УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Что ЦИК пришедший нам готовит?

Что ЦИК пришедший нам готовит?

Кардинальная замена состава Центризбиркома накануне внеплановых выборов – уже почти традиция для Украины. Орган, призванный быть независимым, лишенным всяческих партийных симпатий, продолжает формироваться по политическому принципу. Каждый новый ЦИКовец оценивается по критерию «свой-чужой». Не удивительно, что электоральных счетоводов регулярно «тасуют», словно карты в колоде.

Видео дня

Без тени Медведчука

В декабре 2004-го, по требованию парламента, опозорившуюся «комиссию Кивалова» сменили на относительно нейтральную «комиссию Давыдовича». Приметно: из одного состава в другой перекочевало большее количество членов – убрали лишь самых одиозных. В качестве примера можно припомнить господина Бондика, питавшего в президентскую кампанию, слишком уж откровенную любовь к бело-голубым. За что, видимо, и прошел в ВР пятого созыва по списку ПР.

Сергея Кивалова «так просто» отпускать тоже не хотели. Известно: ЦИК комплектуется по квоте депутатских фракций. Перед «третьим туром» наиболее достойных претендентов выбирали путем так называемого рейтингового голосования. Фракция ПР с особым цинизмом предлагала от себя именно Кивалова.

На сей раз «регионы» весьма удачно сыграли в игру «собери себе Центризбирком». Пойдя на тактические уступки, они добились главного – полного контроля над «коалиционной» квотой, плюс – отсутствие даже тени «руки Медведчука». Для «новых донецких», воцарившихся теперь в штабе, последний фактор очень важен.

Охендовский, Шаповал и Гавриш

Залогом реализации такой схемы стал маленький «подлог». Внимательный читатель наверняка помнит: всю первую половину прошлой недели пост главы ЦИК активно прочили Марине Ставнийчук, трудившейся замом у господина Давыдовича. Сохранность также гарантировали и секретарю комиссии Сергею Дубовику, попавшему сюда в свое время по эсдековской квоте. Уверив все и вся в безальтернативности такого сценария, коалицианты тем временем готовили настоящих своих ставленников. Впервые их фамилии стали известны очень ограниченному кругу лиц поздним вечером среды, к вечеру четверга – кругу более широкому. Как, собственно, и точная пропорция – восемь человек от коалиции, семеро – от оппозиции, с правом последних выбрать своего председателя. Это и есть «тактические уступки», бонусом в которых – контроль над кворумом. Большинство голосов остается за коалицией, однако, подписывать или не подписывать принятые им решения – воля председателя-оппозиционера.

От ПР новым ЦИКом занимались двое – Раиса Богатырева и Елена Лукаш. Первая – как лидер фракции, вторая – как непосредственный куратор данного направления в партии. Именно усилиями этих двух дам в новый Центризбирком попали Тамара Астахова, Юрий Данилевский, Татьяна Лукаш, Александр Шелестов.

Свое представительство в лице прежних ЦИКовцев – Юрия Донченко и Бронислава Райковского -сохранили коммунисты. Стопроцентный человек Мороза – Александр Чупахин. Он, кстати, тоже имеет солидный опыт работы в здании на площади Леси Украинки.

«Старый-новый» Михаил Охендовский, на сей раз, целиком и полностью подконтролен «регионалам». Настолько, что изначально они даже лоббировали его на пост председателя Центризбиркома. «В пику» Виктору Ющенко, который, перед тем как остановиться на Шаповале, предлагал … Степана Гавриша. В контексте недавнего президентского внесения Степана Богдановича на судью КС, удивляться таким новациям не приходится. Только никак не забывается 23 октября 2004 – кровавое побоище на ступеньках ЦИК; Гавриш, телом защищавший заседание Кивалова и Ющенко, лично штурмовавший его оскорблениями и даже кулаками.

