Партнер Фирташа рассказал все его секреты

555
Партнер Фирташа рассказал все его секреты

Вчера британский парт­нер совладельца Ros­UkrEnergo Дмитрия Фирташа — Роберт Шетлер Джонс — признался, что г-н Фирташ контролирует «Крымский титан», «Крымский содовый завод» и «Ровноазот». По словам г-на Шетлера Джонса, украинские химические активы г-н Фирташ консолидировал для развития производства на «Крымском титане».

Роберт Шетлер Джонс в интервью газете Financial Times признался, что оба крымских предприятия принадлежат сейчас немецкой RSJ Erste Beteiligungs GmbH. Однако последняя является временной структурой, и после консолидации химических активов Дмитрий Фирташ должен остаться единственным владельцем украинских предприятий. Кроме украинских активов, по словам г-на Шетлера Джонса, г-н Фирташ также владеет химическими заводами в Эстонии — «Нитроферт» и в Таджикистане — «Таджиказот». А еще ему принадлежит российская компания «Зангас» и австрийская Zangas, которая строит газопровод в Туркмении. Имя г-на Фирташа начало звучать в прессе в апреле, после того как был обнародован отчет PriceWaterhouse Coopers о финансовой деятельности RosUkrEnergo, в котором говорилось, что бенефициариями 50%-ной доли Raiffeisen Investment A.G. в RosUkrEnergo являются два гражданина Украины: Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин.

ЗАО «Крымский титан» создано в сентябре 2004 г. на базе ГАК «Титан». Государство, внесшее в УФ производственные мощности, получило 50%+1 акция. Неизвестная тогда компания RSJ внесла денежные средства в размере 368 млн. грн. и получила 50%+1 акция. Пакет акций «Крымского содового завода» — 89,48% — RSJ Erste купила в феврале 2004 г. у финансовой компании «Клиринговый дом». 53,86% акций «Ровноазота» были куплены у Фонда госимущества в сентябре 2003 г. австрийской компанией Raiffeisen Investment AG за 48,396 млн. грн. для покупателя, имя которого не оглашалось.

Роберт Шетлер Джонс заявил, что сейчас RSJ намерена объединить предприятия в единую структуру. Цель консолидации активов — привлечение инвестиций для модернизации производства на «Крымском титане», говорит британский бизнесмен. По его словам, г-н Фирташ готов вложить на протяжении пяти лет от $500 млн. до $800 млн. для налаживания на производстве более широкого спектра продуктов на основе титана и титановых сплавов для авиации, космической промышленности и т.д. «Мы очень серьезно рассматриваем возможность привлечения стратегических партнеров с Запада»,— заявил г-н Джонс.

Г-н Фирташ опередил украинское правительство, которое уже несколько лет вынашивает идею по созданию госхолдинга на базе крымского «Титана». Украинские власти уже несколько раз предпринимали попытку оспорить приватизацию «Титана» и вернуть в госсобственность горно-обогатительные комбинаты, которые он сейчас использует, однако безуспешно. Сейчас власти взяли тайм-аут. «О какой ВИнК (вертикально интегрированной компании.— «Эі») может идти речь, если государство не владеет сырьем?» — вопрошает зам­министра промполитики Виктор Баранчук.

Создание госхолдинга на базе ГАК «Титан» активно лоббировала российская «Ренова», контролируемая Виктором Вексельбергом. Однако на момент подготовки материала представители «Реновы» и украинского представительства компании «ТАКО» были недоступны для комментариев.