УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Секрет его молодости

1,0 т.
Секрет его молодости

Пару месяцев назад в Крыму был популярен перефразированный московский анекдот. Новости местного телеканала, ведущая: «А сейчас, уважаемые телезрители, коротко о главном. Главный у нас все еще Куницын».

Это удивительно, но анекдот продолжает оставаться популярным и сегодня. После всех громких назначений и не менее громких учреждений! Другими словами, общественное мнение решительно не замечает каких-либо изменений на политическом небосклоне Крыма. Более того, количество «верующих» в эти изменения катастрофически тает с каждым днем.

Лично у меня безмолвные борцовские схватки под видавшим виды ковром руководящих кабинетов вызывают два вопроса: что же все-таки происходит в Крыму и как на все это смотрит официальный Киев? А если не смотрит никак, то почему? Ведь не верится мне, что где-то на Банковой не найдется хорошего настенного календаря и что какая-то умная голова, однажды взглянув на него, не скажет человеческим голосом: «Опаньки! Так это же выборы на носу! А что у нас по регионам? Вот, скажем, Крым. Теплое море, это, конечно, хорошо, но – количество поддержавших Президента Ющенко на полуострове оч-ч-чень уж небольшое, это раз; власть там сменилась значительно позже, чем везде в стране, это два; а какие перспективы у этой власти, это три, четыре и пять».

После утверждения Анатолия Матвиенко умные люди в Крыму разделились на два лагеря. Одни (в том числе и «Обоз») утверждали, что руки у нового крымского премьера крепко связаны, а посему ждать от него слишком радикальных телодвижений не стоит. Вторые, ссылаясь на явственную харизму Анатолия Сергеевича и его опыт руководящей работы, прогнозировали, что «оранжевый» предсовмина способен удивить.

Матвиенко удивил. И первых, и вторых. Впрочем, состав «коалицинного» крымского Совмина не пинал только ленивый. И почти каждый, кто с тоской глядел на перетасованную колоду из одиозных персонажей, пророчил самые грустные перспективы для демократической идеи на полуострове.

Последний гвоздь в гробик их иллюзий забил неувядающий Сергей Куницын. Его комментарий по поводу нового состава Совмина был краток и гениален – я доволен, в Совмин вошли люди, с которыми мы вместе работали и решали одни задачи!

Что касается персоналий Совмина, то достаточно будет одной яркой личности. Как, например, Ольга Максимовна Удовина - милостиво оставленная на своем посту Министр крымского Совета Министров. Ярый борец с «оранжевой чумой», она пользовалась неограниченным доверием шефа. Когда Куницын бывал в отъезде, именно госпожа Удовина «оставалась на хозяйстве» и имела полномочия решать самые деликатные вопросы, в которые не были посвящены даже боевые заместители Сергея Владимировича.

Если же говорить, над чем работали Куницын и его команда, какие задачи они решали в Крыму, хорошо проинформированы правоохранительные органы. Часть из них уже стала достоянием общественности, над другой частью пока еще старательно работают следователи.

Впрочем, пыл следователей разного ранга имеет свойство угасать. А надежда «друзей по приватизации», впавших было в уныние, наоборот, склонна возрождаться – словно птица Феникс из пепла. Ибо если перевести слова Куницына из официального языка на разговорный, получится: «Не бойтесь, ребята, никто вас в обиду не даст!». Сохранив своим главным подельникам не только свободу, но и политическую карьеру, опытный боец Куницын продемонстрировал не только кто в доме хозяин. Нет, он сделал гораздо больше – он вселил уверенность в чиновников рангом поменьше, в районных руководителей, что «стабильность» в Крыму сохраняется, а тот, кто верно дружит с Сергеем Владимировичем, никогда не останется внакладе.

В результате огромная «серая масса» из чиновников, которые влезли в уголовно наказуемые деяния не слишком глубоко – только потому, что влезть глубже им не позволили более шустрые индивиды – совершенно правильно поняла предназначенный им месидж. Еще буквально вчера они затаились, будучи готовыми сдавать бывшего патрона оптом и большими партиями, стараясь заслужить расположение нового хозяина полуострова. Сегодня они будут стоять за господина Куницына горой. Потому что он остается Хозяином. И создание им своей фракции в Верховной Раде Крыма, из 11 пока (!) парламентариев, тому яркое подтверждение.

Многие уже успели заметить, что Сергей Куницын, когда появляется в прессе и на телеэкранах, в последнее время перестал произносить сакраментальное: «Мы с Дейчем». Людям это не нравится, люди уже привыкли подтрунивать над таким проявлением крепкой мужской дружбы. Но Куницын продолжает молчать, а Борис Давыдович тоже слегка хмурится и отворачивает голову. И фракцию, говорят, даже не хотел регистрировать. То есть даже активно мешал ее регистрировать. Неужели черная кошка между старыми друзьями пробежала?

