УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как лидеров не превратить в идолов?

615
Как лидеров не превратить в идолов?

О мессианской природе нынешнего руководства страной общество предупредили уже давно. Многие уверовали. И вот в новостийных сюжетах мы видим, как тянутся к Президенту десятки рук в надежде прикоснуться, как падает на колени перед премьером взрослый мужчина с какими-то благодарностями и словами о «большой чести приветствовать», как зачем-то тысячи наших сограждан, пренебрегая трудностями и экологической безопасностью, влезают на Говерлу — «чтобы с Ющенко»... А еще — продолжают тешить главу государства воспоминаниями о его грандиозном успехе на революционном Майдане, приветствуя его, где это совсем неуместно, оранжевыми флагами его партии. У кого-то из представителей властной команды, как у вице-премьера Николая Томенко, подобный «восторг любви» вызывает отторжение, о чем он заявил недавно на круглом столе в «Дне». Но у кого-то, видимо, нет.

С вопросом «Как лидеров государства не превратить в идолов?» «День» обратился к экспертам.

Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАНУ:

— У нас сегодня формируется не один культ. Культ сегодня — плюралистический. Это и отличает современную ситуацию от той, что складывалась во времена Советского Союза. Главный культ на данный момент — Майдан. Им клянутся и заклинают. Это некое абсолютное добро или зло. Некая «святость» наблюдается и в отношении Президента: критикуют кого угодно, только не его. Признаки «небесной природы» в определенной степени присутствуют и у премьер- министра. Создается своеобразная «святая Троица со святым духом Майданом».

Борьба с культами в цивилизованных обществах уже давно выработалась: иронизируют в отношении себя, не смеются над своими предшественниками и не считают, что одно событие может в корне перевернуть мир. Но я думаю, что такого рода культ, который мы можем наблюдать сейчас в Украине, не очень долго продержится: ведь во многом это следствие сформировавшихся во время смены власти надежд и ожиданий. Было бы хорошо, если бы у власти и у СМИ было больше юмора.

У большинства людей есть иллюзия, что есть власть, которая хочет навредить народу, а есть та, которая делает все для народа. Но власть не думает о том, хочет она принести вред или добро. Она озабочена только тем, как самовоспроизвестись, сохраниться. А для этого есть два способа: либо достижение успеха в разных сферах жизни общества, либо — культивирование любви и страха у населения. Каждая власть выбирает свой путь. Но определенный контроль над властью необходим: те страны, которые установили этот контроль, не дают власти самовоспроизводиться свинским образом. А у нас такого контроля, к сожалению, пока еще нет.

Андрей КУРКОВ, писатель:

— Здесь следует задействовать только один инструмент — юмор и иронию. Если сами лидеры государства воспринимают такие вещи всерьез, это значит, что или система совсем больная, или лидеры не понимают, что они делают. Я заметил, что у нас иногда проявляется стремительная тяга к язычеству. С этим, конечно, нужно бороться и, в первую очередь, самим лидерам. У нас не должно быть икон среди лидеров, так как даже к святым причисляют только после смерти. А если лидеры начнут агрессивно воспринимать иронию, это покажет, что они далеко не святые.

Александр ГУБЕНКО, главный редактор журнала «Практическая психология и социальная работа», кандидат психологических наук:

— Сейчас наблюдается процесс рационализации образа Президента, поскольку многие люди не ощущают ожидаемых реформ, и происходит охлаждение к феномену «помаранчевой» революции. Фимиам, раскуриваемый окружением главы государства, наблюдался и в другие эпохи, поэтому в этой ситуации я не вижу ничего нового. Однако руководители государства могут принимать настроение своего окружения за настроение народа, поэтому существует опасность восприятия не реальных событий и реальной ситуации, а пропущенной через фильтр приближенных и СМИ информации. Это блокирует обратную связь между народом и руководителем. Информационный кокон, создаваемый окружением лидера, мешает ему принимать правильные решения, видеть действительную ситуацию, что может привести к застою в социальной жизни и помешать реформам. Во избежание этого следует поощрять оппозиционные независимые СМИ, прислушиваться к независимым экспертам и исследованиям независимых центров, которые позволяют увидеть другую сторону истины и исправить картину мира, создаваемую окружением лидеров.

