Новую парламентскую песню завели во вторник депутаты

Новую парламентскую песню завели во вторник депутаты

Открытие предпоследней парламентской сессии нынешнего созыва, прошло на удивление спокойно. Никто ничего не блокировал, у спикера не вырывали микрофонов и не устраивали ему холодный душ, даже балконы галерки, вопреки традиции, не украшали аляповатые плакаты с дежурными требованиями. Ну, хотя бы наконец-то покарать депутатов-совместителей, каковых под стеклянным куполом целых 19 душ. Вопрос о сложении ими полномочий профильный, регламентный комитет рассмотрит уже завтра. А уже в четверг работа ВР скорее всего войдет в привычное русло: коммунисты обещают забаррикадировать трибуну и президиум, в случае, если законы из ВТОшного пакета вынесут на повторное рассмотрение в том же виде, в котором они были отвергнуты два месяца назад. Однако это далеко не самые животрепещущие вопросы, вердикты по которым предстоит вынести в ближайшие полгода.

Так, осень традиционно бюджетная пора. Проект тематической резолюции поступит в ВР уже 15 сентября. Бюджетные баталии обещают быть затяжными и зрелищными: лучшую тему для предвыборного самопиара придумать сложно. Для власти важно принять «социальный документ развития», для оппозиции акцентировать, что делается это на фоне экономического спада. Впрочем, перспективы создания парламентского большинства, а также поднятия проходного барьера, тревожат сейчас рядовых депутатов куда больше. Спикер Литвин, однако, полагает, что «маленьким украинцам», на благо которых, собственно, и трудится организм законодательного органа, до всего этого дела нет, а, следовательно, и народным избранникам отвлекаться на подобную суету негоже. В качестве подтверждения Владимир Михайлович предложил поставить на голосование саму целесообразность формирования ПБ, что по его мнению, не только бы не набрало необходимого минимума «за», но и стало бы своеобразным «вотумом доверия для правительства».

Он об этом так и заявил в своей традиционной приветственной речи. Спич оказался непривычно коротким, но весьма жестким и содержательным. Кроме традиционных призывов: «четко обозначить стратегию национального развития», «реализовывать только то, что отвечает общественным настроениям», спикер также увещевал: «на постоянной основе поддерживать конструктивный диалог с Президентом и Премьером», «отказаться от подмены настоящей политики массовой пропагандой» и т.д. Однако настоящими перлами стали формулировки типа: «ликвидация общей олигархизации может обернуться переделом собственности от одних олигархических семей к другим», «Украина должна стать государством честных людей», «охлаждение отношений с Россией веса нам не прибавляет». Собственно, спикер первым не удержался от соблазна использовать парламентскую трибуну в качестве предвыборной. В амплуа главы парламента он смотрится еще убедительно, но в роли публичного лидера, главы партии – пока не очень. Так или иначе, реноме «спикера над ситуацией консолидирующего фактора» несколько подмочено. Впрочем, на это мало кто обратил внимание. Депутаты своего парламентского шефа слушали не очень внимательно, а министры, во главе с Анатолием Кинахом, собравшиеся в правительственной ложе, вид имели и вовсе отстраненный. Текст свой Литвин читал по бумажке, однако флюиды равнодушного превосходства, исходящие от кабминовских чиновников, явно уловил: «многим теперь намекают, что без соответствующей партийности нет у них карьерного будущего», - сказал он, недобро покосившись через правое плечо и добавил: «умение своевременно выкрикнуть лозунг не должно становится основанием для получения должности».

Ложа оставалась невозмутима. Тогда спикер предложил к годовщине оранжевых событий организовать круглый стол, по образу и подобию тех, что в свое время практически решили исход революции и обговорить «что удалось сделать и чем заниматься дальше». На этом, предварительно окинув зал вопросительным взглядом, Владимир Михайлович несколько скомкано поблагодарил собравшихся за внимание и отбыл к рабочему креслу.

Нардепам того только и надо: уже через пару минут зал опустел более чем наполовину. Солидная публика переместилась в кулуары: общаться, брататься, хвастаться загаром и планами на кампанию. Сразу бросилось в глаза присутствие товарищей Суркиса и Ярославского, которые под куполом – птицы редкие. Их визиты здесь нечто сродни государственным праздникам и косвенно свидетельствуют о красных днях в календаре Верховной Рады Украины. Впрочем, упомянутые граждане вели себя скромно и скоро вовсе удалились. Главными темами обсуждения с более коммуникабельными нардепами, были сегодня отставка госсекретаря Зинченко, которая слишком многим кажется не такой уж добровольной; туманные перспективы упомянутого ПБ; достаточно вяло обсуждалось также разанонсированное появление двух новых фракций – ТУ-НДП и «Нашей Украины» (той, что ПРП). Но главной топ-новостью стало известие о начале некоего экстренного заседания у лидера страны с участием Премьера и прочих высших должностных лиц. На повестке дня – способы предотвращения политического кризиса. Однако, еще более резонансным оказалось известие о якобы проходившем в пятницу секретном заседании СНБО, результатом которого вполне могла стать отставка всего правительства. Почему не стала – вопрос к Юлии Владимировне. Надежный источник поведал, будто бы о готовящемся дворцовом заговоре госпожа Премьер узнала накануне вечером и, напросившись на встречу с Президентом, смогла разогнать сгустившиеся тучи. Все тот же источник, равно как и немало других парламентариев как от власти, так и от оппозиции, полагает, что метеорологическое затишье ненадолго, максимум – месяца на полтора, когда уход с улицы Грушевского мог бы стать как нельзя более выгодным самой Юлии Владимировне.