УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Скажи, кто твой штаб - и я скажу кто ты...

894
Скажи, кто твой штаб - и я скажу кто ты...

Сколько прекрасных избирательных кампаний было загублено «на местах». Конечно, центральные ТВ-каналы задают основные очертания ипподрома, на котором разворачивается электоральная гонка, но ведь окончательный выбор мы делаем дома, глядя из своих окон на окружающую провинциальную действительность.

Вот и автор этих строк решил оторваться на некоторое время от телепреёмника и выглянуть в окно для рекогнисцировки на политическом рельефе родного города (Днепропетровск), с целью разглядеть, как на этом рельефе выглядят батальоны основных претендентов на украинский президентский трон.

Янукович: «Пишите письма!»

С западным электоратом у Виктора Фёдоровича диалог, конечно, особый: надел яйцезащитный костюм — и вперед, на амбразуру. С Донбассом тоже всё предельно ясно.

А вот центрально-восточный регион — и есть тот ресурс, за который придётся бороться напряженно и изобретательно.

Очевидно, этими же мыслями отяготился Лидер, недавно посетив наш дивный край и увидев на многочисленных биллбордах за своей спиной аккуратно «прифотошопленную» фигуру местного предводителя регионалов Олега Царёва. Царёв активно развивал городское отделение Партии Регионов до тех пор, пока в 2006 году не провёл в горсовет под партийными знамёнами актив принадлежащей ему бумажной фабрики и не создал в паре с лазаренковцем Загидом Красновым (о котором речь ниже) корпорацию по дерибану днепропетровской земли «Родной Днепропетровск» (известную также как коалиция большинства в горсовете). С тех пор Олег Анатольевич был занят, в основном, земельными вопросами (которые решались исключительно и персонально двумя упомянутыми господами: ни одного земельного аукциона за 2 года(!), хоть это тема совершенно иной статьи). Результатом стало то, что в местных деловых кругах Царёв стал «руконеподаваемым», а рейтинг ПР в городе упал до антирекордных 20-23%.

По информации из штаба регионалов, после исследования сложившейся ситуации, руководство кампанией как в городе, так и в области, было решено доверить лидерам областного отделения партии: Ивану Ступаку и двум Вилкулам, отцу и сыну.

Иван Иванович — бывший чекист и экс-глава УМВД области, под контролем Александра Вилкула — два ГОКа, под контролем его отца Юрия — большинство областного совета. Пока эта команда проявила себя лишь оперативной заменой биллбордов «Царёв машет рукой из-за спины Януковича» на «Янукович просит писать ему письма».

Тимошенко: «Здравствуйте, я ваша тётя!»

Как дела у Юлии Владимировны на малой родине? Да никак! Стыд и позор для премьер-министра в родном городе иметь 11-12% поддержки. Похоже, правы некоторые аналитики, утверждающие, что Тимошенко решила опереться на Центр и Запад Украины, бывший электорат Ющенко, а блиц-криг на Восток и далее откладывается.

Делами БЮТа в Днепропетровске по-прежнему занимается тётя премьера Антонина Ульяхина, которая, в свою очередь, доверила проведение кампании в регионе всё тем же нардепам Гарегину Арутюнову и Михаилу Соколову, не смотря на их скандальный имидж в регионе.

Впрочем, о кампании слишком громко сказано. БЮТ пока не предъявил ресурс, с которым собирается бороться за днепропетровского избирателя. Арутюнов и Соколов как занимались — так и занимаются решением собственных проблем и, очевидно, не очень представляют как вообще вести президентскую кампанию. Ведь БЮТ впервые серьёзно нацелен на победу именно на президентских выборах. Очевидно, президентская кампания очень сильно отличается от кампании, к примеру, парламентской, которая почти всегда совпадала с выборами в областные, городские и районные советы. Там-то местные «списочники» зубами землю грызли ради общей победы. Грызть землю персонально за Юлию Владимировну в условиях общего кризиса — совершенно другое дело, требующее соответствующей мотивации и грамотной организации...

Пока же кроме знакомых всем украинцам плакатов, призывающих избирателей не беспокоить премьера по пустякам пока «она — работает», в поле зрения автора попал только ремонт в родной школе Юлии Владимировны, который курировала лично тётя премьера. И то, ровно по той причине, что ремонтники пожаловались на невыплату им полагающегося материального вознаграждения: «Вы же журналист, напишите там! А то они уже трубку перестали брать, когда мы им звоним!». Пишу: стыдно, товарищи! Заплатите рабочим за труд!

Ющенко: «Люди, ау!»

Долгое время казалось, что нынешний президент таки будет обладать мощным административным ресурсом на местах, благодаря вертикали, которую начал строить «Единый Центр». Но сказ о том как поссорились Виктор Андреевич с Виктором Ивановичем — не тема этого материала.

