УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Спи спокойно, Калашников: наш «спецназ» - самый безобидный

1,3 т.
Спи спокойно, Калашников: наш «спецназ» - самый безобидный

Народный депутат-регионал Олег Калашников намедни попытался «взорвать» собственной сенсацией. На заседании парламента он во всеуслышание заявил, якобы спецподразделения Министерства обороны Украины готовятся к захвату правительства, Верховной Рады, "захвату премьер-министра и кортежа, который его сопровождает".

Напомним, что по утверждению Калашникова, сегодня как минимум три боевые элитные группы специального назначения в составе 100, 150 и 80 человек "готовы выполнять задачи по захвату Кабинета Министров Украины, Верховной Рады, осуществлять аресты депутатов - членов Коалиции национального единства, членов правительства, а также готовы осуществлять аресты на рабочих местах".

Безусловно, тема достойна внимания и нам пришлось потратить время, чтобы разобраться, насколько реально грозен украинский «спецназ» по тем крупицам информации, которые удалось найти в открытых источниках.

В составе Вооруженных сил Украины «спецназ» представлен частями специального назначения Сухопутных войск и Военно-морских сил. После распада Советского Союза Украина получила в «наследство» четыре части «спецназа» (три «сухопутные» бригады из состава военных округов и одну морскую из состава Черноморского флота). Отдельные бригады специального назначения военных округов дислоцировались в Крыму, Кировограде и Изяславе. В состав ВМС Украины была включена 7-я отдельная бригада специальных операций. Вскоре в Киеве под руководством Я.П.Горошко было также создано формирование специального назначения в составе Главного управления разведки Министерства обороны Украины, о котором и упоминает в своих заявлениях народный депутат Олег Калашников.

http://phl.com.ua/

Реформирование украинской армии не обошло стороной части «спецназа». В Крыму отдельная бригада спецназначения сначала была переформирована в полк, а позже передислоцирована в Кировоград. Дислоцировавшаяся ранее в этом же городе 9-я отдельная бригада СпН превратилась сначала в 50-й центр специальной подготовки «спецназа» Украины. После передислокации полка специального назначения из Крыма центр был расформирован, осталось лишь небольшое учебное подразделение. 8-я отдельная бригада специального назначения (г. Изяслав) была также переформирована в 8-й отдельный полк СпН, который вскоре был передислоцирован в город Хмельницкий. В ходе реформирования ВМС отдельная бригада специальных операций была преобразована в морской центр специального назначения.

Непрерывная череда реформ и отношение к «спецназу» по остаточному принципу повлияли на его качественное состояние самым отрицательным образом. Поэтому показные стрельбы и другие «шоу», организованные для высокопоставленных военных чиновников, не могут заслонить собой проблемы, связанные с буднями и боевой учебой украинского «спецназа». Ведь если посмотреть на сегодняшний  арсенал и экипировку бойцов, то ответы на многие вопросы видны мгновенно. Оружие, маскхалаты, средства связи, … - все еще со времен Советской Армии образца конца 80-х годов прошлого века: тяжелое, не всегда удобное, и с каждым годом все больше морально и физически устаревающее... А те немногие образцы современного снаряжения, экипировки, транкинговые радиостанции, … - часто куплены бойцами или за свой счет из их скудной зарплаты или же благодаря эпизодической помощи от спонсоров. На всевозможных оружейных выставках рекламируются образцы оружия, специального снаряжения на все случаи жизни, но украинские «спецназовцы» о них лишь мечтают.

Читатели могут возразить, что это все вымысел автора, но сказанное хочется подтвердить цитатой из официального рупора Минобороны «Народна армія». Начальник службы Главного управления разведки Министерства обороны Украины полковник Юрий Серветник по данному поводу высказался достаточно откровенно:

«… з превеликим жалем повинен визнати, що на сьогодні спецназ Збройних Сил дійсно гірший. І є гіршим за цілою низкою показників.

Перший показник - у жодному зі спецназів силових відомств, крім армії, немає солдатів строкової служби. Тоді як у частинах спецназу Збройних Сил на даний момент значну кількість особового складу складають саме солдати-строковики. Причому ці солдати перед тим, як потрапити до спецназу, не проходять практично ніякого відбору. Це абсурд, але це так. Така реальна картина: служимо ми з тими, хто потрапляє до спецназу, у тому числі й випадково… З приводу військовослужбовців строкової служби існує також така проблема. Сьогодні наші солдати служать рік, і передбачається, як відомо, зменшити термін служби до 9 місяців. Ми за радянських часів не встигали солдата навчити за два роки, хоча займалися не так, як зараз. Сьогодні катастрофічно не вистачає ні засобів, ні часу на підготовку… Питання матеріального забезпечення спецназу не менш актуальнее».

