УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

НФЗ: борьба за интересы Украины или…

897
НФЗ: борьба за интересы Украины или…

История борьбы за Никопольский ферросплавный завод (НФЗ) — история нашумевшая, известная всем и не достигшая пока еще своей развязки. Широкая огласка конфликта может и является показателем нашей развивающейся демократии, но присутствующая до сих пор неопределенность, длительность самого конфликта — отнюдь. Однако весомость этой проблемы, и не только для нашей экономики, очевидна. Так как в решении вопроса с НФЗ непосредственное участие взяли представители нынешней власти, для многих обывателей стал явным ответ на вопрос: «who is who?» в среде власть имущих нашей страны.

Со сменой власти в Украине НФЗ попал в список предприятий, которые в из-за целого ряда правонарушений следует реприватизировать. Инициатором этого как раз и выступало новое правительство, а не другие претенденты, как это анонсировалось группой «Интерпайп».

Кроме самого процесса приватизации, следует обратить внимание и на работу самого завода. По результатам его деятельности, иначе, как толлинговый псевдо-инвестор, группу «Интерпайп» не назовешь. НФЗ реализовывает хорошо отработанную толлинговую схему. Такие действия опасны уже в целом для украинской экономики. Лишь удачное сочетание интересов, когда НФЗ и горно-обогатительных комбинатов, а затем продавать продукцию по легальным схемам, может быть выгодно одновременно бюджету и предприятиям.

Что имеем сегодня? Генеральная прокуратура Украины проверила законность передачи государственного пакета акций ОАО «Никопольский завод ферросплавов». По запросу Генеральной прокуратуры, хозяйственными судами апелляционной и кассационной инстанций, приватизацию пакета акций уставного фонда ОАО «Никопольский завод ферросплавов» (50% + 1) признано недействительной. Несмотря на то, что законность ООО «Славутич-Реестратор» в качестве регистратора НЗФ подтверждена судом, а генпрокурор Пискун в письме на имя президента Ющенко сообщил, что проверка Генпрокуратуры засвидетельствовала отсутствие каких-либо нарушений в судебном процессе (подтвердил законность «Славутича»), Валентина Семенюк продолжает признавать законным регистратором «Альфа-Инвест». После этого, по логике вещей, все должно было стать на свои места, но…

Некоторые украинские чиновники с таким энтузиазмом взялись решать корпоративные вопросы, что практически не пытаются хоть как-то завуалировать свои интересы. Ситуация на Никопольском ферросплавном заводе — яркий тому пример. Дело в том, что «работа на заказчика» председателя Фонда госимущества Валентины Семенюк и тех, кто за ней стоит, не способствует решению проблемы в правовом русле. Валентина Петровна организует (а вернее, дезорганизует) работу вверенного ей Фонда государственного имущества Украины таким образом, что данная организация вместо защиты интересов государства наносит им ущерб. В частности, в вопросе о наличии в госсобственности пакета акций НФЗ она неоднократно меняла свою позицию, причем несколько раз делала это собранием акционеров, на котором государство должно было вернуть ферросплавный завод в свою собственность. Что характерно, каждый раз это оказывалось на руку Виктору Пинчуку, который в результате сумел продлить свой контроль над НФЗ с мая по настоящее время. За это время государство потеряло десятки миллионов чистой прибыли, которые принес бы завод. Более того, Пинчук едва не сумел продать консорциум «Приднепровье», контролирующий НФЗ, своим партнерам — «Евразхолдингу», что в последующем могло значительно усложнить процедуру восстановления контроля государства над предприятием. Руководство «Евразхолдинга», изыскивая деньги на захват НФЗ, разместило на Лондонской бирже IPO на сумму $422 млн., практически равную той, которую он планировал заплатить за НФЗ. Таким образом, компания собиралась купить завод на привлеченные деньги. Фактически получается, что все прочие акционеры кредитуют Абрамова для покупки НФЗ. При этом страдает имидж компании, и она рискует дополнительно потерять деньги на снижении котировок акций.

Валентина Семенюк подтверждает выдвинутую ей в обвинение собственную коррумпированность. Она отказывается выполнять решение суда вступившее в законную силу. Саботаж госчиновника такого уровня не бывает бесплатным. Пинчук создает партийную кассу СПУ за поддержку Семенюк. Она умышленно затягивает время, позволяя Пинчуку «вымывать» с завода как материальные, так и финансовые ресурсы. Фактически она ведет себя таким образом, как будто представляет законодательную, исполнительную и судебную власть в одном лице.

Председатель ФГИ препятствует возвращению предприятия, причем приватизированного за бесценок с нарушением законодательства. Из этого следует, что государство — оппонент Пинчука в этом деле. А «ПриватБанк» является лишь одним из инвесторов, интересы которого возникнут с объявлением конкурса, как и для всех остальных, после возвращения акций государству.

Кроме того, на коррумпирование госчиновников хозяин группы «Интерпайп» использует деньги, полученные от реализации схем по легализации взяток. Об «откатах», которые можно свободно использовать в качестве взяток, свидетельствует следующий факт. Официальные представители «Евразхолдинга» заявили, что потратили $25 млн. на покупку принадлежащих Пинчуку пакетов ОГОКа и МГОКа. Но стоимость принадлежащих Пинчуку акций, по оценкам експертов фондового рынка, никак не $25 млн. Их стоимость (в идеальном случае) — около $8 млн. Остальные $16—17 млн. ушли «по назначению».

О лоббировании интересов семьи экс-президента и даже о преступном сговоре с Пинчуком говорит на пресс конференциях и в заявлениях для прессы председатель наблюдательного совета компании «Славутич Капитал» Геннадий Корбан. Кроме того, он указывает на вопиющую некомпетентность председателя ФГИ, ни уровень образования которой, ни опыт работы не позволяют ей квалифицированно разбираться в проблемах функционирования фондового рынка и государственной депозитарной системы.

Таким образом, команда коррумпированных украинских чиновников, вошедшая в преступный сговор с криминализированными российскими и украинскими олигархами (Пинчук--Григоришин), стремящимися сохранить или приобрести контроль над украденной у народа собственностью, преследуя собственные интересы, ставит под вопрос судьбу эффективно работающих предприятий и компаний, а также и экономическую безопасность Украины в целом.

Нестор ДУДКО, "ВВ"

www.vv.com.ua