"Большая воронка в бетоне": эксперт назвал "сюрприз", который получил враг после поражения субмарины в Новороссийске
На самом деле от поражения "Варшавянки" Украина получила несколько бонусов
Не за горами — начало нового телевизионного сезона. Как правило, именно к этому времени телеканалы приурочивают серьезные изменения в своей сетке вещания, а также выход в эфир новых масштабных проектов. О том, что готовит в новом сезоне своим зрителям телеканал ICTV, «Дню» рассказал генеральный директор телекомпании Александр БОГУЦКИЙ.
— К новому телевизионному сезону ICTV готовится в других общественно-политических условиях, чем к прошлому. Как это реально отразится на сетке вещания вашего телеканала, в частности на информационно-аналитическом вещании?
— Я бы не преувеличивал изменения общественно-политических условий. С формальной точки зрения почти ничего не изменилось — есть Президент, есть Верховная Рада, есть премьер-министр. Они и далее, к сожалению, не напоминают одну команду, которая уделяет 100% своего времени реализации программы развития страны в интересах народа. Скорее всего, такой программы и нет. Ситуация эта ухудшается приближением парламентских выборов. И возможный кризис объединенной команды может вызывать неадекватное давление на медиа или попытки быть лучше других в своей любви к Родине...
А помимо этого, мне кажется, наиболее актуальной остается возможность понятно и логично принимать какие-то важные общественно-политические решения. И отсутствие открытой, аргументированной дискуссии, которая бы имела целью принятие справедливых решений, что, наверное, ощущается в обществе, мы будем пытаться в какой-то мере на нашем телевизионном канале компенсировать. В частности, с помощью программы «Свобода слова» с Савиком Шустером, которая стартует на ICTV в начале сентября. Мы очень рассчитываем на то, что это будет главная дискуссионная площадка страны. Но опять же — для того, чтобы она такой стала, нужно, чтобы чиновники, которые принимают те или иные решения, не боялись идти в студию, где будут задавать жесткие вопросы. А тем хватает — чуть ли не каждый день дарит нам какие-то решения исполнительной власти. Другое дело, что, невзирая на сомнительность некоторых решений, есть не так уже и много людей, которые готовы отстаивать другую точку зрения. Люди как будто считают — да ну его, это же может как-то повлиять на мою личную карьеру... Ведь у нас не очень любят тех, кто критикует. Но я надеюсь, что приближение парламентских выборов заставит людей от каких-то общих предложений перейти к конкретным спорам с целью решения тех или иных задач. Украинцы хотели бы уже, мне кажется, не просто голосовать за красивых людей или за людей, которые очень убедительно говорят и вызывают доверие, а голосовать за людей с программами, которые готовы аргументировано отстаивать свою точку зрения.
— Кстати, о названии — «Свобода слова»: так называлась программа Савика Шустера на НТВ, и такое же название было у программы на ICTV, одной из ведущих которой была и главный редактор «Дня» Лариса Ившина. Обе программы — хотя и по разным причинам — закрыли...
— Мы гордимся тем, что название программы «Свобода слова» появилось у нас на телевизионном канале (раньше, чем на НТВ). Но если говорить о той программе, которую вели Лариса Ившина и Дмитрий Киселев, то в то время как они — состоявшиеся журналисты, — были на 100% готовы к этой свободе слова, к открытой дискуссии в студии, то их гости очень часто оставались на уровне достаточно мягких фраз, обобщений, вроде «вы сами понимаете, о чем я говорю». Мне кажется, очень важно называть вещи своими именами и понимать, кто стоит за тем или иным решением. Новые стандарты все равно внедряются в жизнь, и я более чем уверен, что новая «Свобода слова» будет дополнительно формировать понимание важности открытости и участия в публичных программах.
— Но не начнутся ли снова разговоры о «варягах» на украинском ТВ — мол, неужели собственных кадров нет?
— Вы знаете, собственные кадры нужно воспитывать. И одна из проблем украинской журналистики — отсутствие достаточной силы характера для того, чтобы вступить, например, в дискуссию с чиновником, который публично делает неправдивые заявления. Если обратить внимание, на украинских ток-шоу почти все ведущие в ответ на, скажем так, не совсем правду, просто кивают головой... Савик Шустер — это явление как русскоязычный журналист. Кстати, он гражданин Канады, а не России, он уже полгода занимается украинским и, я надеюсь, рано или поздно сможет по-украински говорить так же хорошо, как говорит по-русски. Разные могут звучать обвинения. Мне кажется, что нужно быть уверенным и стараться обеспечить важнейшие вещи — обсуждать общественно значимые темы и давать возможность проявиться по меньшей мере двум позициям.
