Больше всего от этого может пострадать украинская молочная промышленность, в частности, производители твердых сыров", - говорит один из лидеров блока НДП.

По словам председателя Союза молочных компаний Украины Вадима Чагаровского, почти 50% твердых сыров, произведенных в Украине, экспортируются в Россию (экспорт в Россию составляет 95% от общего объема экспорта), само же увеличение производства сыра в Украине происходит в основном в связи с ростом потребления российским потребителем украинских сыров. Некоторые украинские производители сыра вообще являются почти на 90% ориентированными на экспорт своей продукции в Россию, соответственно, теперь они будут вынуждены сокращать производство, либо искать новые рынки сбыта, либо вообще сворачиваться.

Хотя, отказавшись от украинского молока, россияне сделали хуже не только украинским молочникам. Данный запрет имеет обоюдные негативные последствия. По данным экспертов, российские потребители уже в ближайшее время почувствуют на своих карманах отсутствие на полках магазинов достаточно дешевой и качественной украинской продукции. Учитывая то, что молочная продукция, например сыры, импортируемые из Западной Европы, как минимум в два раза дороже, это неизбежно повлечет за собой увеличение расходов населения на покупку мясо-молочной продукции на 10-15%.

Кроме того, собственниками ряда крупнейших украинских молочных предприятий, активно экспортирующих в Россию, являются сами же россияне (например, предприятие «Галактон»), соответственно, получается, что запретом ввоза молочной продукции российские власти ударили по «своим».

Еще один аспект проблемы: в Украине - начиная с 20 января, вся продукция, которая должна была идти на экспорт, простаивает на складах. Для понимания объемов - только в 2005 году Россия купила у Украины молокопродуктов на 400 млн. долларов. Таким образом, в состоянии, которое сложилось после установления запрета, отечественная молочная отрасль долго не протянет. На украинских заводах уже накоплено десятки тысяч тонн сыров. «Соответственно, если Россия в ближайшее время не отменит санкции – наша страна будет вынуждена применить аналогичные меры», - уверен Журавский.

Уже сегодня цены на молоко, принимаемое молокозаводами от производителей, снизились на 15-20 копеек за литр; руководство заводов заявляет, что "если молочная продукция и далее не будет реализовываться, отдельные предприятия просто перестанут рассчитываться с крестьянами».

Получается, что перед началом весенне-полевых работ крестьяне остаются без средств для закупки топлива, удобрений. По мнению Журавского, правительство временно должно ввести компенсацию разницы в цене молока, выделив средства из резервного фонда Кабинета Министров. "Если ситуация в ближайшее время не изменится, существует угроза вырезания скота в сельхозпредприятиях. Для того, чтобы не допустить резкого падения поголовья крупного рогатого скота и поддержать производителей молока, необходимо немедленно задействовать механизм госкомпенсации по удешевлению молока путем прямых доплат. Государство не должно оставить украинского крестьянина один на один с этими проблемами, оно обязано подставить ему плечо", - заявил один из лидеров Блока НДП.

В дальнейшем, по мнению Журавского, украинские предприятия должны начать поиск новых рынков сбыта для минимизации рисков. "Украинская продукция экологически чиста, без биодобавок, химических и гормональных препаратов. Она будет пользоваться спросом на европейских рынках. Поиск новых рынков сегодня жизненно важен, поскольку никто не застрахован в будущем от новых необоснованных претензий ветеринарной и других служб России. Это вопрос экономической безопасности государства и на него необходимо реагировать адекватно", - подчеркнул он. Такими рынками, по мнению Журавского, в частности по экспорту сыров, уже в ближайшее время могут стать Польша, Румыния, Молдова, Беларусь.

Данные Госкомстата: в 2005 году экспорт сыров увеличился на 24,2%, или на 22,633 тыс. тонн по сравнению с 2004 годом и составил 116,210 тыс. тонн на 320,163 млн. долларов. 95% экспорта приходится на Россию.