УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Сталин в пальто или конь с яйцами?

Сталин в пальто или конь с яйцами?

После того, как бюджетные игрища в парламенте стали частью новейшей украинской истории, депутаты поняли, что пора заниматься чем-то более возвышенным. Лидер крымских коммунистов Леонид Грач, например, собрался приобщиться к высокому миру искусства. В рамках реализации задуманного он для начала решил пообщаться с одним из выдающихся мастеров современности Зурабом Церетели.

Правда, о чистом приобщении к искусству речь пока не идет. Сперва главный коммунист АРК хочет попросить московского мэтра, чтобы тот не торопился передавать групповой портрет лидеров Большой Тройки, т.е. Рузвельта, Сталина и Черчилля в дар городу-герою Волгограду, который чуть ли не на полном серьезе собираются вновь переименовывать в Сталинград.

Формальный повод у Леонида Грача вроде бы имеется. Изначально Церетели ваял этот групповой портрет для дворика в Ливадийском дворце, где шестьдесят лет назад тогда еще живые прототипы, решив вопросы с послевоенным переделом мира, позировали фотографам. Однако идея пришлась по вкусу далеко не всем. Особенно возмущались крымские татары, от которых, как известно, отец народов зачистил крымскую землю незадолго до встречи с коллегами. И крымских татар можно понять. Мало того, что целый народ был выслан в Среднюю Азию, так еще и дети теперь вопросами замучают. Ведь в школе на уроках истории им рассказывают о зловещей роли Иосифа Виссарионовича в судьбе их родителей, а на экскурсии они вдруг видят на постаменте благостного дедушку с трубкой в компании лидеров мировой демократии.

Понятно, что из песни слова не выкинешь, но для чего столько бронзовой патетики? Тем более что в самом дворце имеется постоянная экспозиция, посвященная Ялтинской конференции.

При этом не нужно забывать, что лучший друг физкультурников имел отношение не только к депортации крымских татар. За ним помимо прочего еще и голодомор числится…

Словом, тогда процесс застопорился. Теперь, похоже, все возвращается на круги своя, поскольку в дело вмешался Ливадийский поселковый совет, который 29 марта принял решение о том, что памятнику – быть. Вот тут-то Грач и решил выйти на Зураба Константиновича. Для чего коммунистам в Крыму Сталин, в общем-то, понятно. Для этих же целей там по-прежнему стоят и многочисленные Ленины. В Крыму вообще много памятных мест, связанных с идолопоклонничеством разных народов. Но зачем Украине столько Церетели? Одну скульптурку уже в прошлом году установили. К 350-летию Харькова. Причем конную. Теперь в начале проспекта Ленина на высоком постаменте в седле восседает былинный основатель первой столицы казак Харько и смотрит на памятник Ленину, который стоит на площади Свободы. Причем харьковчан больше всего радует точность передачи анатомических подробностей телосложения коня.

Единственное, что в этой ситуации утешает, так это то, что конь – не слон. А то, неровен час, могло быть как в Нью-Йорке. Туда в свое время из какой-то африканской страны в дар ООН прислали скульптуру африканского слона в полном расцвете сил и возможностей. Причем таких, что даже привычное ко всякого рода изыскам современного искусства ооновское начальство африканским натурализмом было весьма озадачено. В результате перевозбужденного слона поместили в укромном уголке, подальше от людских глаз.

Но если уж крымские ленинцы так любят творчество Зураба Константиновича, то, может быть, есть смысл выбрать из двух зол меньшее.

В смысле попросить у Лужкова церетелевских сказочных персонажей. Тех, что к ужасу коренных жителей российской столицы были выставлены на Манежной площади у Александровского сада. У Лужкова появится прекрасная возможность затеять очередную реконструкцию исторического центра, москвичи будут в полном восторге, а Церетели в случае необходимости еще наваяет. Он плодовитый. А в Ялте бетонными зверушками можно будет изуродовать Поляну сказок. Но все равно это лучше, нежели нетленный образ дядюшки Джо.

Но ежели с Лужковым все же не получится, то что, собственно, мешает товарищу Грачу пойти по пути осмотрительных чиновников ООН и не поставить церетелевский шедевр, скажем, у себя на даче? Во-первых, сразу снимется вопрос о нарушении как крымского, так и украинского законодательства относительно норм установки памятников, которые в полном объеме были проигнорированы при принятии Ливадийским поссоветом исторического решения от 29 марта. Во-вторых, к лидеру крымских коммунистов в преддверии выборов сразу расширится народная тропа. В-третьих, у прокуратуры, куда намерен обратиться с протестом народный депутат Рефат Чубаров, не будет оснований попусту тратить народные бюджетные деньги, опротестовывая решение поселковых избранников.

Ну а если Леонид Грач по какой-либо причине к произведению скульптурного искусства вдруг охладеет, то и здесь есть выход. Или сдать в виде лома в ближайший пункт приема цветных металлов (это, правда, варварство), или же (что гораздо перспективнее) подарить Большую Тройку городу Тегерану. И тем самым восстановить историческую справедливость. Ведь именно в иранской столице лидеры стран-союзниц впервые вместе вышли на люди. Об этом даже кино сняли. Помните, «Тегеран-43» называется? С Аленом Делоном, Арменом Джигарханяном и Натальей Белохвостиковой.