УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Блог | Китай: что обещает судьбоносный съезд?

Китай: что обещает судьбоносный съезд?

Секретность и таинственность, хорошо продуманные утечки информации, острая закулисная борьба и многоходовые компромиссы между группировками – в такой обстановке в Пекине сегодня начался долгожданный XVIII съезд Компартии, который на очередные десять лет не только определит новое руководство КНР, но и внесет весьма существенные изменения в ее политику.

Такие изменения, которые могут через десять лет сделать Китай другой страной. Или почти другой.

В отчетном докладе съезду уходящий в отставку генсек ЦК и председатель КНР Ху Цзиньтао уже сказал сегодня, что Китай ускорит замену своей уже исчерпавшей себя хозяйственной модели и к 2020 году удвоит размеры национального ВВП и доходы населения.

Это предполагается сделать на основе перехода от нынешней экономики дешевых рук, массированных инвестиций и зависимости от внешних рынков к экономике, основанной на широком и устойчивом внутреннем спросе со стороны все более богатеющего населения.

В своем докладе, кстати, Ху Цзиньтао многозначительно заявил и о том, что в КНР нужно "активно, но взвешенно проводить реформу политической системы". Что имеется в виду – покажет время. Однако есть сведения, что уже на нынешнем форуме по крайней мере часть выборов будет впервые проведена на альтернативной основе.

Главные соперники на съезде: Ху Цзиньтао (спереди) и Цзян Цзэминь (сзади справа). Фото Reuters

Съезд уже показал, что в Китае по-прежнему эффективно работает его уникальная система регулярного обновления власти.

Со времен великого реформатора Дэн Сяопина в стране каждые десять лет сменяется руководство. Его состав определяется внутри верхушки Компартии путем сложных консультаций и закрытых, но достаточно откровенных дискуссий. К этому механизму своеобразной внутренней демократии допущена только элита страны. Китайцы, иными словами, в отличие от КПСС смогли на деле воплотить идею Ленина о партии-авангарде, которая ведет вперед население, не готовое еще, как предполагается, к полному участию в принятии настоящих решений.

Впрочем, размеры этого авангарда впечатляют – численность КПК (не падайте со стула!) превышает 83,4 млн. человек.

На нынешнем съезде в тщательно охраняемом пекинском Доме народных собраний их представляют 2270 делегатов. Съезд пройдет до 14 ноября, выберет Центральный комитет из 204 человек. И самое интересное произойдет 15 ноября, когда пленум новоизбранного ЦК объявит о составе высшего руководства, включая генерального секретаря и других членов Постоянного комитета политбюро.

Впрочем, с генсеком давно все ясно – им станет нынешний заместитель председателя КНР 59-летний Си Цзиньпин.

Это фигура компромиссная. Кандидатура товарища Си была определена путем сложных согласований, включая, по некоторым данным, и рейтинговый опрос верхушки партии. Так что и тут некоторый элемент внутренней демократии имел место. Товарищ Си имеет репутацию очень осторожного и не слишком яркого политика, он представляет фракцию т.н. "принцев" – т.е. руководителей партии уже во втором поколении, аристократов КПК. Среди них немало сторонников левых маоистских идей, однако сам будущий лидер, как говорят, и в этом проявляет умеренность.

"Принцы" сейчас во многом примыкают к другой фракции – т.н. "шанхайской группе" во главе с бывшим генсеком и экс-председателем КНР Цзян Цзэминем.

Этот 86-летний политик в последнее время постоянно мелькал в средствах массовой информации и проявил завидную активность, проталкивая своих людей в высшие органы руководства. "Шанхайскую группу" тоже иногда относят к левым силам в партии, однако, скорее, она сплочена по принципу не идеологии, а личной верности товарищу Цзяну, который, кстати, в свое время стажировался на московском автозаводе им. Сталина, говорит по-русски и обожает старые советские песни. Он артистичен и изобретателен, а западные и японские наблюдатели считают Цзяна классическим "крестным отцом" – жестким к соперникам, милостивым и щедрым к "своим".

"Шанхайцам" и блокирующимся с ними "принцам" противостоит группировка уходящего в отставку руководства Китая – Ху Цзиньтао и премьера Вэнь Цзябао.

Их еще условно называют "комсомольцами", поскольку в этой фракции немало тех, кто сделал карьеру в Коммунистическом союзе молодежи Китая. Группировка объединяет последовательных реформаторов-рыночников, которых маоисты в партии упрекают в буржуазности, отходе от основ и прочем забвении коммунистических идеалов. Ху Цзиньтао, кстати, хотел сделать своим преемником одного из видных "комсомольцев" Ли Кэцяна, но проиграл. Теперь тот на предстоящие 10 лет станет главой правительства, человеком номер два в иерархии.

По крайне скудным и противоречивым сообщениям, 70-летний председатель Ху Цзиньтао во внутренних интригах пока и во многом другом уступил напористому экс-стажеру автозавода им. Сталина.

Поговаривают, что Цзян Цзэминь может провести больше своих сторонников в правящий в стране Постоянный комитет Политбюро ЦК. Ходят слухи, что его численность могут сократить с нынешних 9 до 7 человек. И это тоже, вроде бы, на руку "шанхайцам". Однако и "комсомольцы" свое получат.

На съезде сегодня уже объявлено, что т.н. "концепция научного развития" Ху Цзиньтао приобретает теперь статус долгосрочной официальной идеологии партии.

Одна из интриг съезда заключается в том, что из сообщений официальной печати и высказываний представителей партии в последнее время как-то исчезли слова об идеях Мао. Это породило слухи о том, что упоминание о них как о теоретической основе деятельности КПК может быть вычеркнуто из Устава. Такой поворот нанес бы жесткий удар по левым силам и стал бы колоссальной победой реформаторов, равносильной выносу тела Сталина из Мавзолея при Хрущеве. Хотя, как мне кажется, это маловероятно.

Еще большая интрига связана с тем, сохранит ли Ху Цзиньтао за собой посты председателя Центрального военного совета и Военного совета КПК после потери должностей генсека и председателя КНР.

Многие эксперты полагают, что ему это удастся. В таком случае Ху Цзиньтао удержит контроль над вооруженными силами, что позволит ему сохранить немалую часть своего влияния. Полагают также, что он сумеет провести в Политбюро большое количество своих сторонников, включая тех, кто придет к высшей власти при очередной смене руководства через предстоящие 10 лет. Это дает Ху Цзиньтао своего рода контроль над будущим Китая.

Маневры на съезде продолжаются – многие уверяют, что кадровые вопросы будут окончательно решены только в последний момент.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...