УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Назад, Италия! или Берлускони на мякине не проведешь

Назад, Италия! или Берлускони на мякине не проведешь

Нынешний правительственный кризис в Италии вызван тем, что правящая коалиция потерпела поражение на выборах в парламент в 12 регионах из 14. Премьер-министр поначалу немного понервничал, но затем лихо заявил: никаких сюрпризов – ухожу! В отставку. Но не с тем, чтобы уйти в тень, а чтобы сформировать новый кабинет. Обо всем договоримся, и правительственная колесница покатит дальше. Возможно, по Апиевой дороге, чтобы постараться поднять недоразвитый юг до уровня процветающего севера.

Видео дня

Думается, Берлускони не упустит власть из своих рук. Он-то тертый калач, и не в таком страна состоянии, чтобы срочно менять возничего. Его премьерский срок истекает весной следующего года, поэтому во всех смыслах разумно позволить ему довластвовать до конца. Когда еще в Италии появится такой колоритный премьер?!

На все руки мастер

Друзья любят называть Сильвио духовным сыном Маргарет Тэтчер и миллиардера Дональда Трампа. Сам Берлускони считает такое положение вещей безусловным преимуществом: «Я настолько богат, что у меня даже мысли не возникнет залезть в государственный карман!» - с улыбкой восклицает он.

Этот 68-летний господин обладает девятым по величине в Европе и 25-м в мире состоянием. Понятно, что в родной Италии он – первый. Ему принадлежит многопрофильный концерн «Фининвест» с многомиллиардным оборотом. Руководящие посты в нем занимают либо родственники, либо свои в доску люди.

Империя «Кавальере» (это одно из прозвищ Берлускони, а имеются и другие – «Иль Биг», то есть «большой», а также «Суа Эмиттенца» - неологизм, образованный смешением двух слов – «превосходительство» и «передатчик», в смысле «телевизионный») – состоит из трех сотен фирм и предприятий, на которых трудятся более 40 тысяч человек.

Фундаментом этого колосса служат строительные компании – именно в этой сфере он начинал свой бизнес. В ходе познания мира Берлускони пришел к выводу, что хорошие дивиденды – и материальные, и духовные, а вернее политические – может приносить сфера массовой информации, и поэтому активно ринулся в это пространство.

В настоящее время пять из семи главных итальянских телеканалов непосредственно находятся под контролем Берлускони, то есть принадлежат либо ему самому, либо ближайшим его компаньонам. Он владеет 51% акций «Медиасет» - ведущей итальянской телевещательной компании, объединяющей три канала. Его щупальца дотянулись до Испании, где он отхватил 25% третьего по величине в стране канала «Телеконико». Понятно, что порядочный человек и политик не может без печатного органа, и потому генеральную линию Берлускони пропагандируют газета «Джорнале» и вереница изданий помельче.

Всем известно, что у итальянцев вторым развлечением после поглощения спагетти считается футбол. Берлускони прекрасно отдает себе отчет в важности такого пристрастия и находит поддержку у футбольных болельщиков благодаря тому, что владеет одним из популярнейших клубов – «Миланом».

Чтобы чего-то добиться, надо знать закон Свое состояние Сильвио Берлускони сколотил лишь собственным трудом, благодаря собственному таланту и смекалке. Никаких капиталов по наследству ему не досталось. Его отец был скромным служащим миланского банка «Разини».

Но сметка у паренька проявилась еще на школьной скамье. Быстро сообразив, что все в этой жизни имеет свою цену, она стал за вознаграждение писать для своих менее толковых соучеников сочинения и контрольные.

В те годы у Сильвио проявилась и пристрастие к более свободному творчеству – он охотно участвовал в школьных театральных постановках и в выступлениях музыкального ансамбля – играл на гитаре, а иногда и пел. При этом никогда не забывал, что всякая деятельность помимо морального удовлетворения должна приносить и удовлетворение материальное: за деньги он устраивал сверстникам кукольные спектакли, а также подрабатывал, выступая со своими друзьями-музыкантами на туристических теплоходах.

После окончания колледжа «Санто Амброджио» Берлускони не стал делать ставку на «искусственную» лошадку, а принял весьма реалистическое и обоснованное решение, поступив на юридический факультет. Если хочешь добиться в этой жизни чего-то весомого и осязаемого, надо первым делом знать закон, а потом еще и освоить, как к этому закону приспособиться, а то и манипулировать им.

Деньги должны вертеться

В 1962 году вместе с несколькими проверенными друзьями Берлускони основал строительную фирму и принялся обивать пороги различных учреждений в поисках солидного кредита. Год скитаний по кабинетам принес плоды – кредит был получен.