Главное — мы бы очень хотели, чтобы появились площадки для дискуссии. ICTV в новом сезоне свой вклад в это точно сделает.
— Какие еще программы, кроме «Свободы слова», станут такими площадками?
— Программа Дмитрия Киселева. Она изменит время своего выхода в эфир и будет выходить в воскресенье утром. Это будет программа в формате жесткого интервью, и предусматривается, что ее гостями будут люди, которые влияют на принятие решений и принимают решения — не только представители законодательной власти, не только общественные лидеры, но и реально действующие люди из исполнительной власти. Другое дело — будут ли люди готовы к жестким вопросам.
— А есть все признаки того, что украинские чиновники еще до сих пор не готовы?
— Несомненно. Проблема в том, что большинство из них вообще не общается или сводит общение к публичным заявлениям. То есть происходит общение декларациями. Но эта проблема и не могла решиться сама по себе. Потому что в новой власти не так уже и много новых людей, и очевидно открытых политиков можно перечислить по пальцам — это, например, Президент, Виктор Пинзенык, Николай Томенко. Кого- то из них, возможно, не было бы так много на экране, если бы другие министры из правительства говорили с людьми. Например, несмотря на реальные инициативы правительства в социальной сфере министр труда и социальной политики Вячеслав Кириленко не стал достаточно публичным политиком, невзирая на все выходные данные — молодость, интеллигентность, фотогеничность и т.д. Но министр, мне кажется, должен расходовать процентов 40 своего времени на промоцию идей и решений. То есть не сначала принять решение, а потом объяснять, а наоборот — сначала понять, как лучше принять то или иное решение, провести дискуссию и потом уже это решение принимать и внедрять.
— Во время последних президентских выборов у канала ICTV были некоторые, скажем так, «недоразумения» с нынешним Президентом, в частности связанные с позицией Дмитрия Киселева в истории с отравлением Виктора Ющенко. Отразилось ли это на послевыборных отношениях между ICTV и властью?
— Я считаю, что наш Президент остается одним из немногих (к сожалению!) позитивных примеров как открытости в большой команде украинской власти, так и лидеров, которые научились перелистывать страницы. Я думаю, что наши извинения за отдельные, наверное, недопустимые, интонации, он принял и эту страницу перелистал. Но тема личной ненависти, которую мы видим в действиях главных должностных лиц, — настолько непрогнозируема, что она может завтра встретиться в любом месте или коснуться кого угодно. Конечно, речь идет в первую очередь о наших акционерах и о реально довольно жестких действиях по отношению к ним со стороны главных должностных лиц.
— Кстати, об акционерах... В последнее время было немало слухов о перераспределении информационного рынка, об изменениях в структуре собственности тех или иных телеканалов. А вот если говорить об ICTV...
— Наши акционеры тверды в намерении не менять свои отношения с телеканалом ICTV. Кстати, в сентябре мы будем праздновать пять лет появления на телеканале ICTV программы «Факты», я тоже работаю на канале пять лет. И за это время мы на самом деле очень много сделали вместе: телеканал, который не имел ни собственного производства, ни собственной информационной службы, сейчас является одним из самых любимых среди украинцев. И это — общее достижение и команды, и акционеров. С другой стороны, известны, например, заявления Виктора Михайловича Пинчука о том, что он — бизнесмен, и рассматривает все предложения... Но до работников канала, до его менеджмента донесена четкая позиция, что никаких изменений в составе акционеров не планируется. Другое дело, что очень много людей любят делать безответственные заявления, и эта дискуссия о смене акционеров — своего рода фактор дестабилизации.
— А что вы могли бы ответить на разговоры относительно того, не отражаются ли на информационной политике ICTV другие бизнесы, которые связывают с вашими акционерами?
