Первый год Медведева стал разочарованием

972
Первый год Медведева стал разочарованием

Ловко задуманная и проведенная операция "преемник", приведшая к избранию на высший пост в России Дмитрия Медведева, казалась большим успехом. Но через год картина выглядит не столь уж радостной. Как президент Медведев смотрится слабее своих предшественников. Да и возглавивший правительство Владимир Путин также не демонстрирует четкости в исполнении антикризисных мер.

Способность главы государства влиять на происходящие в стране процессы выглядит урезанной. Кроме удлинения президентского срока до 6 лет и признания Южной Осетии и Абхазии президент не принял ни одного серьезного решения за год.

Владимир Путин, возглавив правительство, также не демонстрирует четкости в исполнении антикризисных мер.

Структура его правительства неэффективна, она не нацелена ни на реформы, ни на развитие. Ослабленным оказался экономический блок, в котором главной звездой остался Алексей Кудрин, но его потенциал как организатора макро- и микроэкономических сдвигов незначителен.

Другой ошибкой Путина, по мнению газеты, является упор на государственный капитал и госкорпорации. Концепция развития "сверху" - это иллюзия возможности повторить успех 50-х годов, эпохи индустриализации и госсектора. Жизнь давно доказала неэффективность этой модели. Нормальным может быть только развитие "снизу". Но оно требует децентрализации, дерегулирования и делегирования полномочий. Эти три "Д" не вписываются в вертикаль власти.

К неудаче правительства Путина можно отнести и отсутствие внятной региональной политики в стране, невыработанность ее принципов.

В ходе углубляющегося кризиса выявились исходная слабость и ограниченность предложенной обществу модели разделения властей по вертикали. Парламент - и Дума, и Совет Федерации - оказался не готов стать площадкой для содержательного обсуждения антикризисных мер правительства. Члены кабинета не отстаивают в ходе 5-6-часовых слушаний свою версию приоритетных трат резервных фондов. Парламентарии не вносят корректив в планы правительства.

Особенно позорным является нежелание властей обуздать тарифы естественных монополий. Логики роста тарифов на ЖКУ, свет, газ, телефон в условиях кризиса - нет. Во-первых, все сокращают издержки минимум на 30%. Во-вторых, главные компоненты издержек для производства электроэнергии - цены на мазут, газ и уголь - упали.

Природу роста тарифов следует искать в природе российского государства, которую можно назвать термином "государство монополистического капитала". На таком фоне поразительно равнодушными выглядят депутаты и сенаторы, у которых нет слов негодования от имени тех, кого якобы они представляют. Да и трогать находящихся высоко в партийной иерархии губернаторов и мэров, стоящих за ростом тарифов, опасно.

Ранг антимонопольной службы в структуре органов исполнительной власти по-прежнему низок и не позволяет ведомству эффективно бороться с монополиями, у каждой из которых есть высокопоставленные покровители, пишет "Независимая газета".

Ответственность за снижение рейтинга президента и премьера лежит на слабости созданной ими системы, подавившей инициативу внизу и заточенной на исполнительскую подотчетность вышестоящему начальнику.

Эта система оказалась не готовой к эффективному функционированию в условиях кризиса, когда неспешность, медлительность и неисполнительность бросаются в глаза.

В преемственность курса кризис внес серьезные коррективы. Требуется адекватная этим коррективам адаптация системы власти, расширение реальной демократии, способной подтягивать толковых, неравнодушных людей для решения серьезных проблем развития. Без этого система обречена на нарастание слабости, которая всегда ассоциируется со слабостью ее вождей, лидеров, руководителей.

Читайте по теме:

Медведев предлагает ЕС вместе помочь Украине

Россияне дали оценку Медведеву

Россияне перестали доверять Путину и Медведеву

Медведев не считает Россию агрессивной страной

Медведев ополчился на Путина

Первый год Медведева стал разочарованием