УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Василий Джарты "опустил" Ахметова

Василий Джарты 'опустил' Ахметова

Вниманием всеукраинских СМИ Василий Джарты пока не избалован. В бытность руководителем избирательного штаба ПР на минувших парламентских он сознательно избегал публичности. В период мэрства в Макеевке и работы в должности первого зама Донецкой облгосадминистрации, его фигура интересовала преимущественно региональных журналистов. Так что теперь он, в некотором роде, наверстывает упущенное и делает это, как показалось, не без удовольствия. В беседе Джарты достаточно откровенен, предельно благожелателен, «не съезжает» с острых вопросов. Но про него, в отличии от некоторых других донецких неофитов, нельзя сказать, будто бы Джарты старается казаться лучше, чем есть на самом деле. Назначение периферийного лидера на пост главы избирательного штаба, приключившееся прошлой осенью, немало озадачило столичную политтусовку. Говорили всякое. И то, что у Василия Георгиевича три уголовных дела «за душой» и то, что имеется судимость «по малолетке» и то, что в родной Макеевке его кличут не иначе, как «бригадиром», каковым он якобы «вырос» из команды Ахатя Брагина, где, кстати, подружился с Ринатом Ахметовым. Именно с «главным доном» Джарты ассоциируют в первую очередь. Рассказывали, их роднят еще и общие татарские корни. На поверку, выяснилось: Джарты – вовсе никакой не татарин, а грек. В преддверии беседы с «Обозом» он рассказал, как его предков, еще при Екатерине, переселили «осваивать донецкие степи». Еще один расхожий вымысел - близость Джарты к семье Виктора Януковича. Возник он на почве совместного его с Людмилой Янукович посещения детского дома «Пролисок», что в Макеевке. Джарты сам когда-то создал этот «Пролисок», посему, ничего удивительного в том, что маленькие его обитатели, именуют Василия Георгиевича не иначе как «папа Вася», нет. Услышав такое обращение, журналисты заключили: Джарты не просто патронирует детский дом, но и покрестил тут всех малышей. Естественно – на пару с Людмилой Янукович. Историю эту нардеп рассказывает с улыбкой, характеризуя свои отношения с лидером ПР как «рабочие на грани товарищеских, но не более», добавляя: «мы не справляем вместе семейных праздников, не ходим на охоту». В этом же контексте – опровергает информацию о том, будто бы его назначение на должность первого зама Донецкой ОГА, а не на ее председателя – порождение конфликта Ахметова с Януковичем. До появления в Киеве Джарты был известен в двух ипостасях. Как человек, сумевший обеспечить, в своем традиционно «красном» округе, провластной «Еде» наибольший по всей стране результат. «Без йоты админресурса», - уверяет Василий Георгиевич, осеняя себя крестным знамением. Так или иначе, ему, после этого, вручили специальную грамоту ЦИКа. Еще одно амплуа - один из вероятных организаторов «донецкого беспредела» против НУ в октябре 2003-го. С формализацией в качестве одного из лидеров ПР, у Джарты появилась возможность представить себя в более выгодном свете. Удалось ли ему это в формате данного интервью – судить вам.

Видео дня

«Оппозицию, какой бы она ни была, нельзя отталкивать»

За время, что ПР саботирует работу Рады, у вас была масса возможностей договориться с коалициантами. Почему вы ни одной из них не воспользовались?

Время конструктивных переговоров уже прошло. Как, скажите, можно говорить и договариваться с людьми, которые не держат своего слова? Именно поэтому мы выдвинули им ультиматум.

Мы от своих принципов не отступимся. ПР готова идти до конца, если потребуется – до роспуска парламента и перевыборов.

Попытаться найти общий язык можно и в сессионном зале.

Разблокировать трибуну – значит допустить к ведению заседаний Временную президию. А она может вынести на голосование любой вопрос. Николай Катеринчук однажды так уже поступил.

