УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Каждому политтехнологу – по надзирателю!

Каждому политтехнологу – по надзирателю!

Приближающиеся парламентские выборы вновь подняли тему использования «грязных» технологий различными участниками политического процесса. Перед глазами снова возникают картинки с минувшей президентской кампании, которая отличилась особым цинизмом, неразборчивостью и массовостью применения таких технологий. Вспомнить хотя бы отравление кандидата в Президенты Виктора Ющенко или ролики об Украине «трех сортов» и гражданской войне.

И это только верхушка айсберга. А ведь была задействована еще и широкая технология фальсификации выборов, беспрецедентная по своим масштабам в новейшей истории Украины. Чем обернулось использование таких технологий для их разработчиков и реализаторов, общеизвестно (хотя рука правосудия их так и не настигла, несмотря на многочисленные обещания Генпрокуратуры и МВД).

Общество стояло на грани раскола и реального силового противостояния не только по региональному принципу, но и во многих украинских семьях, где даже ближайшие родственники едва в одночасье не стали врагами только из-за различных политических предпочтений. Только желание найти компромисс помогло выйти из кризиса, хотя отголоски той кампании слышны и сегодня.

И вот, когда политическая истерия пошла на спад, приближающаяся парламентская кампания снова дает массу оснований предполагать, что «грязные технологии» будут использоваться в не менее широких масштабах, чем на президентской. Примером тому может служить скандал с отставкой госсекретаря, породивший правительственный кризис и подорвавший доверие к «оранжевой» власти. В данном случае Президент, основываясь на мнении своих заангажированных советников и политконсультантов, принял не совсем адекватное ситуации решение.

Из прошедшей президентской кампании украинские политтехнологи и политконсультанты вынесли несколько принципиальных выводов. Во-первых, компромисс с собственной совестью в конце концов заканчивается плачевно, тем более что это может иметь обратный эффект и ударит в первую очередь по репутации самих консультантов и политиков, которых они обслуживают. Во-вторых, после выборов среди политтехнологов стала крылатой фраза: «То, что мы считали «чёрным» PR, в действительности оказалось «белым».

Под этой фразой следует понимать, что развиваются не только технологии, но и интеллектуально вырос отечественный избиратель. Это связано с тем, что доверие избирателя к действующим каналам коммуникации неуклонно падает, что при использовании «грязных» технологий часто дает обратный эффект.

Для решения проблемы чистоты избирательного процесса консалтинговое агентство MARTIN group выступило с инициативой подписания «Хартии этических принципов политических консультантов Украины». Наша инициатива нашла понимание у более чем 90% украинских политологов и политических консультантов, к которым мы обратились с соответствующим предложением.

Однако существуют определенные проблемы с ее практической реализацией. Так, например известный российский политический консультант Марат Гельман в интервью «Коммерсанту» отмечает, что подобные хартии уже принимались в России, но на практике их придерживаются только крупные компании, которые дорожат своей репутацией.

"На территории бывшего Союза имидж политтехнологов очень дискредитирован, и такие документы призваны скорее реабилитировать лицо самих политтехнологов и политконсультантов", - считает Гельман. На вопрос, сможет ли принятие Хартии предотвратить использование "грязных" политтехнологий, Марат Гельман заявил, что "это больше зависит от клиентов, чем от нас".

По выводам экспертов MARTIN group, которые основываются на опыте стран, в которых подписывались подобные документы, для эффективного применения положений хартии, необходимо следующее.

Первое – создание некоего надзирательного органа, в который бы вошли политконсультанты, консультирующие различные политические силы. Такая организация (чаще политологический клуб) выполняет функцию мониторинга и реагирования, путем обнародования фактов применения «грязных» технологий в ходе избирательной кампании. Хотя решения этого органа и не будут иметь юридической силы, они позволят обществу знать, какие политики и консультанты используют данные технологии.

Второе – жизненно необходимым является присоединение к подписанию Хартии не только политологов, но и политиков, которые выступают заказчиками подобных технологий.

Решение проблемы проведения избирательной кампании в рамках правового поля и этических принципов возможно лишь в случае комплексного подхода к решению данной проблемы. Необходимо взаимное желание воплощать в этические принципы, как со стороны заказчиков-политиков, так и со стороны исполнителей-технологов. Кроме того, инициатива очищения «политической кухни» от сомнительных приемов и персоналий поможет в будущем увидеть в органах власти профессионалов, компетентно отвечающих за выполняемую ими работу.

Так что быть или не быть правилам политического fair play, во многом зависит от уровня политической культуры украинского политикума и желания строго следовать установленным принципам.

Владимир Поляков, Агентство MARTIN group