УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Российская демократия утонула в нефти или задохнулась газом

Российская демократия утонула в нефти или задохнулась газом

В понедельник в центре Карнеги в Вашингтоне глава сенатского комитета по международным делам Ричард Лугар и обозреватель газеты New York Times Томас Фридман попытались ответить на вопрос, как связаны между собой нефть и демократия. Господин Фридман выразил мнение, что рост цен на нефть убивает демократические реформы в нефтедобывающих странах, и возвестил о наступлении "времени геологии, а не идеологии". В свою очередь, Ричард Лугар, выразивший недовольство энергетическим давлением России на Европу, назвал такую политику "новым реализмом". С подробностями – корреспондент Ъ в Вашингтоне ДМИТРИЙ СИДОРОВ. На встречу в центр Карнеги под интригующим названием "Нефтеполитика и угроза глобальной безопасности" глава сенатского комитета Ричард Лугар приехал на гибридном автомобиле Toyota Prius с двигателем, работающим как на бензине, так и на электричестве. Судя по всему, этим господин Лугар хотел продемонстрировать, насколько серьезно он воспринимает популярную идею активного внедрения в США альтернативных видов топлива. Жест Ричарда Лугара приобретал особую актуальность в связи с тем, что недавно по американскому телевидению был показан сюжет, из которого следовало, что призывы сенаторов и конгрессменов к снижению потребления в стране бензина явно расходятся с их реальными делами. Так, оказалось, что многие показные борцы с прибылями нефтяных компаний в конгрессе США предпочитают передвигаться по Вашингтону на прожорливых джипах, бензин для которых к тому же оплачивают их избиратели.

Видео дня

Впрочем, основной темой встречи Ричарда Лугара и Томаса Фридмана в центре Карнеги стала отнюдь не внутренняя ситуация с ценами на топливо в США. Большую часть времени заняли комментарии к нашумевшей статье господина Фридмана, опубликованной журналом Foreign Affairs. Статья была посвящена влиянию нефтяных цен на демократические реформы в нефтедобывающих странах.

Свое выступление Томас Фридман начал с упоминания таких ведущих мировых экспортеров нефти, как Иран, Россия, Венесуэла, Саудовская Аравия, Нигерия и Кувейт. При этом господин Фридман попытался проследить связь между неуклонным ростом мировых цен на нефть и уменьшающимся желанием экспортирующих нефть государств проводить демократические реформы. В качестве наиболее показательных примеров Томас Фридман выбрал Иран и Россию. По мнению господина Фридмана, низкие (относительно сегодняшних) мировые цены на нефть в свое время вынудили предыдущего президента Ирана Мохаммада Хатами, правившего с 1997-го по 2005 год, "заговорить о необходимости общемирового диалога". Практически в то же время когда цены на нефть были на уровне $20-30 за баррель, президент США Джордж Буш "увидел душу в глазах российского президента Владимира Путина", заявил Томас Фридман, переходя к России. "Однако сейчас, когда стоимость черного золота превысила 70 долларов за баррель, в глазах Владимира Путина Джордж Буш сможет увидеть только 'Газпром' и другие компании, которые проглотило правительство РФ",– с иронией заметил обозреватель New York Times.

Поднятую Томасом Фридманом тему госконтроля над нефтяной отраслью продолжил в своем выступлении Ричард Лугар. Сенатор согласился с выводом известного журналиста, заявив, что "большая часть нефтяных запасов в России контролируется государством, как, впрочем, и в Венесуэле, Саудовской Аравии, в Иране, а с этого понедельника и в Боливии".

Правда, Ричард Лугар не стал обвинять президента РФ в желании подчинить себе нефтяную отрасль, многозначительно заметив, что не Владимир Путин, а тот, кто находится в шаге от президентства, держит руку на нефтяном пульсе России. О ком конкретно идет речь, сенатор Лугар, впрочем, не уточнил. Зато он напомнил о газовой войне между Россией и Украиной. Квалифицируя повышение цен на газ для Украины как "агрессию против Европы", глава сенатского комитета не преминул напомнить, что Германия привязана к российскому газу на 40%, а Венгрия на 80%.

Несмотря на критику действий Кремля и Томасом Фридманом, и Ричардом Лугаром, рецептов противодействия России они не предложили. Так, господин Лугар в беседе с Ъ выразил мнение о том, что, несмотря на нынешнюю политику Москвы, президент Буш не откажется от поездки на саммит G8 в Санкт-Петербург. "Мы должны общаться",– заявил Ричард Лугар.

Между тем, подводя итоги обсуждения в центре Карнеги, ведущий эксперт фонда Heritage Ариэль Коэн отметил, что "в любой крупной нефтеэкспортирующей стране контроль властей за нефтью становится политической доминантой". "Международное хамство свойственно странам-экспортерам в момент пиковых цен на нефть, будь то арабы в 70-е или Уго Чавес с Махмудом Ахмади-Нежадом в 2006 году",– добавил эксперт.