Четвертый месяц страна живет без бюджета, несмотря на то, что подготовка проекта главного финансового документа страны началась задолго до нового года. Помехи для бюджетного процесса возникали постоянно. Сначала – предвыборная кампания, затем – собственно выборы, после них потребовалось время на «утряску» в системе новой конфигурации власти. Теперь же появился новый повод для притормаживания бюджетного процесса: попытка договориться с Россией о снижении цены на газ – ведь именно этот показатель является одним из ключевых в Госбюджете.
О том, сколько времени страна еще протянет без бюджета и чем это чревато, в пресс-центре «Обозревателя» рассуждали: президент «Центра рыночных реформ Украины» Владимир Лановой и директор Института трансформации общества Олег Соскин.
Читатель «Обозревателя»: Может ли бюджет быть не принят вообще?
Олег Соскин: Мы уже имеем чрезвычайно беспрецедентную негативную ситуацию, когда страна четвертый месяц живет без Государственного бюджета. Поскольку в Украине действует порочная модель бюджетной системы, без бюджета сегодня живут и все районные и областные звенья. В других странах, где действует система местного самоуправления, каждая община принимает свой бюджет.
В бюджетной сфере Украины остался так называемый «остров социализма». Сегодня вся наша хозяйственная система полностью парализована и живет на 1/12 часть от бюджета прошлого года. На центральную власть возложена прямая ответственность за то, что случилось. Таким образом, если они не могут принять бездефицитный бюджет, они должны уйти в отставку.
Владимир Лановой: Это не просто советский анахронизм. Я не понимаю, как вообще можно действовать в стандартах и нормативах прошлого года. Такого не может быть – может измениться все: курс валют, цены на нефть… Всё в мире меняется, а мы живем по канонам прошлого года.
В странах Европы Конституцией предусмотрено, что если парламент не принимает бюджет следующего года, тогда используется проект бюджета следующего года, потому что проект ближе к реальности, чем прошлогодний бюджет. Если же парламент не принимает бюджет на протяжении определенного времени по каким-то политическим причинам, президент поднимает вопрос о роспуске парламента.
Кроме того, нужна прогнозируемость финансовой политики в стране. Если мы не знаем, каким будет бюджет, какими будут налоги, какими будут дотации и т.д., то мы не знаем, как жить завтра. У нас непредсказуемая денежная политика. Мы не знаем, увеличится ли денежная масса, увеличатся ли кредитные ресурсы, будут падать процентные ставки или будут расти. Мы не знаем, какой будет курсовая политика. Эта непредсказуемость делает невозможным ведение бизнеса.
Необходима сбалансированность бюджета. Чем более он сбалансирован, чем меньшим будет его дефицит, тем быстрее поправится реальный сектор экономики.
Олег Соскин: Что такое бюджет? Это финансовый план. Каждая семья, каждое предприятие, каждая организация имеет свой финансовый план – на месяц, на квартал, на год. Кто не имеет финансовых планов? Бомжи, люмпены, пролетарии – те, кто не имеет доходов. Сегодня фактически власть в Украине превратила Украину в мирового бомжа-люмпена. Но, к сожалению, наш народ молчит.
«Обозреватель»: Возможно, народ молчит, потому что четвертый месяц страна живет без бюджета, и все нормально? Возможно, стоит сосредоточиться на проекте бюджета на 2011 год, учитывая сроки, необходимые для его формирования?
Владимир Лановой: Даже наши политики начали говорить о такой умной вещи, как принятие двухгодового бюджета. Это необходимо для любых инвестиций. Даже развязку на Московской площади в Киеве не построить за один год – для этого нужно два года или даже больше. Поэтому отсутствуют серьезные строительные проекты. Структурные изменения также невозможны в рамках одного года.
Бюджет этого года – это лишь условия для определенной стабилизации. Никаких серьезных изменений правительство не успеет предпринять, как бы этого ни хотел. Необходимо провести общественную дискуссию – в каком направлении развивать страну.
У меня есть большие сомнения на тот счет, что Украине не утратит статус транзитного государства. Транзитные потоки создавались еще в советской модели. Сейчас Европа постепенно отказывается от российского газа, поэтому, хотим мы этого или нет, не будет доходов в этой «трубе». Железная дорога по скорости и респектабельности не отвечает мировым стандартам и т.д.
Необходима огромная модернизация, но она должна произойти под реальные новые вызовы, рынки и экономические центры мира. Это вызов для нашего общества – кардинальное реформирование, реорганизация и модернизация технологического характера. Мы превращаемся в продуктовую страну – зерно и металл. Простите, но это Африка.
Олег Соскин: Бюджет должен быть стимулом для того, чтобы страна осуществляла реформы. Бюджет этого года должен выполнить только одну миссию – полностью ликвидировать всё паразитическое потребление в Украине и заложить здоровую базу на 2011 год.
Читатель «Обозревателя» Павел: Будут ли учтены в проекте нового бюджета средства на строительство жилья по программе молодежного жилищного строительства?
Олег Соскин: Как я понимаю, на сегодняшний день не сформирован реальный бюджет на 2010 год. Они вообще не знают, сколько средств будет поступать в бюджет. Один из источников дохода – налог на прибыль предприятий. В прошлом году он дал 99 миллиардов гривен, но большая часть предприятий была убыточной. Поскольку деятельность предприятия не улучшается, здесь будет сокращение прибыли.