Но условия, сформулированные вами для НУ, БЮТ и СПУ, не могут быть выполнены еще и потому, что противоречат положениям коалиционного соглашения.

Очевидно, подписывая его, они не думали ни о Конституции, ни о Регламенте Рады. Как теперь со всем этим разбираться – их проблемы.

Сомнительно, что если бы на месте победителей оказалась ПР, вы бы сейчас точно так же рассуждали.

Давайте будем сомневаться, когда мы действительно там будем.

Не секрет, что во время «консультаций» ПР и НУ очень сблизились.

Действительно, общий язык удалось найти по многим позициям. Но ни о комитетах, ни о механизмах распределения должностей мы не говорили…

Вы говорили о том, что, во имя коалиции, готовы на любые кадровые уступки. Даже на «слив» Януковича с премьерства и спикерства.

Мы, в отличии от некоторых, не стояли, извините, в такой позе: «нам нужен премьер и больше ничего». Напротив: выражали готовность к компромиссам на пользу страны.

Особо подчеркивали готовность не только взять власть, но и разделить ответственность за происходящее в Украине.

Если Виктор Ющенко утверждает, что он – за объединение государства, то доказывать это, очевидно, надо на деле, а не на словах.

Оппозицию, какой бы она ни была, нельзя отталкивать. Тем более, что оранжевая коалиция, если уж так говорить, представляет интерес меньше половины всех избирателей.

Сблизились настолько, что между ПР и НУ был подписан коалиционный договор, который господин Безсмертный демонстрировал на закрытом заседании политосвета партии, как альтернативу аналогичному документу, завизированному БЮТ и СПУ. Вы ведь не будете отрицать его существование?

Я не знал, что он демонстрировал, но то, что мы подписывали договор, да, это правда, подтверждаю.

Там подписи Богатыревой и Азарова, верно?

Да. Совершенно верно.

Во время консультаций с НУ и, косвенно, с Президентом, обсуждалась также возможность создания, на базе ПР и НСНУ, единой партии к 2009-му, в поддержку Президента Ющенко.

Мне об этом неизвестно.

«Во фракции Ахметов – рядовой депутат»

Президент говорит, что не собирается распускать Раду, значит, единственное, что вам остается – организовать массовую сдачу 150-ти собственных мандатов.

Если будут новые выборы – никакая коалиция нам уже не понадобится, мы сможем сформировать собственное большинство.

Вы и в этот раз могли это сделать, если бы помогли набрать больше голосов коммунистам, Натальи Витренко и «Не так!».

«Не так!» и Витренко конкурировали с нами на одном электоральном поле. То, что мы, как партия, боролись за своего избирателя, - вполне нормальное явление.

Всем желающим двигаться с нами на выборы одной колонной, еще осенью было предложено вливаться в ряды ПР.

Блокируя сейчас работу ВР, срывая попытки как-то договориться, вы только осложняете свои отношения с Президентом. Для оппозиции это, наверняка, не лучшая перспектива.

Мы, кажется, коалицию, обсуждаем, а не президента. Виктор Андреевич подчеркивает: партии должны договориться между собой сами, он в этом процессе участия не принимает.

Но вы считаете президента главным на сегодня политическим игроком?

Безусловно, считаю.

Главный политический игрок с вашей стороны – Ринат Ахметов, от всех этих процессов почему-то самоустранился, чем серьезно осложнил ситуацию. Очевидно, если бы его роль была более активной…

Это говорит только о том, главный политический игрок в Партии регионов – Виктор Федорович Янукович.

Вас послушать, получается, Ахметов – рядовой депутат из 186-ти в ПР.

Если мы говорим только о политике, то во фракции он действительно, рядовой депутат.

«Лично мне все равно кого выдвинет коалиция: Порошенко, Кинаха или кого-то еще»

Все ваши действия: от блокады Рады до оппозиционных форумов в регионах выглядят не иначе, как попытки шантажа власти.

Это не так, мы просто неизменно следуем своим принципам, обещаниям, данным на выборах.