Крутые парни из «острова»

Формированию специального назначения в составе Главного управления разведки Министерства обороны Украины вообще долгое время удавалось «не светиться» на страницах СМИ. И только буквально недавно подразделение спецназа ГУРа впервые показало своих парней перед прессой, да и то во время сдачи ими зачетов по рукопашному бою. Журналистам тогда удалось «выжать» немного информации от заместителя командира подразделения Василия Рудого. Дальше цитируем строки из газеты «Народная армія» от 2006.01.05.:

„… Підрозділ складається з добровольців... Не принципово, якою військовою професією вони володіли раніше. Адже "наші хлопці" є не лише в десанті й морській піхоті, а й серед танкістів, артилеристів тощо. Мотивація - бажання служити у військах спеціального призначення. Потім відбір. Хто пройшов - потрапляє до нас. Добре, що є такі хлопці, для яких зарплатня - не головне при виборі професії. Хоча соціальна складова бажає кращого, особливо в плані забезпечення… Ці люди проводять якнайменше 10 діб на місяць у відрядженнях - у горах, полі, вміють керувати будь-якою технікою…».

Но если говорить по сути, то у этого подразделения также хватает проблем. Прежде всего, даже по штату оно довольно немногочисленное. К тому же испытывает трудности в комплектовании личным составом. Ведь заработная плата офицеров этого подразделения хотя и выше, чем у их коллег в войсках, но для киевских цен и того уровня нагрузок, которые имеют место в этом подразделении, явно не достаточная. Другой проблемой является то, что в Киевский гарнизон может попасть служить офицер при наличии у него квартиры в столице. Это также существенно отразилось на комплектовании «спецназа» ГУРа. Кроме того, как нам удалось узнать из неофициальных источников, группа военнослужащих из этого подразделения сейчас находиться в длительной зарубежной командировке. Поэтому очевидно, что государственный переворот горсткой офицеров, пуская даже высокопрофессионально подготовленных, можно совершить лишь где-нибудь в далекой банановой республике или в боевике, но не в Украине.

Почти сенсация

Между прочим, военное ведомство понимает, что «спецназ» украинской армии находится далеко не в лучшем состоянии. Во всяком случае, 22 марта этого года министр обороны Украины Анатолий Гриценко впервые официально заявил о планах военного ведомства по созданию командования сил специальных операций. Это было сказано в связи с посещением им 8-го отдельного полка специального назначения Сухопутных войск, дислоцированного в Хмельницком. Современные тенденции развития сил специальных операций и реальная сегодняшняя ситуация со «спецназом» вынудили руководство военного ведомства Украины обратиться к данной теме. Но если раньше об этом имели место лишь слухи и мнения специалистов, то теперь произошло фактически первое официальное заявление Анатолия Гриценко: «Готовится решение о создании командования сил специальных операций. Это делается с целью объединить все части и подразделения специального назначения под единым командованием и определить принцип комплектования на контрактной основе, поднять уровень боевой подготовки, технической оснастки современными средствами ведения боевых действий и связи». Министр также отметил, что предусматривается координация подготовки и применения центров и полков специального назначения с батальонами и ротами военной разведки, которые есть в составе корпусов и бригад, с подразделениями морской пехоты, имеющиеся в составе войск береговой обороны, а также аэромобильных подразделений. "Часть специального назначения - это наиболее подготовленный компонент сил быстрого реагирования и немедленного реагирования, которые могут выполнять задачи на территории Украины и за ее пределами. Это элитные части и подразделения", - сказал Гриценко. Кроме того, он сообщил, что на протяжении двух месяцев будет осуществлена проверка уровня боевой подготовки и готовность к выполнению поставленных задач всех частей специального назначения и отработана концепция создания сил специальных операций. Напомним, что согласно стратегическому замыслу по применению ВС Украины, утвержденному президентом, определенно 7 ситуаций их возможных действий, которые в том числе включают операции и задачи антитеррористического и другого специфического характера, которые способен эффективно выполнять «спецназ». В случае применения подразделений специального назначения они будут передаваться в подчинение Объединенному оперативному командованию, которое будет отвечать за проведение этих операций. Сейчас, отметил Анатолий Гриценко, эти части находятся в подчинении командования Сухопутных войск, командования Военно-Морских сил и Главного управления разведки. Также глава оборонного ведомства оценил состояние специального вооружения и техники «спецназа». Министр подчеркнул, что в министерстве обороны будет разработана программа закупок соответствующего оружия и средств связи этих элитных частей.

Анатолий Гриценко:

«Можно не закупить два танка, но технически обеспечить наш «спецназ» - это даст намного больший эффект. Нынешний уровень оснащения частей специального назначения позволяет выполнять возложенные на них задачи, но необходимо смотреть на перспективу, в будущее. Средства мы обязательно найдем, будем экономить на чем-то другом. Но вопрос обеспечения частей специального назначения ВС Украины будет приоритетом».

Если отбросить в сторону нормативно-правовую базу, регламентирующую использование силовых структур во время внутренних кризисов и немного пофантазировать, то все равно становится очевидным, что от таких грандиозных планов до создания реальной силы, способной повлиять на ситуацию в стране, путь достаточно большой. Поэтому «страшилки» об армейском «спецназе», безусловно, имеют право на жизнь, но до реальности им достаточно далеко.