УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Купальское чудо для Мороза

Купальское чудо для Мороза

Говорят, если на Ивана Купала перепрыгнуть через костер, то можно очиститься от многих грехов. Лидер социалистов Александр Мороз поступил куда прагматичнее – он грамотно разыграл сценарий своего избрания спикером и в политическом смысле «сорвал цветок папоротника». Интересно, понравится ли это его старым и новым политическим партнерам, ведь столь предприимчивых игроков в украинской политике традиционно не любят.

С одной стороны – избрание Александра Мороза председателем Верховной Рады, безусловно, логичный шаг. Сан Саныч – политик искушенный и опытный, у него уже есть опыт работы спикером в непростых условиях противостояния Верховной Рады с тогдашним президентом Кучмой. Показал он себя и как мастер компромисса, вместе с Виктором Медведчуком и Петром Симоненко став лоббистом проведения политической реформы в парламенте прошлого созыва. Этот статус, кстати, вовсе не мешал Морозу оставаться последовательным оппонентом Леонида Кучмы. Небесталанный поэт и хороший шахматист вообще давно привык просчитывать собственные шаги. Впрочем, столь радикальной «деоранжевизации» председателя СПУ никто не ожидал. Возможно, кроме него самого – социалисты с настойчивостью, достойной лучшего применения, давно настаивали на том, что они носят другой, «рубиновый» цвет. Наверное, создание коалиции (ситуативной или нет – покажет время) с Партией регионов и коммунистами лучше всего доказало: идеалы Майдана отошли для Мороза на второй план, есть истинные ценности – власть и возможность влиять на ситуацию в стране.

фото Толстый и Тонкий/ОБОЗ

С другой – жертвой спикерского триумфа Александра Мороза стал «социалист номер два» Иосиф Винский. Первый секретарь политсовета СПУ громко заявил о своем уходе с поста и нежелании отдавать партию в руки «предателям» и «ренегатам». Известно, что Иосиф Викентьевич пользуется репутацией «серого кардинала социалистов» и до последнего времени считался партийным казначеем. Напомню, что в формате «демократической коалиции» Винский примерялся на портфель первого вице-премьера, ради которого он был готов расстаться и с должностью в партии. «Кобу» (как называют в партии Винского) Мороз разменял весьма хладнокровно, вопреки тому, что его позиции долго казались незыблемыми. Правда, Винскому пришлось в последние месяцы выдержать довольно жесткую борьбу за влияние на Александра Мороза, и ее он, похоже, проиграл Николаю Рудьковскому, излучавшему радость после объявления партийного лидера парламентским вождем. Не напрасно Николай Николаевич покинул пост мэра Чернигова, ой, не напрасно. Хотя Винский еще бодрится и обещает бороться за партию, ситуация в парламентской фракции и партии в целом не позволяет ему рассчитывать на успешную борьбу против располагающего с 6 июля серьезными рычагами влияния Мороза. Правда, потрясения – и неприятные – будут. Опытный орговик Винский вряд ли останется неприкаянным, а многие его знания о социалистической реальности, обретшие публичность, могут серьезно умножить скорбь партайгеноссе по СПУ.

Объективно говоря, активную борьбу Александра Мороза за спикерское кресло по-своему спровоцировала и Юлия Тимошенко. БЮТ настолько увлекся окучиванием электорального поля социалистов, что был полон решимости создать левоцентристскую партию, способную при определенных раскладах поглотить СПУ. Без получения весомого кресла в государственной иерархии Сан Санычу было бы просто нечего ловить буквально в краткосрочной политической перспективе. Спикерство было единственным реальным шансом обеспечить продолжение карьеры успешного политика для Александра Александровича, и он разыграл комбинацию весьма эффективно, без сантиментов и моральных ограничений. Более того – он позволил поиграть с собой лидеру БЮТ, оставаясь в тени ее активности. Зато теперь Морозу придется постоянно действовать с оглядкой на Юлию Тимошенко – женщины подобных выходок не прощают даже джентльменам с благородной сединой. К тому же БЮТ совместными усилиями четырех других представленных в парламенте политических сил вытесняют в оппозицию. Это питательная среда для рейтинга Юлии Владимировны, поэтому однозначно прогнозировать легкую жизнь лидеру СПУ не приходится. От солидаризма, исповедуемого «сердечниками», до социализма – всего шаг. И 6 июля было одним из немногих слов, когда отправленная в политический нокдаун Юлия Тимошенко не нашла что сказать.

