Что будет с Киевщиной, если на днепровском каскаде водохранилищ «устанут» насосные станции?

741
Что будет с Киевщиной, если на днепровском каскаде водохранилищ «устанут» насосные станции?

Требуя у властей 50 миллионов долларов, группа террористов захватила в Переяславе-Хмельницком насосную станцию. «Если через два часа мы не увидим денег, станция будет взорвана. Время пошло!» — прохрипел по «мобилке» главарь

Выведение станции из строя означало ги­бель для города, расположенного на целых шесть метров ниже уровня Каневского водохра­нилища. Если не регулиро­вать насосами сток, огром­ная масса воды хлынет вниз, повернет речку Трубиж вспять, и минут через сорок города-музея с населением более 20 тысяч жителей просто не станет!

Время близилось к ро­ковой минуте. И она насту­пила. Однако все произош­ло по иному сценарию. Прогремел лишь один взрыв, не нанесший станции никакого ущерба. Прибыв­шая по тревоге группа «Аль­фа» нейтрализовала неза­дачливых «террористов»...

ПОКА В СТРОЮ «ПЕНСИОНЕРКИ»...

Все это, действительно, происходило прошлой вес­ной в Переяславе-Хмельницком. Но, как вы уже до­гадались, «трагические» со­бытия развивались здесь в полном соответствии с прог­раммой учений, проводив­шихся Антитеррористичес­ким центром Украины.

Днепр, «усмиряемый» Каневским водохранили­щем, — река со сложным ха­рактером. Специалисты ут­верждают, что были случаи, когда в районе столицы Славуту пересекали вброд. Об­меление вызывалось, как правило, сильными засуха­ми. И, чтобы не пребывать в постоянной зависимости от них, решено было построить целый ряд сложных гидро­технических сооружений. Главными из них стали шесть водохранилищ — так называемый Днепровский каскад.

Регулированием стоков, удалось наладить в Киеве, других городах более рит­мичную подачу воды. Но при этом возникла другая «мок­рая» проблема. Когда за­вершилось строительство Днепровского каскада, вы­яснилось, что уровень двад­цати с лишним речек (!) ока­зался ниже уровня водохра­нилищ. Избежать затопле­ния больших территорий можно было только с по­мощью системы мощных на­сосных станций. И тридцать с лишним таких сооружений вместе с дамбами и другими защитными гидротехничес­кими объектами были по­строены, став заботой Днеп­ровского бассейнового уп­равления водных ресурсов.

— Эти станции не отклю­чаются ни на секунду, — рассказывает начальник управления Аркадий Сахневич. — В том числе и в Переяславе-Хмельницком. Здесь, в частности, установ­лены шесть мощных насо­сов, способных ежесуточно перекачивать до восьми миллионов кубометров во­ды. Предусмотрена и спец-защита. В случае аварии ав­томатически включатся до­полнительные агрегаты. К счастью, с насосами все в порядке, станция работает. Вот уже 28 лет...

Именно это обстоятель­ство и настораживает. Мно­гие системы и оборудование водоканализационного хо­зяйства региона и самого Киева — настоящие «пенси­онерки», они уже сполна «оттрубили» свое (в ряде случаев — по три-четыре срока). Но замены старому оборудованию пока нет.

ОПАСНОСТЬ ЛЬЕТСЯ ИЗ КРАНА

По данным исследова­ний, проведенных с участи­ем постоянной комиссии Киевсовета, управления эколо­гии и природных ресурсов, ряда научных организаций и горуправления охраны ок­ружающей среды, чрезвы­чайная ситуация в столице может возникнуть в любой момент. На балансе ОАО «Киевводоканал» — 2449 километров канализацион­ных сетей. И 887 из них — в аварийном состоянии. Не­щадная эксплуатация основ­ных фондов, финансовые проблемы последних лет привели к резкому увеличе­нию аварийных порывов и повреждений. До почасовой подачи воды (как в других регионах) в Киеве пока не дошло. Но если не принять срочных мер, может слу­читься катастрофа.

