УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Шанс для Тимошенко

Шанс для Тимошенко

Тимошенко, с ее взрывным темпераментом, не слишком хорошо укладывалась в психологический климат постреволюционной Украины.

Однако ситуация, складывающаяся в Украине в конце 2005 года, формирует совершенно другие запросы…

Кризис государственной власти

В результате бурной деятельности новой власти (прежде всего – Президента) мы имеем сильнейший кризис власти. Такой ситуации в Украине еще не было – даже в период «оранжевой революции» имели место хоть как-то управляемые структуры, которые могли вести переговоры. Сейчас государственная власть, помимо того, что пользуется сравнительно низким доверием граждан (не сравниваем с Кучмой, сравниваем с началом года), еще и дезорганизована до крайности.

Приведем хотя бы некоторые основные факторы дезорганизации:

1) Генпрокурорская чехарда

Описывать и анализировать ситуацию не буду – это тема отдельного исследования. Также не имеет смысла в данном контексте анализировать уровень профессионализма министра юстиции (хотя мне так и непонятно, зачем он поперся в суд), юридического правосознания Президента (предвижу гомерический хохот Володи Бойко) и т.п.

Важен сам факт – немногого стоит власть, над которой откровенно издевается Пискун… Напомню, что издеваться над Кучмой ни Пискун, ни Маляренко себе не позволяли.

2) Губернаторская чехарда

Кто, объясните мне, надоумил «народную власть» поставить губернаторов перед выбором – или список, или должность? Я еще понимаю, когда Тимошенко потребовала такого выбора от Пинзеника (все же, нынешний Кабмин – ее конкурент), но при чем здесь губернаторы – члены партии, которую в народе уже называют НСКПСС?

Официальное объяснение – таким образом партия собирается бороться против админресурса. Помилуйте, да это тут при чем? Неужели для того, чтобы этот ресурс применять, обязательно надо совмещать должность губернатора с местом в списке? А если совмещаешь пост премьера с местом в списке – это не позволит применять админресурс? А если губернатор не входит в список, но является членом партии – он не будет подыгрывать своей партии?

Я не хочу сейчас вдаваться в научный анализ феномена админресурса и «уникальной морали» команды Президента, которая, вроде бы, не позволяет оный ресурс применять, но требует таких вот своеобразных форм контроля. Я о другом. Вы представляете, в каких условиях предстоит работать госаппарату перед выборами? Первым шоком было увольнение массы чиновников в первые месяцы новой власти, теперь – эта еще напасть. Мало того, что дезорганизуется админресурс (хотя без него НСНУ вряд ли жизнеспособен – ведь в большинстве случаев местные организации президентской партии создавались свеженазначенными губернаторами), дезорганизуется сама вертикаль власти…

И после этого еще находятся люди, которые против реформы! В условиях развала старой системы, с легкостью необыкновенной произведенной Виктором Ющенко и Юрием Ехануровым, для восстановления хоть какой-то управляемости хоть чем-то, надо менять или Президента, или Конституцию…

3) Возвращение Мельниченко

Тут, собственно, все понятно. Можно, конечно, говорить о том, что Мельниченко, в действительности, - народный герой. Но дело не в этом. Любое государство на инстинктивном уровне защищает свои секреты и жестко карает тех, кто эти секреты разбазаривает. Если государство утрачивает такие инстинкты, то это означает его исчезновение в самой ближайшей перспективе. Вспомним, что распад СССР последовал именно за кампанией гласности, сопровождавшейся деятельностью таких, например, замечательных граждан, как генерал Калугин. Им, напомню, тоже восхищались…

4) Энергетический кризис

Опять же, не хочу обсуждать причины возникновения и ход конфликта с Россией по поводу цены на газ. Более важно в данном случае разобраться с последствиями кризиса.

Решение конфликта, скорее всего, будет состоять в том, чтобы согласиться на российские требования по цене газа, но ответить асимметрично – поднять стоимость на аренду Севастопольской ВМБ. Какие будут социально-экономические последствия такого решения?