За эти деньги Берлускони приобрел обширный земельный участок на северной окраине Милана и принялся за строительство жилого комплекса на четыре тысячи обитателей. Через два года район Милан-2 был построен. Банкиры оценили способность Берлускони умело пользоваться чужими деньгами, и следующие кредиты доставались ему заметно легче. К середине 70-х он воздвиг еще один район для богачей и крупнейший в городе торговый центр. Обитатели «жилищных комплексов Берлускони» не могли нарадоваться: они в один голос твердили, что живут в сказке.

В 1977 году Берлускони приобрел треть акций своей первой газеты «Джорнале». С нее все и началось – это был первый камень в фундаменте ныне могущественной медиа-империи.

В середине 80-х был куплен родной клуб «Милан», который переживал нелегкие времена и уныло болтался в середине таблицы. Берлускони вбухал в команду миллионы (лишь в первый год инвестиции составили 21 млн. долларов), но цель оправдывала средства: вместе с усилением клуба росла популярность его владельца. В Голландии были приобретены звезды первой величины – Рууд Гуллит и Марко ван Бастен. На матчи «Милана» повалил зритель, и клуб стал приносить прибыль.

Вперед, Италия!

В начале 90-х Берлускони принял весьма смелое решение: не надо ждать милости от общества – следует подчинять его демократическим путем. А для этого требуется лезть во власть. Для этого, в свою очередь, необходимо создать партию! (Как видите, идеи Ильича живы и на Апеннинском полуострове.)

В 1993 году было создана организация со звучным названием «Форца, Италия!», то бишь «Вперед, родная страна!», и началась интенсивная кампания по раскрутке ее лидера для участия в выборах. С рукою на сердце Берлускони заверял, что единственным мотивом его столь решительного шага было искреннее стремление служить Италии.

Авантюра удалась: год спустя предвыборное объединение «Союз за свободу», основу которого составляла «Форца, Италия!», набрало более 20 процентов голосов и заняло первое место на парламентских выборах. В апреле 1994 года новый парламент избрал Сильвио Берлускони премьер-министром.

Однако, удержаться на вершине оказалось не так просто – срок «царствования» новоиспеченного премьера ограничился всего лишь семью месяцами. Несмотря на пыл, с которым Берлускони ринулся на борьбу с коррупцией (к осени он даже председательствовал на Всемирной конференции ООН по борьбе с мафией), его недруги не замедлили всерьез взяться за расследование его причастности к этой самой коррупции. Обвинение прокуратуры родного Милана в сокрытии налогов и подкупе чиновников налоговой инспекции заставило Берлускони на скорую руку подать в отставку. Сочетание исполнения обязанностей премьера и защиты своего честного имени оказалось непосильным даже для этого энергичного человека…

Весной 2001 года опытный политик уделил больше времени созданию коалиции, пойдя на определенный риск и притянув в нее две весьма одиозные фигуры – главу крайне правой партии «Северная Лига» Умберто Босси и лидера профашистского Национального альянса Джанфранко Фини. Ставка делалась на то, что итальянцы должны были устать от бестолкового и неэффективного правления «левых». Те лишь болтают о равенстве, а не способны на какие-либо перемены к лучшему – сколько же можно это терпеть?!

И такой подход имел успех. Конечно, потратиться пришлось внушительно, но коалиция под предводительством Берлускони одержала победу, и «Кавалер» снова уселся в когда-то покинутое премьерское кресло.

Править надо весело!

Кое-кто считает поведение итальянского премьера излишне показным, отдающим буффонадой. Приводят примеры, когда Берлускони назвал натовского шефа Робертсона Робинсоном, «создал» новое европейское государство Эстуайю (вместо Эстонии), а, поминая основателей Рима, окрестил их Ромулом и Ремулом. (Впоследствии, когда Берлускони указали на его последнюю ошибку, он как ни в чем не бывало отрапортовал: «Теперь будем их называть только так – звучит мелодичнее!»)

Но Берлускони не страшат рискованные ситуации. Несколько лет назад он проявил интерес к состоянию дел в Италии с древнейшим ремеслом – проституцией. Он не стал давать указания разобраться, принять меры и пр., а попросту пригласил делегацию бывших жриц любви к себе в резиденцию. Общение получилось весьма доверительным и искренним. Премьер был так растроган рассказами несчастных дам, что прослезился и тут же выдал им всю имевшуюся под рукой наличность, которой оказалось около двух тысяч долларов.

После чего в первом же выступлении на публике Берлускони заявил, что намерен развернуть общенациональную кампанию борьбы с уличной проституцией – пора итальянцам взяться за ум и начать возрождать публичные дома. Решить проблему можно лишь путем легализации проституции.

В данном случае все так и осталось на уровне благих намерений. Берлускони, поддавшись мгновенному импульсу, по-видимому, забыл, что проживает не в Голландии, а в Италии, где нравы не отличаются столь революционной продвинутостью. Высшее католическое духовенство однозначно выступило против революционной инициативы Берлускони, и идею о легализации проституции пришлось отложить в долгий ящик. Что ж, общество еще к этому не готово, придется подождать…

Андрей РУШКОВСКИЙ