УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

44-й, пошел!

1,2 т.
44-й, пошел!

44-й номер избирательного списка парламентского блока Виктора Ющенко «Наша Украина» опять оказался в центре внимания. 13 октября стало известно, что его повязали в американском городе Орландо (штат Флорида). Это Владимир Щербань, один из создателей блока, выигравшего парламентские выборы 2002 года. Тогда он был председателем Либеральной партии Украины, которая в числе десяти других партий сформировала блок нынешнего президента. А теперь о том, чего не мог не знать первый номер одноименного блока, пригласивший Щербаня вместе со всей его партией в основатели блока. К тому же сегодня Щербань обвиняется, в частности, в совершении преступлений по признакам ст. 189 ч.2 (вымогательство) и ст. 365 ч.1 (превышение власти или служебных полномочий) Уголовного кодекса Украины.

«Щербань! Геть!»

Владимир Щербань появился в Сумской области в апреле 1999 года. С тех пор было не до смеха. За пять лет его хозяйствования предприниматели и предприятия области не устояли перед ураганным натиском Щербаня.

Пожив при Щербане, сумчане только сейчас оценили его истинный размах. Земельные участки, дачи, квартиры и офисы, набитые оружием, картинами и налом потрясли воображение.

На протяжении многих лет сумчане возмущались фактом перераспределения акций Сумского мясокомбината и Сумского хлебокомбината. Без этого не обходился ни один митинг под лозунгом: «Щербань! Геть!».

В апреле 2000 года появилось уголовное дело против председателя правления ОАО «Сумской мясокомбинат» Виктора Палыги по подозрению в краже имущества в особо крупных размерах. Ему инкриминировалось то, что он дал указание на выделение сотруднику Госинспекции охраны труда двухкомнатной квартиры в доме, который строило предприятие. Виктору Палыге вменили ст. 86-1 УК Украины -- статью, за которую в советские времена расстреливали.

Вскоре стало известно, что истинной причиной возбуждения дела стал его отказ передать контрольный пакет акций предприятия одной из контролируемых Владимиром Щербанем структур.

20 апреля 2000 года Виктора Палыгу арестовали. Когда первое дело стало разваливаться, возбудили два новых. Когда подследственный согласился передать акции на подконтрольную Щербаню фирму, его действия переквалифицировали на халатность. Его освободили из-под стражи, а дело закрыли по амнистии.

В ноябре 2000 года появилось уголовное дело против первого зампреда правления ОАО «Резинотехника» Владимира Чепурного. По той же некогда расстрельной статье -- 86-1 УК. Его арестовали. В ходе следствия требовали передать акции предприятия ООО «Межрегиональный центр фондовых технологий». Как только Чепурной сдался, его освободили, а дело закрыли по амнистии. Чепурной был готов рассказать, кто и как забирал акции, но погиб в автокатастрофе.

В 2001 году областная прокуратура возбудила уголовные дела на руководителей ООО «РТИ-сервис», ООО «Регенерация» и ЗАО «Сумской завод резинотехнических изделий». Причиной их преследований стали все те же акции.

Исключением выглядит «хлебная» история.

Летом 1999 года помощник главы Сумской облгосадминистрации Владимир Омельченко пригласил к себе директоров ООО «Инторгобмен» и ООО «Торговый дом «Сумской хлеб» -- Анатолия Кисиленко и Сергея Колесникова -- и потребовал отдать на одну из указанных им фирм 51% акций ОАО «Сумской хлебокомбинат», ссылаясь на указание главы облгосадминистрации Владимира Щербаня.

После того, как они отказались это сделать, сотрудники прокуратуры Сумской области, налоговой администрации, УБЭП, КРУ и Антимонопольного комитета провели проверки руководимых ими предприятий. Во время проверок изымались финансово-хозяйственные документы, что стопорило работу предприятий. В конце концов, областная прокуратура возбудила уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов.

А как все начиналось?

Когда Владимир Щербань приехал на Сумщину, свой норов особо не демонстрировал. Поначалу присматривался и прислушивался. Агрессивный менеджмент нового губернатора первыми почувствовали жители районов. Перед президентскими выборами 1999 года на одном из совещаний с руководителями местных администраций и аграрных предприятий Щербань заявил: «Ранее идеологию среди населения распространяли посредством повешения, расстрелов, коллективизации. Сегодня нет этого... Не рискуйте сегодня, не подставляйте свои головы, чтобы мы вам их не отрубили… Отрубим же не только головы, отрубим ваше мужское достоинство».

Селян спас то ли запрет на продажу земли, то ли иные причины, но идея губернаторского агрохолдинга провалилась. О настоящих причинах история умалчивает. Может быть, хлипковатыми для донецких размахов Щербаня оказались слобожанские аграрии, а, может быть, просто умными.

Почти все попытки областной власти навязать диктат заканчивались громкими скандалами. Отдельные хозяйства умудрялись вывозить из области сахар и зерно, несмотря на все запреты. Некоторые «контрабандисты» оставались несговорчивыми даже после того, как оказывались в милиции или прокуратуре. Сумы помнят демарши селян, приехавших в областной центр за руководителем агрофирмы.

Начиная с апреля 2000 г., в областной прокуратуре были возбуждены 19 уголовных дел против руководителей сельскохозпредприятий, отказывающихся передать акции структурам Владимира Щербаня и не желающих сотрудничать с донецкими фирмами.

Следствие велось в лучших традициях 30-х годов: людей заставляли давать показания не только против себя, но и против тех, кого нужно было засадить. В частности, на председателя Сумского райсовета, когда тот отказался выдать кредит почти на 1 млн. грн. из районного бюджета подконтрольной Щербаню структуре.