— Я горжусь тем, что на освещении деятельности Кабинета Министров острота вряд ли справедливого конфликта его руководителя с нашим акционером никак не отражается. И мне кажется, что телеканал ICTV как раз является партнером правительства в реализации программ и Президента, и других представителей новой власти относительно изменения жизни простых людей к лучшему. Речь идет и о принятии бюджета, и о борьбе с инфляцией, и о промоции сложных государственных решений. И было несколько очень важных моментов, когда точно было понятно, что правительство нуждается в поддержке или во всяком случае понимании важности принятия тех или иных сложных решений, проведения их через ВР. Относительно конфликта вокруг отдельных предприятий, то наша позиция — чистая и прозрачная. Здесь речь идет не о НФЗ, как и речь не шла о Криворожстали. Это просто достаточно резонансные дела, которые, возможно, могут быть примером отношения новой власти или каких-то других людей к бизнесу в целом в этой стране. Потому что если правительство спокойно может упразднить решение, принятое, например, в 1999 году, то так же можно отменить любое другое решение. Я считаю это достаточно важным для понимания ситуации в Украине в целом. Если, например, пересмотр предыдущих решений происходит в системе субъективных, эмоциональных решений, то эти — как будто открытая декларация государственной политики. При смене демократов на республиканцев акционеры любой американской компании даже не могут предположить, что какие-то решения, принятые лет пять или шесть назад, могут быть пересмотрены. А вышеупомянутые подходы точно имеют свои последствия, потому что, насколько я знаю, в Украине не наблюдается бум инвестиций, невзирая на то, что была огромная волна позитивных эмоций по отношению к Украине...
— В то же время вы говорите, что канал является партнером правительства...
— Речь идет не о лояльности, а о требовании к журналистам внимательнее относиться к инициативам, которые осуществляются на пользу людям. Очень много серьезных тем — таких, как пенсионная реформа, реформа здравоохранения, начисления на заработную плату и проблема ее легализации — нуждаются в серьезном внимании и профессиональной подготовке.
— То есть можно сказать, что в новом сезоне телеканал ICTV берет на себя повышенные обязательства относительно собственной социальной ответственности?
— Для нас точно очень важно это направление. Возможно, уже в октябре у нас появится новое разговорное ток-шоу с Машой Ефросининой. И вообще в новом сезоне мы будем пытаться сделать максимально много отечественного продукта и показывать максимально много украинских людей в телевизоре. Не только политиков, но и простых людей. Кроме того, не забывайте, что не только отдельные программы несут на себе нагрузку социальной ответственности. Очень важной и максимально быстрой в реагировании на те или иные социальные проблемы является программа новостей. И для «Фактов» эти проблемы всегда были значимыми. Например, я считаю, что очень важным проявлением журналистской солидарности и большой журналистской победой стало спасение Насти Овчар, которое произошло во многом благодаря телевизионным сюжетам. И в каждом конкретном случае — грязная вода, проблемы с транспортом, с газом, с электричеством, невнимательное отношение к простому человеку, увеличение количества аварий на украинских дорогах и необходимость сделать более жесткими наказания за езду в нетрезвом состоянии — это точно темы для сюжетов «Фактов». Другое дело, что мы бы хотели, чтобы на те или иные темы реагировали быстрее...
Не менее важно для нас показать молодых украинцев — симпатичными, образованными, успешными, с открытыми милыми лицами и прекрасным чувством юмора. И я рад, что за почти 14 лет украинского независимого телевидения ICTV стал первым телевизионным каналом, который сделал первый украинский ситком с современным качественным украинским языком и героями-украинцами, непохожими на деградантов с суржиком на языке и салом в голове.
— За последний год на телевизионный рынок вышло несколько новых игроков — НТН, К1 и К2. Учитывая это — насколько более жесткой, по вашему ощущению, стала конкуренция на телевизионном рынке?
— Конкуренция действительно растет безумными темпами, причем это — не экономическая конкуренция, а амбиции, и попытка за счет огромных инвестиций в телевидение решить свои вопросы в другом бизнесе — а не строить самостоятельный бизнес, к сожалению... Но это значит, что нужно еще больше работать, нужно отвечать на новые вызовы времени. И мы будем стараться это делать.
— Сейчас ICTV входит в пятерку лидеров, но учитывая вышеупомянутые факторы...
— ICTV никогда не уйдет из пятерки лидеров. Более того — мы, конечно, будем бороться за усиление наших позиций в этой пятерке. Сегодня нас смотрят приблизительно 10% наиболее интересной для рекламодателей, для бизнеса аудитории — «от 14 до 49». И эти позиции мы бы хотели сохранить.
— А какой прогноз относительно их усиления?
— Вы знаете, новых зрителей не появляется, то есть их можно только «соблазнить» — за счет аудитории других телевизионных каналов. Мы будем очень серьезно работать для того, чтобы это сделать. Но это — очень непростая борьба, поскольку на всех каналах работают квалифицированные команды, которые ставят перед собой амбициозные цели.
Михаил МАЗУРИН, «День»
Жми! Подписывайся! Читай только лучшее!
На самом деле от поражения "Варшавянки" Украина получила несколько бонусов
Что известно о Шибко и его состоянии и на чем мог зарабатывать чиновник
Атака существенно ослабила систему противовоздушной обороны РФ