За что «ушли» Кабмин? Простая арифметика

За что «ушли» Кабмин? Простая арифметика

Как уже издавна повелось, после окончаний военных действий стороны прячут оружие и берут в руки калькуляторы. Затем обычно следует наказание невиновных и поощрение непричастных. Мы также попытаемся проделать приблизительные расчеты возможных доходов или убытков для Украины и России после подписания нового соглашения по поставкам и транзиту газа. Сознательно округлим некоторые цифры и пренебрежем отдельными условиями. Это упростит нашу задачу и ускорит ее выполнение. Кроме того, некоторые параметры на сегодня не известны и, возможно, прояснятся еще не скоро. Сделаем оценку нескольких вариантов.

1. Рассмотрим случай, если бы удалось продлить до 2009 года условия поставок российского газа по цене 50 долл. за 1000 кубометров, а новая цена туркменского газа также 50 долл. (оплатой транспортировки из Туркменистана пока пренебрегаем, но позже вспомним об этом). Объемы поставок газа: из Туркменистана 40 млрд. кубометров, из России – 17 млрд.

Туркменистану за 40 млрд. кубометров газа пришлось бы заплатить $2 млрд. России за 17 млрд. - $850 млн. Итого: 2 850 млн. долл. в год.

2. В качестве исходных данных берем расценки и условия на поставки газа из подписанных в Москве 4.01.06 новых договоренностей. Газ только от «Росукрэнерго», по цене 95 долл. за 1000 метров кубических. Тот же объем поставок – 57 млрд. кубометров.

Умножаем цифры. Получаем: 5 415 млн. долл. Такова стоимость для Украины импортируемого газа в 2006 году. Без учета уменьшения этой суммы по январским поставкам, которые будут осуществляться на старых условиях, пока не будет создано новое совместное предприятие.

Посчитаем разницу результатов в двух этих вариантах. Она составляет 2 565 млн. долл.

С учетом необходимости оплаты за транзит туркменского газа в первом варианте эта разница, на самом деле, меньше. Уточненная сумма и есть величиной убытков украинской стороны в 2006 году по сравнению с исходными условиями первого варианта. С учетом же того, что туркменский газ в прошлом году нам продавался не по 50 долл., а по 44 долл., уточненная величина расходов Украины на импорт газа в 2006 году по сравнению с 2005 годом еще несколько увеличится.

3. Если бы Украина согласилась на цену за российский газ по 230 долл. за 1000 кубометров, исходные данные выглядели бы так: 40 млрд. из Туркменистана по 50 долл. и 17 млрд. из России по 230 долл.

В этом случае импорт газа Украине обошелся бы в 2 млрд. долл. за туркменский газ и 3,910 млрд долл. – за российский. Итого: 5,910 млрд долл., плюс расходы на транспортировку туркменского газа.

Сравним этот вариант с первым, наиболее желанным для Украины, вариантом. В этом случае потери украинской стороны составили бы 3 060 млн. долл.

Как видим, цифра 3060 млн. долл. больше чем цифра 2 565 млн. долл. – на 495 млн. долл.

То есть, выходит, россиянам пришлось уменьшить свои аппетиты, примерно, на полмиллиарда долларов. Что должно бы радовать…

Но все это теперь лишь виртуальные расчеты и оценки. В этом месте хочется вспомнить одну известную историю. Как, кажется, русского помещика очень возмутила одна семья его крепостных крестьян жалобами на тесноту своего жилища. Тогда барин велел поселить в дом этой семьи еще и козу. Закончилась история неописуемой радостью крестьянской семьи и их искренней благодарностью помещику за то, что он смилостивился и убрал от них козу. Не подобная ли история приключилась и в этот раз? Когда «Газпром» заламывал цену в 230 долларов?

Сейчас украинской стороне нужно лишь подсчитывать свои убытки по газовому контракту по сравнению с прошлогодними условиями. Плата за газ, импортируемый из России и Туркменистана, в 2006 году увеличится по сравнению с ее размером в 2005 году на, где-то, 2- 2,5 млрд. долл. Более точную цифру назвать сложно в связи с крайне запутанными расчетами в 2005 году с Туркменистаном (частичный бартер) и значительными сверхнормативными объемами газа через «Росукрэнерго» по схемам реэкспорта.

Правда, есть и утешение. В виде увеличение ставки за транзит российского газа в Европу через Украину. Также приблизительно можем оценить и эту цифру. В прошлом году Украина брала по 1,09 долл. за 100 км. транзита с 1000 кубометров российского газа. В 2006 году ставка выросла до 1,60 долл. Возьмем примерно полдоллара прибавки, расстояние транзита через Украину округлим до полутора тысяч километров, объемы транзита – 110 млрд. кубометров. Сумма дополнительных поступлений в таком случае составляет 825 млн. долл. Отрицательное сальдо по газовым поставкам для Украины и транзиту через ее территорию составит, примерно, 1,2-1,7 млрд. долл.

Повторимся, наши расчеты приблизительные и было бы радостно узнать об ошибке в благоприятную для Украины сторону. Но, к сожалению, отклонение не может быть значительным. И заявление главы «Нафтогаза» Ивченко о том, что прибавка за транзит полностью перекроет двукратное увеличение цены на газ, лишь преувеличение.

Об экономических последствиях. Предположим, все украинские предприятия, использующие импортный газ, имели достаточный запас рентабельности и продолжат выпуск и реализацию своей продукции на том же уровне и по старым расценкам. Увеличение цены на газ отразится на росте себестоимости их продукции и, соответственно, уменьшении прибыли. Значит, последует уменьшение налоговых поступлений в бюджет. И много прочих неприятностей. Если должного запаса рентабельности нет – сворачивание производства. Следовательно, сокращение ВВП, недополучение налогов государством и взносов социальными фондами, рост безработицы.

Для государства же уменьшение ВВП, поступлений в госбюджет и увеличение безработицы может означать сокращение финансирования социальных и инвестиционных программ, рост инфляции, увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и, соответственно, риск ускоренной девальвации гривни, и прочее-прочее. Таковыми могут оказаться для Украины последствия газовой войны… Это с экономической точки зрения. Но есть еще и политическая сторона вопроса. Монопольное положение России на газовом рынке теперь многократно усилилось. Что не может не омрачать тревожными предчувствиями на будущее…