УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Пирровы победы: о последствиях коалиции

Пирровы победы: о последствиях коалиции

Итак, коалиция большинства создана и тем самым пройден первый и наиболее ответственный этап переформатирования украинской власти под стандарты политреформы. Правда, проблемы на этом не заканчиваются, а только начинаются. Среди множества факторов, которые будут влиять на развитие событий и поведение их участников, пока отметим три.

Видео дня

Первый — «заклятая дружба» Нашей Украины и БЮТ. Причины далеко не в личной неприязни и конкуренции между отдельными персонами, а в схожей логике происхождения и существования этих партий. Обе структуры возникли «под лидера», это партии «одной победы» — победы их лидера. Такая победа является первой и последней целью структур данного типа. Однако победителей не может быть двое. Что бы там ни говорили, вражда БЮТ и Нашей Украины — это конкуренция между Ющенко и Тимошенко, президентом и премьером. Эта конкуренция будет главным фактором нестабильности внутри правящей коалиции.

Поскольку окончательная победа не достигнута, возникает соблазн «подкорректировать» правила игры таким образом, чтобы победа была если не полной, то хотя бы значительной. Это второй фактор, который будет влиять на поведение политических игроков. Виктор Андреевич всегда прохладно относился к политреформе, ограничивающей полномочия президента. Не случайно он одной из приоритетных задач считает формирование Конституционного Суда, — не в последнюю очередь для того, чтобы попробовать через этот орган скорректировать содержание реформы. Отметим, что пока победа досталась Тимошенко. Премьер-министра, назначенного парламентом, не может уволить президент. Да и сама Рада может поднять вопрос о правительственной отставке не более одного раза за сессию, плюс парламент не может этого делать в течение года после утверждения программы Кабинета и в последний год полномочий. Таким образом, премьер становится фактически неуязвимой фигурой и обладает при этом практически полной политэкономической властью. Соответственно Наша Украина заинтересована в такой корректировке реформы, чтобы лишить премьера этих привилегий, БЮТ превратится теперь в сторонника конституционной незыблемости, и обе партии попытаются привлечь на свою сторону «регионы».

Наконец, третий фактор — это Партия регионов в оппозиции. Явление интересное не столько с точки зрения текущей политики, столько как некий политико-социальный эксперимент. Хозяйственные дяденьки и бритой наружности субъекты из этой партии ну никак не представляли себя в оппозиции. Для них политика и бизнес — синонимы, и представить себя вне какой-либо должности, необходимой для развития собственного бизнеса, они просто не в состоянии. Собственно, для многих смысл депутатского мандата заключается только в возможности влиять на принятие экономических решений. Поэтому мы можем стать свидетелями постепенного размывания этой фракции. Вероятно, что процесс будет непростым и сопровождаемым многочисленными скандалами. Возможно также, что в его итоге может оформиться некое политическое ядро, которого до сих пор были лишены восточные регионы, чья элита использовала политику только как экономический инструмент. Скорее всего, это ядро сформулирует наконец-то некую идеологию, которую восток сможет противопоставить западу. В этом есть и положительные, и отрицательные стороны, но лучше, чтобы это процесс начался как можно раньше и прошел как можно безболезненнее.

Владимир 3OJIOTOPEB, «Контракты»

www.kontrakty.com.ua