УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Слава Рабинович
Слава Рабинович
Российский финансист и блогер

Блог | Как предотвратить дальнейшее падение гривни и встать на курс ее восстановления?

Как предотвратить дальнейшее падение гривни и встать на курс ее восстановления?

Меня часто просят дать комментарии по украинской экономике, гривне, и т.д.

Чаще всего я отвечаю, что у Украины есть гораздо более хороший советчик, непонаслышке знающий истинное положение дел и способный дать хорошие советы, исходя из своего образования, опыта и претворения в жизнь необходимых реформ. Его имя – Каха Бендукидзе. Украине очень повезло, что она смогла привлечь Каху советником правительства, и очень не повезло, что правительство не делает в полном объеме того, что советует Каха.

Читайте: Каха Бендукидзе: Получить большие доходы от приватизации – это не главное

Но сегодня я сделаю исключение. Я дам комментарии по украинской экономике и гривне, и дам альтернативу советам Кахи. С моей точки зрения, есть только одна альтернатива тому, что советует он.

Во-первых, экономика Украины is totally fuKKKed. Можете цитировать без купюр. Причина того, что она totally fuKKKed, лежит не в "национальном характере укропов" и не в "жидобендеровцах и фашистах, захвативших власть через майданутых на Майдане", а в том, что таковой ее сделал международный преступник Янукович, которого в данное время укрывает российское правительство на своей территории. Собственно, не только он, а вся банда, им когда-то крышевавшаяся, которую тоже укрывают на Рублевке.

Во-вторых, Украина – это страна-банкрот. Причина – см. абзац выше. В обозримом будущем она сможет жить только лишь на деньги Запада. В этом нет ничего страшного в средне- и долгосрочной перспективе, т.к. через такую ситуацию проходила не только Россия в начале и середине 90-х, но и большинство восточно-европейских стран, начиная с 1989 года. Относительное процветание (по сравнению с их социалистическим прошлым) таких стран, как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Эстония, Литва, Латвия, и т.д., говорит о том, что через несколько лет Украина может встать и встанет на тот же путь. При помощи Запада.

В-третьих, гривня – "плохая" валюта, отражающая оба абзаца выше. Ее стремительное падение абсолютно естественно. Более того, расскажу один финансовый секрет, который трудно понять обывателю. Дело в том, что у любой валюты, в теории, нет никакого "дна" при падении. Если у акции всегда есть "дно" и цена на любую акцию не может упасть на более, чем 100%, то у любой валюты такого дна не существует из-за самой природы денег, определения валюты, и кросс-курсов против других валют и любых других активов. Любая валюта может падать бесконечно сильно и бесконечно долго.

Читайте: Как девальвация гривни помогла украинской промышленности

Как предотвратить дальнейшее падение гривни и встать на курс ее восстановления?

Есть два пути. Первый путь – это исправлять все факторы, описанные в первых двух абзацах, путем многофакторных советов Кахи Бендукидзе. Этот путь предпочтительней.

Второй путь может и должен быть принят только в тех обстоятельствах, при которых правительство Украины расписывается в собственной экономической и политической беспомощности в контексте невозможности проведения всех реформ "по Бендукидзе". Не хотите "по Бендукидзе" – тогда проведение самостоятельной монетарной и валютной политики не для вас, господа, в обозримом будущем. Тогда нужно устанавливать т.н. "Валютный совет".

В этом тоже нет ничего страшного, потому что при этом сценарии Украина может, но не обязана, иметь "Валютный совет" бесконечно долго. От него можно перейти к плавающему курсу национальной валюты через несколько лет, когда правительство и электорат созреют для того, чтобы делать то, что говорит делать Каха Бендукидзе.

Читайте:Як Нацбанк обвалив гривню

Что такое "Валютный совет"? Для тех, кто не знает, расскажу, но сначала напомню, что т.н. "Валютный совет" рассматривался, в качестве модели финансовой системы России, сразу после дефолта страны и девальвации рубля в 1998 году. Этот путь не был выбран, и ретроспективно понятно, что и правильно, что не был выбран, т.к. Россия встала на правильный путь восстановления своей экономики и финансовой системы в условиях повышающегося тренда цен на нефть, начиная со "дна" этих цен в 9 долларов за баррель в 1998 году. Можно сказать, что и России в целом, и Путину в частности, очень повезло, в последующие 10 лет после кризиса 1998 года.