Что касается новичков – Шелестова и Астаховой, то их наши источники в бело-голубом лагере, награждают единственной характеристикой «проверенные юристы из аппарата партии». При этом первый являлся таковым формально (руководитель юрдепартамента Центрального штаба), вторая – номинально (управляющий партнер компании А.В.Н.). Данилевского в ЦИК просто вернули – он трудился здесь до 2004-го.

«Проверяли», следует полагать, Богатырева и Лукаш. Нести ответственность за названных граждан тоже им. Тем более – за пост Секретаря руководителя Комиссии, отданный «бело-голубым» в лице Татьяны Лукаш – младшей сестры заместительницы Анатолия Толстоухова.

Старый друг лучше новых двух

Оппозиционеры, в деле подбора кадров проявили больше консерватизма. БЮТ в комиссии представляют Игорь Жиденко и Юлия Щвец. Жиденко (вместо него еще рассматривалась кандидатура Слабенко) – фактический юрист семьи Юлии Тимошенко, этакий управюрделами на Днепропетровщине, где ближайшие родственники Юлии Владимировны – мать, дочь, тетя имеют некоторые активы. Швец – дочка еще одного соратника лидера БЮТ, нардепа пятого созыва Виктора Швеца, являвшегося ранее одним из высших чинов ГПУ.

«Наша Украина» действовала по принципу «старый друг лучше новых двух». «Пришельцам» они предпочли проверенных и опытных Анатолия Писаренко (считается близким к Петру Порошенко) и Валерия Шелудько (ранее перебрался в ЦИК из Верховного Суда, где трудился помощником председателя. Сейчас его фигуру фракция утвердила единогласно – без малейших возражений).

БЮТ и НУ получили также по одному из руководителей Комиссии. Со стороны Тимошенко это Жанна Усенко-Черная (ассоциируется с Богданом Губским), со стороны НУ – Андрей Магера. В ЦИКе Кивалова они, напару с нынешним депутатом-«нашеукраинцем» Русланом Князевичем, считались главными «революционерами», отказавшимися, в частности, подписывать итоговые протоколы второго тура. Князевича потом за это взяли в список НУ. Магеру тоже приглашали, но он не пошел, сделав оправдавшуюся ставку на постоянство.

Президентский ставленник, он же – председатель нынешнего ЦИК Владимир Шаповал во время голосования в парламенте набрал менее всего голосов – 337. Вдобавок его еще освистали. А ведь именно из-за Шаповала социалисты настояли на голосовании не сразу за весь состав Комиссии («на выходе» получилось 424 «за»), но за каждого ее члена по отдельности – надеялись провалить Владимира Николаевича. Спасли его, точнее – свои договоренности с Президентом, вездесущие «доны».

О бедных членах замолвите слово

Переформатирование ЦИК – последний вопрос из «пакета компромиссов», рассматривавшийся Радой поздним вечером пятницы. Последний, но наряду с изменениями профильного закона самый, пожалуй, важный. От прилежности и добропорядочности 15 человек зависит покой и стабильность целой страны. Главным испытанием станет, безусловно, процесс подсчета голосов с их дальнейшим обнародованием и обоснованием. Еще ранее предстоит наладить работу по комплектации реестра избирателей, не допустив его превращения в уточненный список тех, кто явился на участки в 2006-м. Словом, сделать все для того, чтобы ни у кого не возникало ни сомнений в «честности и прозрачности» элекций, ни желания снова поменять тех, кто их проводил.

Напоследок о «бывших» - Давыдовиче, Ставнийчук и Дубовике. Марину Ивановну подвела позиция нейтралитета – учитывая невозможность полного контроля, «регионы» решили с ней просто не связываться. Головы Дубовика и Давыдовича «полетели» в контексте борьбы с «рукой Медведчука», которую бело-голубые сейчас то привечают, то отталкивают. Люди знающие подтвердят: «ничейный» Давыдович ассоциировался с одиозным Медведчуком не многим менее «эсдековского» Дубовика. К тому же, Ярославу Васильевичу, как говорят, в последнее время выполнять свои функциональные обязанности порядком мешали пристрастия к жидкостям известного свойства.