В результате восхождения на Говерлу три человека погибли и двое госпитализированы

13,8 т.
В результате восхождения на Говерлу три человека погибли и двое госпитализированы

Неудивительно, что 16-тысячная толпа не поместилась на Говерле. Да и кому пришла в голову проводить на не­большой, в общем-то, горе многотысячный митинг? Виноватых теперь не найдешь, а в том, что трагедия не пов­торится в следующем году, - никакой уверенности. Спа­сатели уверяют, что они ни при чем, хотя об опасности массовых восхождений их предупреждали. А президент, кинувший клич почтить вершину Украины в годовщину провозглашения Декларации о государственном сувере­нитете, пока никак не отреагировал на трагедию в горах - ни признания своей вины, ни соболезнования...

На Говерлу как на Майдан

То, что народу на вершине Говерлы (высота - 2061 м) наберется немало, не было каким-то сюрпризом: ежегод­но в этот день на вершине «тусуются» пара тысяч человек. Люди выходят в горы, как на праздник: несут баулы с про­визией, ведут детей. Одним словом, активный отдых плюс полезная работа - в такие дни участники восхождения ста­раются поменьше сорить, собирают старый мусор, сорти­руют его, сносят к специально установленным мусорным бакам.

Так должно было быть и в этот раз. О безопасности никто особо не позаботился - просто дали клич собирать­ся на вече. Хотя уже тогда можно было спрогнозировать: с Ющенко-президентом в горы двинется намного больше людей, чем это было в дни его оппозиционности. Преступ­ное недомыслие организаторов подчеркнула стихия: пос­ле резкой смены погоды, когда вслед за сильным ветром хлынули потоки дождя с градом, участники вече ринулись вниз.

Люди разбегались в разные стороны, возникла давка -никто не хотел мокнуть. Кто-то падал, кто-то безуспешно пытался уйти в сторону.

Меньше символов - больше жизни

Этот случай еще раз подтверждает: украинцы из ниче­го могут сотворить три вещи - святыню, митинг искандал. Понятно, зачем в горы лазал Ющенко - у него традиция та­кая. И пока на Говерлу вход не ограничен, никто не может запретить главе государства ежегодно ее покорять. Также понятно, зачем шла президентская свита - негоже главе государства в одиночку подниматься на легкодоступные вершины.

А дальше начинается самое интересное. Зачем пик пы­тались покорить запыхавшиеся чиновники из большинства областных администраций? Наверняка надеялись проя­вить сноровку и перекинуться с главой государства на по­зиции «выше облаков» парой слов с пользой для региона. Туда же - и многочисленные просители, которым сколько приемных по стране ни открывай - все равно мало будет. Из этой же категории - и толпы «нашеукраинцев», которых хлебом не корми - дай постоять возле вождя...

Отдельного спроса заслуживают местные туристичес­кие компании. Они задолго до 15 июля формировали туры «На Говерлу с Ющенко». Горе-операторы привезли битком набитые санаторные автобусы с неподготовленными людь­ми, которые не то что в горы не ходили,- 10 метров в обычной жизни подъезжают на троллейбусе. А тут десяток километров круто в гору...

Конечно, никто провокаций не готовил, и во всем ви­новата трагическая случайность. Специальные службы напрочь отрицают свою вину. А дирекция заповедника уже, похоже, махнула на все рукой и разрешает любые бескон­трольные вылазки. Хоть 10 человек на тракторе, хоть 16 тысяч своим ходом - все равно лысой верхушке горы уже ничто навредить не сможет.

Выходит, опять мы сами виноваты? Придется смирить­ся, что Говерла - всего лишь символ, и можно быть с ней в единстве и на расстоянии. Не обязательно выражать свою любовь к Говерле, Хортице или Батурину по расписа­нию - лучше поклониться популярным святыням в оди­ночку. Целее будешь. В противном случае святыня превращается в митинг, а митинг - в скандал. Порой со смертель­ным исходом.

Александр ГИЛЕВ, Яна КАЗМИРЕНКО, «Газета по-киевски»