И даже многочисленные заявления губернатора Бондаря, от которых, очевидно, должно веять пропрезидентским духом (а как иначе, покуда назначение губернаторов — прерогатива президента), звучат не очень убедительно и кажутся частью некой аппаратной игры.

Так что последняя надежда Ющенко на то, что штабы действующего президента традиционно окажутся непосредственно в зданиях обладминистраций, вряд ли сбудется. Скорее всего, предусмотрительный Бондарь ограничится публичной поддержкой Виктора Андреевича «на словах», в то время как контролируемые им ресурсы достанутся одному из основных кандидатов, видимо, Тимошенко.

Опереться, таким образом, Ющенко в Днепропетровске не на кого. Что представляет в городе «Наша Украина» как партия — сегодня мало кому понятно. Традиционно лояльна к гаранту группа «Приват», но не в традициях Коломойского ставить на аутсайдера. Похожая дилемма у политически и ментально близкого президенту мэра Днепропетровска Ивана Куличенко. Открытая поддержка непопулярного кандидата в президенты может испортить шансы в четвертый раз подряд занять место градоначальника (на выборах, которые пройдут примерно в одно время с президентскими).

Яценюк: призрак «Оперы»

Единственный приезд, пресс-конференция и клоунада на проходной завода имени Петровского (на который якобы не пустили Арсения Петровича) — вот всё, чем запомнился спаситель страны днепропетровцам. Ну, разумеется, не считая матрацевидных биллбордов и маск-палаток.

Его кампанией в Днепропетровске занимается местный бизнесмен Андрей Павелко, по совместительству председатель областной федерации футбола и владелец элитного ночного клуба «Опера», на открытии которого пела 75-летняя Монтсеррат Кабалье.

Вероятно, там же и происходила вербовка местного «актива» и «локальных спонсоров» Яценюка: молодой «элитной» поросли и бизнесменов средней руки.

С большой долей уверенности можно прогнозировать, что и электоральная поддержка Арсения Петровича ограничится примерно тем же кругом лиц.

От Лазаренко — к Тигипко

Иной призрак выплыл в Днепропетровске из-за спины второго днепропетровца-участника президентской гонки. Сергей Тигипко, имеющий колоссальный рейтинг в городе (по сравнению со своим же рейтингом в других регионах страны) ведет довольно странную кампанию как по стране в целом, так и на родине.

Главным сюрпризом стало фактическое отстранение от ведения кампании Сергея Леонидовича его давнего соратника Олега Семенко, с которым Тигипко выиграл еще самую первую свою кампанию 2000 года по 36-ому павлоградскому округу. Место опытного и проверенного в избирательных боях организатора и аппаратчика Семенко неожиданно занял имеющий очень неоднозначную славу в городе на Днепре бизнесмен Загид Краснов.

Загид Геннадьевич гораздо больше известен горожанам победами в других боях. В лихие постперестроечные ему удалось завладеть контрольным пакетом акций местного стрелочного завода, удержать в своих руках сеть автозаправок, открыть пару престижных ресторанов. Пройдя в горсовет под флагами «Блока Лазаренко», Краснов смог так удачно договориться с депутатами от Партии Регионов, что сегодня чуть ли не в одиночку (при некотором участии уже упомянутого регионала Олега Царева) контролирует весь земельный ресурс Днепропетровска.

На электоральном же поле Загид Краснов таких успехов не показывает. Его организация «Громадська Сила», не смотря на 4 года рекламы и пиара за деньги городского бюджета, топчется на уровне рейтинга 3-4%. Виной тому, наиболее вероятно, полукриминальный, коррупционный имидж Краснова. Пряча его за более импозантной фигурой Тигипко, Загид, скорее всего, закладывает основы своей кампании на выборах мэра.

По достоверной информации, лично Сергей Тигипко с Загидом Красновым почти не знаком, но методы Краснова подействовали и на окружение экс-главы Нацбанка. Как стало известно из источников в этом окружении, экс-лазаренковец просто подкупил советников Тигипко в киевском штабе. Последняя шутка в днепропетровской тусовке: «Загид Геннадьевич купил себе немного Сергея Леонидовича».

Литвин: «Любимый город может спать спокойно»

Еще один бывший подопечный Лазаренко, но гораздо менее скандальный и вообще менее публичный, возглавит кампанию вечно-необходимого стране кандидата Литвина. С уходом с политической сцены Сергея Касьянова, бразды правления днепропетровским штабом взял в свои руки Николай Деркач.

За свои невысокие, но стабильные проценты в регионе Литвин может быть спокоен. Николай Иванович умеет находить коммуникацию с чиновниками районного уровня, и, скорее всего, без лишнего шума даст своему шефу тот результат, которого он заслуживает.

Вот такая жалкая картина на старте суперответственного политического сезона. Региональным элитам, похоже, не до отчаянных схваток «за Царя и Отечество», в лучшем случае их задача — помаячить за спиной своих полководцев, получив за это некоторые персональные дивиденды.

Скажи, кто твой штаб - и я скажу кто ты...