newspaper
flag
УкраїнськаУКР
flag
EnglishENG
flag
PolskiPOL
flag
русскийРУС

Анатолий Кинах: Мы стремимся договориться с Россией на равноправных условиях

984
Анатолий Кинах: Мы стремимся договориться с Россией на равноправных условиях

С приходом Кинаха на должность секретаря СНБО порядки в этом ведомстве изменились. Громких заявлений, к примеру, стало гораздо меньше. Но хуже ли Совбез работает? С момента назначения бывшего первого вице-премьера на новую должность прошло почти сто дней: отличный повод для того, чтобы попросить ответ на этот и другие вопросы.

Видео дня

Перед Украиной стоят очень серьезные задачи и риски

- Анатолий Кириллович, у украинских политиков сложилась традиция выступать с громкими заявлениями…?

- Публичные заявления – не тот формат и не тот метод, которым можно оберегать национальную безопасность страны. Подобным сейчас часто увлекаются. Мне приходится одергивать должностных лиц, которые задачу высокопрофессионального подхода к защите интересов Украины подменяют эмоциональными или критическими высказываниями ради собственного пиара. Мы никогда не пойдем в таком направлении. Нужно понимать, что перед Украиной стоят очень серьезные задачи и риски: достойная интеграция в европейское пространство, внутренняя проблематика, связанная со структурными проблемами, – все это можно решить только в режиме тесного взаимодействия СНБО, правительства, парламента и Президента.

- Раньше часто говорили о проблемах взаимоотношений между СНБО, правительством и секретариатом Президента. Есть ли такие проблемы сейчас?

- Важно, чтобы те, кто работает в структурах власти, четко понимали меру своей ответственности. Ведь перед нами стоит не только задача решения экономических и социальных проблем. Еще важнее не допустить утраты доверия к государству и власти. Только при высоком доверии людей к государству и власти можно двигаться дальше, защищать национальные интересы. И все, кто у власти, должны понимать это. В уходящем году проявилась серьезнейшая проблема, которую пришлось решать прямо «на марше»: политики пытались использовать СНБО и правительство в личных целях. СНБО не дублирует сейчас функции Кабмина, у нас нет на личностном уровне во взаимодействиях с правительством и секретариатом никаких проблем. Но серьезные проблемы имеются в вопросе улучшения качества государственного менеджмента, уровня профессионализма, ответственности и организации работы. Это касается и секретариата, и правительства, и самого СНБО. У нас существует острая проблема профессионализма государственной власти, качества кадров. Можно принимать очень совершенные указы Президента или постановления правительства, но если в государстве не будут работать законы государственного менеджмента, ни один закон не даст позитивных результатов. Так что именно о профессионализме мы сейчас и думаем.

Со стороны виднее

- Какую оценку вы бы дали работе СНБО за минувшие с вашего назначения сто дней работы?

- Со стороны виднее. Но считаю, что удалось сделать результативные шаги. Первое: привели в соответствие с законодательством функции и структуру Совета. Мы вышли на параметры плановой работы, постаравшись учесть все позитивное, что было осуществлено предшественниками. На сегодняшний день СНБО работает по четким планам, утвержденным Президентом. Мы способствовали принятию важных указов Президента. Первый – о защите прав собственности. Это очень важно для Украины, поскольку будет способствовать улучшению инвестиционного климата. Второй - о земельных отношениях. Сегодня тоже чрезвычайно актуальная проблема. Мы рассмотрели и проанализировали целый ряд вопросов на перспективу, касающихся европейской интеграции Украины. СНБО поддержала программу реформирования Вооруженных сил Украины на 2006–2011 годы. Президент утвердил решение по продовольственной безопасности и развитию АПК. В ближайшее время мы рассмотрим программу борьбы с болезнями, которые несут угрозу обществу. Это СПИД, туберкулез, онкологические заболевания. После Нового года возьмемся за такие проблемы, как информационная безопасность и судебная реформа. Отдельное направление - защита прав граждан в контексте реформирования правоохранительной системы. Создана специальная межведомственная комиссия под моим руководством, которая уже почти завершила работу. В этой сфере необходимо сделать реально действующим принцип верховенства закона. Требуется общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Мы однозначно будем совершенствовать Службу внешней разведки. Тем более что сделан важный шаг – принят закон «О внешней разведке». Нужно «развести» функции СБУ и МВД, чтобы они не дублировались. От прокуратуры следует обязательно отделить функцию досудебного следствия, поскольку это противоречит демократическим и правовым законам. Есть очень серьезный вопрос по Государственной налоговой администрации. От этой структуры будет отделена налоговая милиция. Мы также считаем, что внутренние войска должны быть расформированы и вместо них будет сформирована Национальная гвардия – с соответствующими функциями. Такими являются последние рекомендации СНБО.

Нельзя допустить шоковые решения

- Сейчас только и говорят, что об энергетическом кризисе, в который может попасть Украина из-за пересмотра Россией цен на газ. Насколько сложившаяся ситуация угрожает национальной безопасности нашей страны?

- Я бы не сказал, что речь идет об энергетическом кризисе. Украина работает в балансе энергетических ресурсов. У нас, например, переизбыток электроэнергии. И мы выходим на внешние рынки по ее экспорту. Запасы энергетического каменного угля у нас почти на 400 лет. То есть баланс нормальный. Проблема в другом. Еще со времен СССР у нас сложился высокий уровень энергетической зависимости от поставок извне. Например, из одного региона поставляется 80 процентов нефти, потребляемой в Украине, и если учесть, что туркменский газ идет к нам по российским магистралям, то 75 процентов газа тоже поступают из одного региона. По мировым стандартам поставка энергетических ресурсов из одного региона не должна превышать 30 процентов. Создавшаяся ситуация влияет на национальную безопасность страны. Не удивительно, что газовый вопрос, несмотря на заявления политиков, в том числе на самом высоком уровне, все больше приобретает политическую окраску. Хочу напомнить, что в этом плане Украина занимает четкую и однозначную позицию. Мы готовы ликвидировать бартерные схемы в вопросах уплаты за транспортировку природного газа – и перейти на прозрачные, финансовые. И это не предмет дискуссии. Но при этом мы говорим, что данный переход должен быть постепенным. Нельзя допустить шоковые решения. Те подходы, которые предлагает «Газпром» - пятикратное повышение цен, делает убыточным треть ВВП Украины. В первую очередь химический и горно-металлургический комплексы, ориентированные на экспорт. За этим потеря сотен тысяч рабочих мест на востоке страны. Мы аргументировано говорим нашим российским партнерам: давайте искать баланс интересов! Тем более что Украина является важнейшей составляющей энергетической безопасности Европы. По разным оценкам, 70 – 75 процентов российского газа поставляется в Европу через нашу территорию.

- Допустим, здравый смысл не победит. Есть какие-то варианты для спасения украинской промышленности?

- Безусловно. Мы готовим план действий на этот случай. Я не могу детализировать, но скажу следующее: утвержден план мероприятий, который предусматривает все сценарии. При любом, самом жестком сценарии мы сумеем минимизировать негативные последствия, которые могут возникнуть. Мы стремимся договориться с Россией на равноправных и взаимовыгодных условиях, не снижая уровня взаимного доверия.

Андрей ХРУСТАЛЕВ, "Комсомольская Правда"

www.kp.kiev.ua