УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Made in China: Как нас "разводят" торговцы одеждой

1,1 т.
Made in China: Как нас 'разводят' торговцы одеждой

Украинские торговцы одеждой получают до 300% прибыли, не утруждая себя подбором качественного и разнообразного товара. Кардинально ситуация изменится лишь через 5–7 лет, сообщает Фокус.

Видео дня

Нежелание торговцев рассказывать о своей внутренней «кухне» неудивительно. Ведь средний украинец тратит на одежду 15% годового дохода, тогда как европеец ограничивается лишь 7%. И это при том, что жители Германии или Испании куда богаче, да и одежда, которую покупают европейцы, более качественная.

Сегодня 80% доступной для украинских покупателей одежды шьётся в Китае и Юго-Восточной Азии. Хотя ещё 4-5 лет назад многие отечественные фабрики работали по давальческим схемам: сырьё в обмен на готовую продукцию с доплатой за пошив. В частности, в Украине шили одежду под марками Steilmann, Hugo Boss и Marks&Spenser.

Теперь же большинство крупных заказов выводят из Украины в Азию: в нашей стране выросли зарплаты, подорожали коммунальные услуги и энергоносители.

Главный парадокс в том, что, выведя производство из Украины в Азию и тем самым удешевив пошив одежды, торговцы как-то «забыли» снизить на неё цену.

Правда, скоро эксперты ожидают подорожания и китайской одежды: свободных площадок для её производства в стране остаётся всё меньше. Потому самые дальновидные производители вновь эмигрируют, на этот раз в Таиланд, Вьетнам, Индию и даже на остров Маврикий.

Количеству и разнообразию способов ввезти одежду, минуя уплату налогов и пошлин, позавидовал бы даже Остап Бендер. Наиболее распространённый способ сэкономить на растаможке – ввозить её под видом секонд-хенда, который по украинскому законодательству не облагается пошлиной и, как ни странно, не подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю.

Частенько импортёры «путают» материал, из которого сшита одежда или обувь. Поскольку натуральные ткани или кожа облагаются большим налогом, при пересечении границы многие вещи волшебным образом становятся синтетическими, а не натуральными. Весьма распространены и махинации с количеством товара или занижением его стоимости.

Но все эти уловки, позволяющие снижать себестоимость одежды, никак не сказываются на её цене для покупателя. Зато позволяют устанавливать розничную наценку в 200–300%. О высоком уровне наценки свидетельствует хотя бы тот факт, что объём рынка обуви в прошлом году в розничных ценах, по оценкам аналитической компании Pro-Consulting Group, составил $0,7–1 млрд. Тогда как официально в оптовых ценах (импорт и производство) оборот рынка не превышает $300 млн.

Общий же рынок одежды и обуви в 2008 году может достичь $4–5 млрд – и это только легальные продажи. Более точных данных нет: крупнейшие сети не берутся называть какие-либо цифры, зачастую не раскрывая своих оборотов. Кроме того, даже в крупных городах около 50% всех продаж до сих пор осуществляется через рынки и уличную торговлю. А большинство сетей, равно как и 25% оборота всех «одёжных» денег, приходится на Киев.

Байеры попросту едут на сезонные распродажи в Европу и скупают там оптом по дешёвке остатки предыдущей коллекции, добавляя к ней несколько вещей из новой коллекции, тоже купленные недорого. Этим объясняется, почему вещи из свежих коллекций поступающие в украинские магазины, нередко имеют небольшие дефекты. Цены при этом опять-таки выше, чем стоимость качественных вещей из коллекций в Париже или Милане.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что такая печальная ситуация сложилась потому, что большинство европейских торговых марок работают на нашем рынке не напрямую, а через систему франчайзинга. К примеру, количество магазинов в сети Sela уже превысило 60. Сеть Argo (United Colors of Benetton, Castro, Mango, Puma и др.) через несколько месяцев планирует расшириться до 50 магазинов. Компания Maratex Ltd, продвигающая такие ТМ, как Esprit, Peacoсks, Aldo и Milano, в 2008 г. добавит ещё 25 магазинов к нынешним 20, инвестировав в их открытие около 8 млн евро.

Но несмотря на такое рвение в открытии новых магазинов, качество лучше не становится, констатирует инспектор Киевского городского общества по защите прав потребителей Андрей Мельник. «Нам часто приносят дорогую фирменную обувь, которая через 2-3 недели после покупки просто распадается на ноге», – рассказывает он.

Made in China: Как нас "разводят" торговцы одеждой