НДС – уже собрали наперед 25 миллиардов, поэтому в этом году этот налог тоже не будет источником дохода. Остается акцизный сбор и ввозная пошлина. Это реальные источники дохода. Если их сложить, то станет ясно, что никаких денег на программу молодежного жилищного строительства нет и уже не будет.
Поэтому сейчас молодежи не стоит рассчитывать на то, что будет удешевление жилья и что вообще для них будет строиться жилье. Тем более, Тимошенко показала, кто такое жилье получает: СБУ, прокуратура, милиция и налоговики.
Такие программы должны быть, но для этого должен быть создан соответствующий банк реконструкции и развития, в него направить государственные средства. Но я думаю, из Госбюджета на эти цели средства не будут выделены.
Читатель «Обозревателя» Дмитрий: Будут ли предусмотрены изменения в пенсионном обеспечении сотрудников правоохранительных органов?
Олег Соскин: Я считаю, что необходимо отменить все государственные пенсии, все льготные пенсии. Сегодня даже работники среднего звена получают 5-8 и более тысяч гривен в месяц. Это огромнейшая несправедливость. Все пенсии должны формироваться на одинаковых принципах. Наш Институт предложил введение единого социального взноса в размере 14% - 7% платит работодатель, еще 7% - работник. Эти деньги должны поступать на единый персональный счет работника. Те, кто уже вышел на пенсию, содержатся за счет отчислений ликвидных государственных предприятий.
Не должно быть никаких привилегированных пенсий. Не должно быть никаких социальных выплат. Что получается? Человек получал меньшую зарплату, когда работал на государство, а потом ему все общество должно выплачивать из Госбюджета эту льготу. Но ведь этот человек не принес никакой пользы для всех членов общества. Почему мы должны его содержать?
Владимир Лановой: У нас очень много пережитков прошлого, которые тянут нас назад и не дают нам развиваться. В советской кадровой системе был закон о недопустимости дублирования. Таким образом, уничтожалась конкуренция. В условиях рыночной экономики все наоборот: чем больше участников, тем лучше, потому что возрастает конкуренция.
Тот же принцип и в социальных отношениях. Тем, кто лучше служил государству, полагались большие льготы. А для людей, которые много работали в сложных условиях, гробили свое здоровье, не было предусмотрено никаких дополнительных пенсионных начислений.
Что касается налога на доходы граждан. Если мы платим 18% налога с заработной платы, плюс отчисления в Пенсионный фонд на собственный пенсионный счет, как предлагается пенсионной реформой, - это, конечно, то, что нам необходимо, потому что в таком случае человек понимает, почему ей нужно работать, почему ей нужно получать зарплату не в конвертах, а реальную. Но кто будет делать отчисления на пенсионный счет, если у нас 18% налога на зарплату? Я проанализировал ситуацию в Европе. Там все наоборот: до 15% - отчисления на пенсионный счет, а 3-8% - индивидуальный налог с зарплаты.
То есть перед нами стоит задача налоговой реформы, без которой невозможно изменить систему пенсионного обеспечения. А в данной ситуации мы снова будем максимизировать бюджет, а бюджет будет кормить Пенсионный фонд. Таким образом, скоро половина бюджета будет уходить в Пенсионный фонд, и тогда мы не сможем продуктивно развивать общество. Потому что бюджет – для образования, для науки, для здравоохранения, для природы, для культуры. Гуманитарное развитие – вот главное предназначение бюджета.
Читательница «Обозревателя» Лора: Станет ли богатым государство Украина, выделяя деньги на нищенские зарплаты и пенсии силовикам?
Олег Соскин: Почему нищенские? Я бы не сказал, что они нищенские. Просто необходимо сократить их количество. Не нужно иметь 600-тысячную милицию. При нашей «демографической яме» у нас сегодня не хватает даже работающих, чтобы обеспечить отчисления в Пенсионный фонд. Сейчас нам необходимо увеличивать количество людей, которые создают добавочную стоимость.
Понятно, что те, кто работает и в милиции, и в прокуратуре, и в налоговой, и в СБУ, и те же государственные чиновники не создают эту стоимость. Во всех странах их сокращают на 20-30%. И пенсии им необходимо сократить. Мы должны стимулировать тех, кто создает добавочную стоимость – малый бизнес, самозанятых людей, тех, кто занимается семейными хозяйствами.
Владимир Лановой: Очереди на работу у нас стоят только в таможню, налоговую, милицию. Все хотят, простите на слове, паразитировать на нашем теле. Поэтому нам необходима эффективная система управления.
Полную версию стенограммы пресс-конференции читайте здесь
Читайте также:
Если Рада не примет бюджет, она должна быть распущена
Смотрите видеосюжеты по результатам пресс-конференции:
Россия не сбросит цену на газ
Можно жить не по бюджету, а по его проекту
Украинская труба неизбежно обанкротиться
Фото Александра Дудко/ОБОЗ
Фото Александра Дудко/ОБОЗ
Фото Александра Дудко/ОБОЗ