Планы решения «вод­ной» проблемы в столице есть. К примеру, намечается реконструкция Бортничской станции аэрации — един­ственного природоохранно­го предприятия Киева, которое занимается очисткой го­родских стоковых вод. Срочной модернизации под­лежат все сооружения стан­ции. Но стоимость рекон­струкции только первой оче­реди составляет почти пол­миллиарда гривень. А на очереди — еще один важ­нейший для столицы 20-миллионный проект: пе­ренос Днепровской водо­проводной станции с берега реки на остров Великий. Де­ло в том, что водозабор станции оказался всего в сотне метров от предприятий Вышгорода. И в случае аварий или сильных ливней вся производственная грязь всплывала в питьевой воде, подающейся в Киев.

Проблема загрязнения воды стоит в Киеве в разря­де самых острых. Природ­ные водоемы оказались «удобным» местом сброса промышленных и комму­нальных стоков. По данным статистики, за год непосред­ственно в Днепр и другие водные объекты столицы предприятия сбрасывают 25 миллионов кубических метров «жидкой грязи». В результате в воду попадают аммиак, марганец, алюми­ний, медь, фосфор, цинк, хлориды, хром, очень опас­ные биологические соеди­нения, соли тяжелых метал­лов, нефтепродукты, не го­воря уже о нитратах. Тем не менее, по утверждению главного санитарного врача столицы Ирины Коз­ловой, в июне вода, которая подавалась в город, отвеча­ла гигиеническим нормати­вам «существующего стан­дарта» и была «безвредна по химическому составу». Возможно, формально так и было. Просто технология очистки воды была разрабо­тана еще в 40-е годы двад­цатого столетия и не рассчи­тана (как и сами «нормати­вы») на многоликость сов­ременных загрязнителей. Новое здесь внедряется, но со скрипом. Несовершен­ство же «традиционных схем» порой приводит к то­му, что вредным становится даже сам процесс очистки. В ходе его образуются опас­ные для здоровья соедине­ния — в том числе хлоро­форм и даже диоксин!

И ТОГДА БУДЕМ ВЫВОЗИТЬ...

С Днепром тесно связа­ны внутренние водоемы го­рода, образующие единую водную систему. Их состоя­ние тоже мягко говоря, кри­тическое. Многие водоемы замусорены, прибрежные полосы завалены бытовым хламом и строительными от­ходами. Обычным делом стало размещение близ во­доемов гаражей, автостоя­нок и АЗС, не имеющих, естественно, никаких очистных сооружений. Наблюдения за озером Опечень, речками Лыбидь и Нивка показали, что уровень их загрязнения нефтепродуктами катастро­фически вырос и превысил предельно допустимую кон­центрацию в десять (!) раз.

Всемирно известный мик­робиолог Луи Пастер неод­нократно повторял, что «че­ловек выпивает 90 процентов своих болезней». Ах, как прав был великий француз! Некачественная вода является од­ной из причин того, что в по­следние годы в Киеве наблюдается распространение та­ких недугов, как язвенная и желчнокаменная болезни, холецистит, заболевания орга­нов дыхания и даже инфаркт миокарда и стенокардия.

— Знаете, я вывел для себя такую формулу: отно­шение к воде есть мерило цивилизованности, культуры и уровня развития нации, — делится мыслями директор Украинского научно-ис­следовательского институ­та водохозяйственно-экологическихпроблем, док­тор технических наук, про­фессор Анатолий Яцик. — Пока мы не обеспечиваем экологически безопасного водопотребления. Из 63 ты­сяч украинских речек, рек и водоемов только 2 процента пригодны по бактериально­му загрязнению для водоиспользования.

Вода — наше богатство. Но недавние события в аме­риканском Новом Орлеане показали, какой грозной мо­жет быть эта стихия. Причем в наших условиях не нужна никакая «Катрин», да и нас­тоящие террористы — выход из строя обычных насосных станций может навлечь беду с воистину непредсказуемы­ми последствиями. Впрочем, предсказать-то можно. Но пока никто ничего не считал.

— Учения показали, — утверждает по итогам прош­логоднего «теракта» начальник отдела по вопро­сам чрезвычайных ситуа­ций Переяслав-Хмельницкого горсовета Петр Аврамич, — что наш город, все структуры знают, как посту­пать в сложных ситуациях. Разработаны схемы спасе­ния людей...

Что ж, как говорится, ждем, когда «устанут» ра­ботающие уже почти треть столетия насосы и аварий­ные коллекторы.

Евгений ПАСИШНИЧЕНКО, «Киевский Регион»

www.kr.kiev.ua