Ну, мешал или делал вид, что мешал, не суть важно. Как бы жизнь ни складывалась, но отдавать 11 собственноручно вскормленных штыков из своей «Стабильности» в куницинский «Крым» каждому было бы жалко. Однако злые языки утверждают, что у Сергея Владимировича появился новый действующий политический партнер. Если это не Дейч, то кто? Догадайтесь с трех попыток. Тем более, что крупных фигур в Симферополе не так и много.

Ну, злые языки на то и злые, чтобы постоянно что-то этакое утверждать. Тем более, в стране у нас всегда живо интересуются, кто, с кем, когда и о чем договорился. В свое время знающие люди утверждали, будто бы Кучма договорился с Ющенко – причем о многих любопытных вещах. В первую очередь о своей неподсудности. Оказалось – пшик! Сам Виктор Ющенко об этом заявил лично и прямо: никаких гарантий не было, мол, и точка!!! Народ по привычке верит, но уже хочет доказательств. Вернее, хочет, но молча.

В Крыму же народ вообще словам верит мало – такова ментальность. Только слухам. А по ним получается, что новопоставленный здесь Анатолий Матвиенко успел крепко договориться уже перед тем, как войти в зал Верховной Рады Крыма. И практически о том же, в чем подозревали наших президентов – бывшего и нынешнего. То есть, что кое-кому ничего за все это не будет! Мы имеем в виду и бурлящую водопадом приватизацию, и дачи, которые стоят там, где их, по закону, не может быть в принципе, да и разваленную экономику, которая развалилась сама по себе, так как при такой загруженности до нее просто не доходили руки.

В результате, процесс первичного накопления капитала по-крымски закончился успешно: кто был никем, тот может уже позволить себе такие развлечения, на которые самому бедному в Украине населению и облизываться неудобно. А само это население самый известный в стране арест – Бориса Колесникова – знаете, как комментирует? «Воровал мало, не то, что наши!»…

Куницына, конечно, можно понять. Борис Давыдович стал чересчур инертным, жалуется на здоровье, а вместо грандиозных планов заботится только о том, чтобы сохранить нажитое непосильным трудом. Зачем нам, амбициозным, такие попутчики? Тем более, что бывшему соратнику по НДП Анатолию Матвиенко можно сделать предложение, от которого тяжело будет отказаться.

Какое именно? А представьте себя на месте Анатолия Сергеевича. Тяжело ему в Крыму, ох тяжело! Один в поле не воин – это про таких, как он, писали. Соратников, друзей, единомышленников практически ноль. То есть, опереться не на кого. Зато давление возрастает с каждой минутой: крымские татары требуют, чтобы им было позволено то, что никому другому нельзя; братья-славяне тянут в разные стороны, но преимущественно в сторону Москвы; местные элиты предлагают помощь, но в обмен на возобновление привычных бизнес-схем; а строгий Киев при этом требует все эти схемы порвать и выбросить подальше. А тут еще и Президент лично масла в огонь плеснул, во всеуслышанье заявив: квартиры ты здесь не получишь, про земельку можешь забыть, да и покидать свой кабинет будешь в том самом костюме, в котором вошел.

А жить-то как, да и выборы, прости Господи, на какие деньги делать? Тут Сергей Владимирович по-дружески так, как бывшему однопартийцу продолжает советовать. И не внимать советам тяжело. Во-первых, Киев в благодарность за написанное собственноручно заявление Куницына по-джентльменски не трогает. Это именно тот случай, когда шантаж Президента достиг своей цели. Во-вторых, влияние у Куницына в Крыму распространяется не только на подотчетных ему футболистов «Таврии». Так что ссориться с ним в открытую означало бы начать военные действия при численном преимуществе противника. При этом Киев тяжелой артиллерией вряд ли поддержит (причины см. выше).

Значит, не биться, а мириться? Вот и господин Куницын о том же! «Ты, – говорит, – Толик, возглавил вместо меня власть? Вот и рули, я мешать не буду. Если поможешь собрать оппозицию. И двинем тогда друг на друга потешные полки! Грохот, шум и пыль обещаю. Как и финансирование всей этой военной кампании. Мой друг Макс Курочкин любит, когда весело, он денег не пожалеет. Уж в этом, будь уверен, опыт есть и не воспользоваться им – грех большой!».

Суперприз Куницына – должность спикера Верховной Рады Крыма. То, что он на нее метит, стало понятно, когда Сергей Владимирович начал резко отрицать такую возможность. Суперприз Матвиенко – статус-кво и возможность решать свои задачи в качестве председателя Совета Министров. В том, что второй приз гораздо скромнее, ничего удивительного – игра-то чужая.

Матвиенко это понимает, он думает и не спешить делать резких шагов. В шахматах это называется цугцванг – каждый ход только ухудшает позицию. Согласится он на предложение Куницына, значит, станет простым статистом на чужом празднике жизни. И, естественно, проиграет. Не согласится? Тогда, чтобы выиграть, нужна срочная перегруппировка сил.

В крымской Верховной Раде такой процесс, кстати, прогнозируется. То есть, продолжение оттока местных депутатов от Дейча к Куницыну. Но это опять чужая игра. А когда же начнется наша?