Дмитрий ВЫДРИН, директор Европейского института интеграции и развития:

— К сожалению, общество не может выпрыгнуть из оболочки ряда своих представлений и своего мировоззрения, поэтому в традициях нашей политической культуры существует отношение к начальству, как к чему-то запредельному, сакральному. Однако, мне кажется, что это у нас проходит, поскольку власть становится все менее тайной и более прозрачной благодаря интернету и работе журналистов. Правда, процесс этот движется очень медленно. Поэтому пока люди не поймут, что главное — это индивидуум, общество, что власть должна поклоняться народу, а не народ власти, — они будут падать в ноги и будут называть своих детей именами политиков, которые пока не заслужили такого сверхпочтительного уважения. К сожалению, такое отношение людей к власти может продлиться десятилетия или даже столетия. И противодействовать этому можно только повышением политической культуры населения и самой власти. Другого секрета нет.

КСТАТИ

Своими впечатлениями о путешествии с Президентом на Говерлу делится на форуме сайта «Майдан» (http://www2.maidan.org.ua) киевлянка, организация которой получила соответствующее приглашение. «День» приводит наиболее показательные отрывки из рассказа девушки.

"В день перед отъездом... сообщили только место сбора для посадки в автобусы. Людей везли в горы, для восхождения на двухтысячник, но даже не рассказывали, что брать с собой, что одевать и др.

Нас ожидало ночное путешествие в Закарпатье. ... Поспать сидя большинству так и не удалось. В результате невыспавшиеся и с занемевшими конечностями, мы подъезжали к Заросляку, откуда и должны подниматься на Говерлу. Также прекрасная идея организаторов — давать абсолютно неподготовленным людям такую физическую нагрузку, еще и после бессонной ночи.

... Бесконечный поток людей, как на митинг, проходит мимо нас и идет вверх... Людей не разбили на группы, на дали инструкторов, не провели НИ ОДНОГО инструктажа — ни по технике безопасности, ни по тому, как идти. Не объяснили новичкам и систему движения — сколько идти и как часто желательно делать привалы. Толпа наперегонки стартонула с КП (спешили попасть на Говерлу, чтобы не пропустить Ющенко), не представляя, чем эти гонки отзовутся на высоте для легких и ног.

На базе Заросляк мы получили в зубы флаги (мы помаранчевые быстро поменяли на захваченные из дома государственные флаги). От девочки, которая стояла в палатке и раздавала знамена-флаги, послышалась гневная фраза, что «сначала берем помаранчевые, а если останутся флагштоки — тогда оденете на них желто-голубые».

Довольно густо стояли МЧСовцы. Но чему-то даже не пробовали разруливать «пробки» на тропинках. Прикол в том, что паломничество на гору продолжалось с самого утра. Соответственно, кто-то уже оттуда возвращался, а кто-то туда только шел. А тропинка для обоих направлений почему-то выбиралась одна, и узкая. В горах на подъеме с тропинки не особенно вправо-влево сойдешь, поэтому приходилось продираться через густые заросли пихты или обдирать колени о камни.

На Говерле творился ужас. Больше 4—5 сотен людей, к кресту — не пройти, там Ющенко.... Начинало накрапывать. Нужно было немедленно спускаться. Но это, похоже, понимали не все. Люди все шли и шли. Я увидела, что с Говерляны начинают подъем все новые группы людей, а МЧСовцы, невзирая на дождь, даже не пробуют их возвращать.

...Когда начался ливень с градом, и толпа в панике начала покидать Говерлу, я была уже на Говерляне. Говорят, двух людей затоптали насмерть, но это умалчивают. Тропинки за считанные минуты превратились в селевые потоки с камнями, земля — в скользкую глину. Единственный относительно безопасный путь вниз лежал через метровые заросли пихты. Нужно было крепко ухватиться руками за колючие ветки, а ногами утаптывать те кусты, что ниже, и идти по ним... Много людей скользили и постоянно падали на камни в потоках воды с землей, которые были на месте бывших тропинок. Это очень опасно. Но герои-МЧСовцы торчали себе и дальше каждые 20 метров и все равно не пробовали как-то организовать человеческое движение — в данном случае — посгонять их с «тропинок».... Мы поели горячей еды где-то в Черновицкой области. Ночью многие кашляли сквозь полусон, потому что нормально спать конечно же, было невозможно. Где-то по параллельной трассе ехал «Икарус» их нашего киевского автопоезда. В нем не хватало одного человека. Он умер, не дойдя до вершины пару десятков метров...

Я удивляюсь — неужели кто-то из штабистов подумал, что вывезти столько людей на Говерлу — это все равно, что организовать митинг??? Неужели никому не будет выдвинуто обвинений в преступной халатности? Неужели на этих парней из МЧС мне и дальше придется надеяться в экстремальных ситуациях? Неужели никто за эти события так и не понесет ответственности?"

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День», Ольга МАКСИМОВА

http://www.day.kiev.ua