Надо отметить, что парламентское представительство социалистов чрезвычайно активно разыгрывало собственную «золотую акцию». Морозу приходилось постоянно маневрировать, поскольку размеры фракции СПУ оказались приблизительно вдвое меньше прогнозировавшихся перед голосованием на парламентских выборах. Более того - среди 33 депутатов-социалистов приблизительно третью часть составляют бизнесмены, заинтересованные в сохранении и развитии собственных коммерческих проектов. Очевидно, бизнесовый сегмент парламентского представительства СПУ выступил своего рода противовесом Винскому, давно привыкшему к большему влиянию на Сан Саныча. Кроме этого, Александру Морозу приходилось настойчиво бороться за сохранение позиций партии в исполнительной власти. Надо сказать, что спикерский плацдарм для опытного политика – прекрасная позиция для решения этой проблемы. Несложно догадаться, что сохранившие или приобретшие новые портфели в исполнительной власти активисты СПУ будут поддерживать своего вождя.

Самому Александру Александровичу в спикерском кресле определенно будет чем заняться. В своей «тронной речи» он пообещал всячески способствовать объединению страны и общества. Мороз даже подчеркнул, что у него нет никаких обязательств перед другими политическими силами. Ни для кого не секрет, что задача последовательного в своих действиях Сан Саныча – продолжить политическую реформу, максимально закрепить уже существующие положения, расширить и углубить процедуру перехода основных властных полномочий с центра на места. С другой стороны, и процесс законотворчества, как анонсировал это Мороз, должен стать более эффективным. Впрочем, новый регламент позволяет увольнять (как и назначать) парламентского председателя простым большинством голосов. Так что Александру Морозу еще предстоит понервничать.

В этом контексте сложно предположить, что Виктор Ющенко был жизненно заинтересован в сильном и искушенном в политической интриге спикере. В президентском окружении сегодня просто нет адекватного по навыкам политического интригана, способного противопоставить новоизбранному председателю Верховной Рады качественную стратегию укрепления и сохранения президентской власти. Мороз – известный поборник парламентаризма, для которого укрепление роли законодательного органа был и остается вопросом чести. Не исключено, что спикеру придется пережить эффект дежа вю – против него будут также настойчиво бороться, правда, на этот раз у председателя Верховной Рады будет куда больше полномочий для ответных действий.

Избрание Мороза спикером значительно осложняет осуществление Украиной своего с недавних пор одновекторного внешнеполитического курса. Социалисты, как известно, настаивали на проведении всеукраинского референдума по вопросу вступления нашей страны в НАТО. Сложно рассчитывать, что после избрания Александра Мороза спикером СПУ будет заинтересована в модернизации собственной позиции. Кстати, видимо, стоит забыть и об экономических реформах либерального толка – левоцентристская коалиция в парламенте вряд ли ограничится избранием спикера, но попытается поднять на знамена вопросы социальной защиты трудящихся.

6 июля Мороз поступил как профессиональный политик, доказав: для партийного лидера интересы родной политической структуры куда важнее, чем предварительные и союзнические договоренности и прочие, как оказалось, «милые глупости». Без лишних сантиментов Сан Саныч выбрал конфигурацию коалиции, позволившую социалистам разыграть свою «золотую акцию» с максимальной эффективностью. Естественно, лидер СПУ не был заинтересован на этом этапе даже в ситуативном участии в таком альянсе «Нашей Украины». Впрочем, вряд ли он и дальше окажется приверженцем расширения коалиции – Морозу куда интереснее сохранять парламент в полуподвешенном состоянии, позволяющем ему проводить решения, как говорится, на классе. Сан Саныч слишком долго шел к вожделенной парламентской вершине в индивидуальном разряде, чтобы не знать, как и нее доказать, что он «не первый и не второй». Впрочем, и оппонентов он себе под Ивана Купала получил неслабых…

Евгений МАГДА, DailyUA