Что касается региональных форумов, то ПР не может игнорировать настоятельные требования наших активистов на местах разъяснить, что происходит на центральном уровне.

Это, по-вашему, способствует объединению страны, о котором вы так много говорите?

А что, оранжевая коалиция, представляющая интересы менее трети избирателей, ее объединила?

Впрочем, оппозиционность при Кучме и теперь - две большие разницы. Вам действительно почти нечего бояться.

Тяжело судить, я ведь, при Кучме, в оппозиции не был. Но, если оценивать по тому, какими средствами пытается сегодня действовать оранжевая власть, сравнение, думаю, будет отнюдь не в их пользу.

Те же попытки реализовать «пакетное» голосование по спикеру и премьеру не вписываются ни в какие рамки. Ни в Конституционные, ни в регламентные.

В регламентные, как раз, вписываются. Если волеизъявление невозможно осуществить традиционным способом, предусмотрена возможность разового изменения процедуры.

Для этого сначала спикера надо избрать!

Это правовой казус, который ПР усиленно эксплуатирует!

Для того, чтобы не возникало казусов, надо действовать на законных основаниях. Мы всегда говорили: если окажемся в оппозиции, будем контролировать неукоснительное исполнение всех законов. Так что все по-честному.

Оранжевые не доверяют друг другу, боятся взаимного «кидка», потому и настаивают на «пакете». Но, что же эта за коалиция? Смогут ли они при таком колоссальном недоверии дальше эффективно взаимодействовать?

ПР можно понять: ведь тайное голосование сорвать гораздо проще.

Большая часть членов Счетной комиссии ВР, вплоть до ее руководителя – помаранчевые. Все в их руках.

На спикера претендует Петр Порошенко, человек, мягко говоря, не чужой для Партии регионов.

Дело не в человеке, а в процедуре.

Лично мне все равно, кого выдвинет коалиция: Порошенко, Кинаха, еще кого-то. Все это такие условности: кто, с кем, против кого. Вы ведь сами знаете: многие из тех, кто оппонирует друг другу в сессионном зале, за его пределами – настоящие друзья.

«В ПР не было никаких «внутренних течений»

Вы настаиваете на монолитности фракции, но, на этапе формирования избирательного перечня, насколько я помню, личностные позиции Виктора Януковича были не самыми завидными, а, с появлением в списке большого числа людей Ахметова-Колесникова и вовсе пошатнулись.

Это неправда, когда формировался список, позиции лидера были самыми крепкими.

Каждый кандидат проходил обсуждение на совете партии, потом фамилия заверялась лидером. Не было в ПР никаких «внутренних течений», все это, извините, ерунда и выдумка.

Если вы так говорите, то просто плохо знаете наших людей. Дай Бог, чтобы такие, как Ринат Леонидович, были бы в каждой политсиле, чтобы те, кто пришел с ним…

Особенно – водитель Рината Леонидовича.

Я когда закончил институт, у нас из группы в тридцать человек было три отличника, но никто из всей группы, не работает сегодня на руководящих должностях.

Если человек работает водителем, то это еще не значит, что он хуже кого-то.

Очень важно, чтобы люди в политике были порядочными, чтобы они готовы были делить не только власть, но и ответственность, а не так, как сегодня: говорят одно, делают другое, а думают третье.

Однако, в ПР налицо кадровый голод. Составляя список, вы рассчитывали на прохождение 125-ти депутатов, остальные – случайные люди.

Неправда, передо мной, как руководителем штаба, стояла задача в 151 человек.

Но, в свое время, ПР ведь рассматривала возможность замены лидера. Просто, накануне кампании, эту затею посчитали слишком уж рисковой.

Глупости, не было такого, мне даже улыбаться не хочется.

Продолжение следует. Во второй части интервью читайте откровения Василия Джарты о своих уголовных делах, судимости, связях с Ринатом Ахметовым и общем бизнесе с Михаилом Бродским.

Соня КОШКИНА