Тут возможен большой разброс вариантов. Оптимистический: за счет повышения стоимости аренды удастся решить социальные проблемы (отопление и т.п.), а промышленность будет сохранена элементарным снижением нормы прибыли олигархами. Пессимистический: в результате бестолковости «народной власти» компенсировать потерю дешевого газа для населения не удастся (кстати, Ивченко собирался повышать цену бытового газа еще при старых ценах…), а падение конкурентоспособности украинской металлургии и химии будет таким, что у олигархов останется только один выход – останавливать заводы и массово увольнять персонал…

Второй пессимистический вариант уже озвучило руководство «Газпрома» – если до Нового года протокол не будет подписан, то поставки газа автоматически прекратятся. Тогда Украина будет вынуждена отбирать газ у европейских потребителей. В таком случае Европа и Россия выступят в одном строю и мало не покажется никому…

Реалистический вариант предполагает существенные трудности с теплом зимой, связанные не так с повышением цен на газ (напомним, что для повышения арендной платы за Севастополь то же не мешало бы переговоры провести…), как с традиционными проблемами – низким уровнем проплат населения за газ и тепло и т.п. Однако в общественном сознании эти трудности будут связываться именно с «успехами газовой дипломатии» от Ивченко. Ситуация в промышленности будет неравномерной. Многие заводы, безусловно, станут убыточными, но до весны они, скорее всего, не остановятся. В любом случае, ситуация в металлургических регионах будет весьма напряженной.

Последствия и перспективы

Понятно, что даже самый оптимистичный вариант вызовет немалое недовольство действующей властью, а любой пессимистичный – также недовольство и Россией. Для населения Юго-Востока поведение России в газовой сфере приведет к шоку. А если этот шок еще подпитать антироссийской пропагандой (чем занимаются сейчас и «плюсы», и «пятый», и другие каналы), то в результате можно получить некоторые электоральные бонусы… Другим источником бонусов является самоочевидный бардак в сфере государственного управления.

Какие же настроения сформируют эти бонусы?

1) Тяга к «сильной руке», которая, наконец-то «наведет порядок». Эта тяга не будет четко помещаться в сине-оранжевую альтернативу. Т.е. для значимой части избирателей будет важным или возвращение к «идеалам Майдана», или отстранение от власти оранжевой команды (довольно четко сориентировалась в этом направлении СДПУ(О)). Однако многие избиратели будут следить за тем, кто продемонстрирует достаточную силу, чтобы навести хоть какой-то порядок.

2) Необходимость договориться с Россией. Договариваться-то действительно нужно, и никакие заявления о «защите национальных интересов», которыми славен г-н Ивченко, тут не помогут… Ибо любому человеку (даже знающему о потрясающей энергоемкости отечественной промышленности) понятно, что повышение цены на газ Украине не выгодно.

3) Необходимость «показать москалям». Показывать, особенно, нечего, но на фоне повышения цены за газ, как я уже написал, неминуемо последует всплеск национализма и разочарования в политических силах пророссийской ориентации.

Кто может воспользоваться бонусами?

Понятно, что бонусом «сильной руки» сможет воспользоваться только «сильная рука». Претендентов тут трое: Янукович, Медведчук и Тимошенко.

Янукович никакая не «сильная рука», что понятно даже его сторонникам – уж слишком характерным было его поведение во время «оранжевой революции».

Медведчук - скорее сильный менеджер. Он, конечно, «сильная рука», но только при наличии определенных полномочий. Показывать же свои свойства «сильной руки» придется уже сейчас – без определенных полномочий и статуса. Учитывая, что появляться на публике Медведчук начал только недавно, втиснуться в эту нишу ему будет сложновато…

Таким образом, наибольшие возможности тут у Тимошенко. Тем более, что на ее стороне «майданная интеллигенция» и крупный капитал (который, очевидно, знает об отношениях ЮВТ и «майданной интеллигенции» нечто, неизвестное последней…).

Необходимость одновременно «договориться» и «показать» требуют неслабого напряжения сил политтехнологов. Насколько можно понять, пока ни одна сила не смогла сформулировать внятного ответа на оба этих вызова. Реакции Тимошенко и Бойко выдержаны, скорее, в пророссийском духе (с упором на способность «договориться», но никак не «показать»). Однако в перспективе больше возможностей у Тимошенко, совершенно не напрасно боровшейся за «Собор».

Итак, против ожиданий у Тимошенко появилась возможность сформировать свое правительство. Сможет ли она ею воспользоваться, зависит от двух моментов: как будет развиваться ситуация вокруг газа; как сработают технологи самой Тимошенко и ее вероятных оппонентов – ПР, СДПУ(О), ПРП («Нашу Украину» я в расчет не беру).

Василий Стоякин, Директор Центра политического маркетинга