Итак, определение "Валютного совета" вы можете прочитать вот по этим ссылкам (с точки зрения хотя бы поверхностной общей информации):

http://en.wikipedia.org/wiki/Currency_board

http://www.investopedia.com/terms/c/currency_board.asp

Если по-русски, то "Валютный совет" (также иногда называют "валютное правление") – это режим денежно-кредитной политики, при которой монетарные власти обязаны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной. Причем делается это не при помощи шарлатана от экономики псевдо-академика Глазьева, а при помощи совершенно других механизмов (которые ему, вероятно, неизвестны, ибо в его академиях такого не изучают).

Наверное, с практической точки зрения, сам режим действительно лучше называть "Валютным правлением", потому что "Валютным советом" принято называеть денежно-кредитный орган, обеспечивающий реализацию такой политики. Валюта, против которой курс зафиксирован, называется валютой-якорем.

Вот каковы особенности такой системы:

1. Валютные резервы страны должны полностью покрывать объём национальной валюты в обращении (обычно они составляют 110-115% денежной базы M0).

2. Валютный совет поддерживает полную неограниченную конвертируемость национальной валюты в иностранную, против которой курс зафиксирован.

3. Валютный совет получает доход только от процентов по валютным резервам и не заключает форвардных валютных сделок. Валютные резервы существуют, потому что национальная валюта эмитируется в обмен на иностранную.

4. Валютный совет не имеет возможности проводить собственную монетарную политику, не может кредитовать правительство, правительство может лишь занимать на финансовых рынках.

5. Валютный совет не может быть кредитором последней инстанции для коммерческих банков.

6. Валютный совет не пытается влиять на процентные ставки, используя т.н. "дисконтное окно", как это делают центральные банки. Привязка к иностранной валюте имеет склонность удерживать уровень процентных ставок и инфляции близко к уровню таковых в стране, к валюте которой осуществлена привязка.

Есть две основные мировые валюты, к которым привязан такой режим – это доллар США и Евро.

Привязка к доллару США:

1. Гонконгский доллар

2. Бермудский доллар

3. Восточно-карибский доллар

4. Доллар Каймановых островов

5. Франк Джибути

6. Украинская гривня в будущем (?)

Привязка к евро:

1. Болгарский лев

2. Литовский лит

3. Датская крона

4. Франк Боснии и Герцеговины

5. Украинская гривня в будущем (?)

Как видно из списка стран выше, Украина может стать в один ряд с такими странами, как Гонконг, Каймановы острова, Болгария, Литва и Дания. Ничего в этом страшного нет.

Но нужно понимать, что, в этом случае, Украина утратит способность проводить свою монетарную политику. Валютный совет не может выпускать "просто деньги". Он выпускает одну единицу своей валюты против одной единицы резервной валюты, которую по факту реально имеет в своих резервах.

Вопросы валютной стабильности, при такой системе, отпадают. Но потенциально отрицательные "побочные эффекты" могут вызывать осложнения: финансовые власти, не имея возможности проводить свою монетарную политику, не могут гибко реагировать на другие факторы национальной экономики, и твердый неизменный обменный курс будет влиять на все условия международной торговли (например), вне зависимости от экономических различий какого-либо данного периода между (например) Украиной и ее торговыми партнерами.

Читайте: Боевики планируют изъять наличные гривни у населения Донецкой области

Украина может являться прямым и подходящим кандидатом для введения такого режима, потому что такая система успешно работает в условиях небольших и ОТКРЫТЫХ экономик, в которых относительно сложно проводить самостоятельную монетарую политику в длительной перспективе, особенно, если сама страна находится в состоянии "экономики переходного периода". Но примеры Гонконга, Каймановых островов, Болгарии, Литвы и Дании говорят о том, что относительно развитые страны не из лагеря "экономик переходного периода" (особенно в случае Гонконга, Каймановых островов и Дании) могут быть успешными и процветающими, при таком финансовом режиме.

Поэтому, для прекращения потенциально бесконечной девальвации гривни, я вижу только два пути: или делайте так, как вам советует Каха Бендукидзе прямо сейчас, или вводите "Валютный совет" и "Валютное управление" как можно быстрее. Во втором случае вы сможете, в будущем, перейти назад, к национальной монетарной и валютной политике, когда созреете для Кахи или других подобных реформаторов, когда бы это ни произошло. И учтите: оба способа будут весьма болезненными, в краткосрочной перспективе, но если уж и терпеть боль, то я бы советовал делать то, что советует делать Каха.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...