УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Драка в парламенте – начало избиения Партии регионов

Драка в парламенте – начало избиения Партии регионов

При любых конфигурациях между властью и оппозицией блокирование трибуны всегда было удобным и надежным методом для меньшинства защитить свои права, в условиях, когда парламентское большинство переходило на язык диктата.

Блокирование трибуны стало несколько экзотическим способом отстоять свои интересы, но в стране просто не было и нет иных механизмов защиты политического меньшинства. Какая бы власть не была в Украине, она абсолютно уверена в том, что она всерьез и надолго и зачем тогда предоставлять какой-то- оппозиции какие-то права?

Тем более, что и блокирование трибуны в украинском парламенте всегда проходило весело и даже театрально. Депутаты хоть и могли немного потолкаться возле трибуны, но в целом все проходило «культурно», избранники нередко даже улыбались своим политическим визави, дескать, вот такие мы солидные дядьки, а занимаемся такой мальчишеской ерундой!

Драки «по-настоящему» происходили в парламенте крайне редко и ничем другим как порванными галстуками не заканчивались.

Позже блокирование трибуны начало использоваться как способ привлечь внимание электората к нужным политическим проблемам.

В частности, будучи в оппозиции, Партия регионов неоднократно блокировала трибуну во имя «повышения социальных стандартов», - проваленных сразу же после прихода регионалов к власти, - блокировала в знак протеста против вступления Украины в НАТО, и даже против недостойного поведения в немецком аэропорту тогдашнего министра внутренних дел Луценко.

Опасный Рубикон в Верховной Раде был перйден во время ратификации соглашений по Черноморскому флоту, когда драка в парламенте закончилась госпитализацией депутата от НУ-НС Олеся Дония. Теперь же оппозиционеры в больницу стали попадать целыми группами.

Самое опасное в эскалации конфликтов в парламенте это то, что силовые методы разрешения политического противостояния могут легко перенестись на все общество. Ведь традиционно украинский парламент со всеми своими недостатками и достоинствами всегда отображал отношения в обществе, какие бы карикатурными они при этом не бывали. И если граждане и на этот раз будут брать пример с политиков, тогда наши подчеркнуто мирные Майданы могу стать не такими уж мирными.

Зачем же понадобилось провластной Партии регионов расшатывать общество, за спокойствие которого они сейчас несут полную ответственность? Ведь следую классическому ленинскому принципу «чем хуже, те лучше», скорее не власть, а оппозиция должна быть заинтересована в дальнейшей дестабилизации.

Ответ следует искать в той модели отношений между парламентом и Президента, которая сложилась еще в эпоху Кучмы. Тогда, во времена жесточайшей цензуры эпохи Кучмы, когда, казалось, власть будет пресекать любую попытку своей дискредитации, подконтрольное телеканалы любезно показывали любую толкотню а, если повезет, то и драку в парламенте.

На самом деле Кучме было просто выгодно представлять парламент таким себе сборищем хулиганов. Ведь на фоне бесчинствующих депутатов именно тогдашний Президент оставался воплощением дисциплины и нравственности.

Как, без сомнения, выгодно и нынешнему Президенту Януковичу представить парламент либо бездейственным, либо таким, где все решается через кулаки. Причем - именно весь парламент, а не какую-либо его фракцию. Недаром же именно Янукович первым быстро осудил побоище в парламенте, в котором, по его мнению, оказалась виновата не какая-либо политическая сила, а некая «общая культура» парламентариев.

Главная же ирония нынешней ситуации в том, что в результате дискредитации парламента и парламентаризма самой пострадавшей политической силой вскоре станет Партия регионов.

Оппозиции, в общем-то, уже давно нечего терять – от участия руководством парламентом ее уже давно отстранили, влияния на действия власти у нее никакого. А вот фракция ПР еще недавно имела свои квоты в правительстве, могла сама решать, какие законы нужно принимать и даже могла повлиять на распределение бюджетных потоков.

Однако модель отношений между парламентом и Президентом, возникшая во времена Кучмы, не предусматривает наличие сильной партии, даже пропрезидентской. Скорее будут необходимы множество мелких партий, деятельностью которых будут ловко манипулировать чиновники с Банковой.

Безусловно, для этого нужно будет, прежде всего, раздробить Партию регионов – пока что самую влиятельную партию в парламенте.

И тогда поздно будет махать руками. И даже кулаками.

Директор Международного института демократии, глава правления Центра социологических и политологических исследований «Соцiовимiр»