Чего стоило селу правление Щербаня, можно сосчитать только сейчас. Нынешний глава Сумской облгосадминистрации Николай Лаврик через две недели после назначения пообещал сельхозпроизводителям не вмешиваться в хозяйственную деятельность. Присутствующие поняли, что тем самым он хочет подчеркнуть, что не станет действовать как Щербань.

Именно Лаврик первым обнародовал убытки аграриев. По его словам, только в 2004 году крестьяне не получили около 240 млн. гривен. Заместитель Лаврика Владимир Сапсай конкретизировал цифры: от реализации молока по заниженным ценам предприятия области потеряли 17,7 млн. гривен и 37,5 млн. гривен при сдаче сахарной свеклы.

И это только в 2004 году, когда большинство лакомых для Щербаня агропредприятий просто обанкротились. Можно представить прибыль структур губернатора в первые годы экономической интервенции.

Промзона: чужие здесь не ходят!

После наезда на село началась «разведка боем» промышленных предприятий. Руководители с ужасом вспоминают совещание, на котором глава администрации ненавязчиво намекнул, мол, какие вы собственники, если у вас нет крупного пакета акций?

Владимир Щербань подождал, пока ретивые руководители перерабатывающих и машиностроительных предприятий скупили акции у сотрудников, а потом начал действовать. Выманить акции непосредственно у руководителей было легче. Одним «хватало» суток в КПЗ с уголовниками, другим подбрасывали наркотики или оружие. Бывало всякое. Одного руководителя довели до сумасшедшего дома. Знакомый арбитражный управляющий припоминает, как у крупного акционера одного из предприятий покупали акции. Он жил в Канаде и был готов продать пакет за 40 тыс. долларов. Когда он приехал в Сумы, его просто посадили, и свои акции он отдал за копейки.

Отработано все было четко. Сначала проводили проверки все, кто только мог: СЭС, управление стандартизации и метрологии, КРУ, налоговая, архитектура, задействовали и управление пожарной охраны. Возбуждалось дело по статье, подразумевающей приличный срок. Упрямых собственников больших пакетов акций арестовывали, а во время следствия заставляли отдать или продать акции по заниженной цене. После передачи акций выпускали, а дела хоронили.

Кто знает, была бы столь мощной бизнес-империя бывшего Сумского губернатора, если бы на происходящее реагировал Киев?

В декабре 2001 года председатель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Юрий Кармазин направил генпрокурору Михаилу Потебенько представление о фактах злоупотребления служебным положением, вымогательства имущества, противодействия законной хозяйственной деятельности со стороны должностных лиц правоохранительных органов Сумской области.

Как сказано в представлении, на протяжении 1999-2001 гг. прокуратурой Сумской области и другими органами государственной власти по заказу главы Сумской облгосадминистрации Владимира Щербаня целенаправленно велась противоправная деятельность по перераспределению имущества и экономическому краху некоторых предприятий в угоду вполне определенным коммерческим структурам.

По такой схеме за два года под крышу сумского «папы» ушла собственность около пятидесяти предприятий.

Храните деньги в банке! В моей…

На значимых постах в силовых и фискальных ведомствах Владимир Петрович расставлял только лично преданных себе людей. Чтобы чувствовать полную финансовую безопасность, обзавелся региональным банком и назвал его в честь себя любимого. Первоначально центральный офис банка находился в Луцке, а в июле 2003-го переехал в Сумы. Этот банк некогда занимал 149 место в рейтинге банков, но почти за год переместился на 125 позицию. Он выиграл тендер на выплату пенсий, имел крутые планы на будущее...

Сегодня динамику его развития в отсутствии главного героя, улетевшего, как разузнала вездесущая пресса, на Майами, предположить несложно: кто теперь направит руководителей коммунальных предприятий с их бюджетными деньгами открывать счета исключительно во «Владимирском»? Кто отдаст банку с испачканным шлейфом коммунальное имущество в залог под кредиты? Кто предоставит этой конторе лучшие помещения для открытия филиалов? Сейчас предприятия в срочном порядке переводят из банка имени Щербаня счета по примеру ГКП «Троллейбусное управление». В нем уже не хранятся остатки средств городского бюджета.

Вместе с тем, все чаще и все ярче банк «Владимирский» наряду с ООО «Прогресс-инвест» и «Агроконтракт» фигурирует в следственных документах.

В банковских кругах говорят, что «Владимирский» «приплыл». Но люди, следящие за «движениями» Щербаня из Майами и оставшихся на местах его соратников, другого мнения. Они видят желающих «постирать» грязные средства. Компетентные лица тоже могут увидеть их -- даже без бинокля, став на госгранице в Сумской области и посмотрев в противоположную от Киева сторону…

Здравствуйте, дорогой вы «наш»!

(Вместо послесловия)

Даже если будет проведена процедура экстрадиции Щербаня, то украинские правоохранительные органы не смогут задержать его, поскольку он является депутатом Сумского областного совета, избранным на местных довыборах после сложения в 2003 году мандата Верховной Рады. Пока не будет решения Конституционного суда по представлению президента Ющенко о конституционности закона о неприкосновенности депутатов местных советов, какие-либо правовые действия украинских правоохранителей по отношению к Щербаню будут невозможны.

6 октября, ровно за неделю до сообщения о задержании в США Щербаня, Ющенко подписал закон, который обеспечивает неприкосновенность депутатам местных советов. Он заявил, что, подписав закон, обратится в Конституционный суд для получения заключения о конституционности этого документа. В лучшем случае вердикт суда можно ожидать с полгода, и не за горами – новые парламентские выборы.

А пока, согласно закону, депутат местного совета не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвержен мерам административного взыскания, которые налагаются в судебном порядке, без предварительного рассмотрения вопроса мастным советом.

Елена РУБЦОВА, «ОРД», Сумы – Киев.